Родоначальник москвоведов Дома-Дворца Александр Феоктистович Родин и Родинские москвоведческие чтения

На протяжении многих десятилетий историческое направление в учебной работе Дома-Дворца расширялось и сокращалось, видоизменялось, получая развитие в новых формах, но не прекращалось. Основное место в этой области занимало изучение школьниками Москвы их родного города, столицы нашей страны.

dvorec

У истоков москвоведения стоял замечательный педагог, краевед и экскурсионист, человек многосторонних интересов Александр Феоктистович Родин. Он родился в 1890 г. в городе Коломне Московской губернии. Окончил Набилковское коммерческое училище в Москве и вечернее педагогическое отделение Московского коммерческого института в 1917 году. Работать с детьми Александр Феоктистович начал в 1913-1914 гг., будучи студентом, в подростковом клубе-читальне, применяя игровые и занимательные формы, широко включая экскурсионную работу. В 1910-х гг. вел также кружок рассказывания для работающих подростков при библиотеке, создал актив из кружковцев, ввел «клубный день» для них. Цели работы этих объединений были, в основном, просветительские.

Именно в клубной работе А.Ф. Родина берут начало, казалось бы, весьма разнородные аспекты его педагогической деятельности. В работу детских и подростковых клубов в 1910-е – 1920-е гг. входили занятия по интересам (то, что потом стали называть кружковой работой), игры, драматизации, экскурсии. Отсюда и москвоведческое направление деятельности А.Ф. Родина («экскурсионизм»), впоследствии сочетавшее в себе школьное краеведение и работу архитектора-планировщика, отсюда та занимательность его лекций, тот непревзойденный дар рассказчика, о котором говорят все те, кому довелось слушать его выступления, отсюда его компетентность в разных формах работы с детьми и подростками. Свой педагогический опыт он обобщил в нескольких публикациях[1].

А.Ф. Родину принадлежит гуманистическая инициатива педагогического сопровождения детей, находящихся на длительном лечении (по поводу заболеваний позвоночника и пр.)[2]. Как педагог-внешкольник он отдал должное и игре, являясь в 1921-1923 гг. сотрудником Научно-исследовательского института детских игр и праздников и ведя активную работу по пропаганде игры[3]. Родин не мог обходиться и без краеведения, которым он увлекался еще с 1914 года. Еще в предреволюционные годы 1914-1917 гг. он организовал при Союзе Обществ попечения об учащихся детях г. Москвы экскурсионную комиссию, в задачи которой входила теоретическая и практическая работа по организации экскурсий по Москве и Подмосковью. В 1910-1920-е гг. А.Ф. Родин был членом комиссии «Старая Москва», занимавшейся историческим краеведением Москвы.

Круг его интересов был весьма широк: он писал о различных местностях и объектах столицы, о перспективах её будущего; большинство своих работ по игре он также написал в 1920-е гг. У него было легкое перо – об этом говорит количество его печатных работ в этот период, это чувствуется и по его мемуарам, и по тому, как он приспосабливает свой стиль к адресату издания.

Видимо, об Александре Феоктистовиче можно сказать, что он был «педагог божьей милостью». В своих воспоминаниях он увлеченно, с гордостью и даже трепетно говорит о внешкольной работе, о роли педагога-внешкольника в воспитании детей.

В 1930-е гг. А.Ф. Родин вплотную подошел в школьному краеведению, в котором стал впоследствии крупным теоретиком и практиком. В течение многих лет он вел школьные и внешкольные краеведческие кружки. Начал он эту работу с краеведческого кружка в 7 классе школы № 290, располагавшейся в здании, которое раньше занимало Набилковское училище, затем он вел домовой краеведческий кружок в доме № 6 по Никитскому бульвару (он жил в этом доме). В середине 1930-х гг. он работал в должности экономиста в одной из архитектурно-планировочных мастерских, созданных для проведения в жизнь Генерального плана реконструкции Москвы, и занимавшейся районом Усачевки и будущего Комсомольского проспекта. При этой мастерской действовал общественный архитектурно-планировочный кружок, создателем и руководителем также был А.Ф. Родин.

С 1937 года А.Ф. Родин работал в Московском городском Доме пионеров и октябрят руководителем исторических кружков в кабинете истории Москвы Дома пионеров, одновременно ведя такие же занятия в Бауманском Доме пионеров и в Московском Доме учителя.

В предвоенные годы изучение Москвы школьниками стало приобретать массовый характер. Интерес москвичей к Москве в прошлом и настоящем был связан с широко развернувшейся пропагандой Генерального плана реконструкции Москвы (1935 год); интерес школьников к истории страны был инициирован изданием в 1937 году пятимиллионным тиражом первого советского учебника по истории «Краткий курс истории СССР» под редакцией профессора А.В. Шестакова (этому изданию, как известно, предшествовал конкурс учебников и прямые наставления в этой области партийного руководства, опубликованные в печати). Московский городской Дом пионеров всегда держал руку на пульсе современности – уже в начале октября 1937 года А.В. Шестаков и другие авторы учебника выступали в МГДП перед активистами московских исторических кружков с рассказом о новом учебнике[4].

А.Ф. Родин, будучи руководителем исторического кабинета ведущего городского внешкольного учреждения, фактически возглавил эту работу – как организационно, так и содержательно.

В 1939-1940 и 1940-1941 учебных годах для учащихся 5-9 классов московских школ проводилась историческая игра «Знаешь ли ты родную Москву?». Историческая игра имела также параллельные названия «Прошлое, настоящее и будущее Москвы», «Знаешь ли ты Москву?», «Знаешь ли ты Москву и ее окрестности?». Была издана брошюра-альбом в двух частях «Прошлое, настоящее и будущее Москвы. Историческая игра учащихся московских школ», предложенная к распространению во всех школах. В брошюре содержались вопросы по истории и современной архитектуре столицы, были напечатаны фотографии исторических объектов (здания, памятники, сооружения), которые нужно было определить и описать, даны были рекомендации по изучению своего района и по оформлению работ, отправляемых на конкурс. За каждое выполненное задание участнику засчитывалось очко[5]. 15 октября 1940 г. в МГДП на подведении итогов игры перед ребятами выступили профессор А.В. Шестаков и академик архитектуры Н.Я. Колли[6].

Разрабатывая тематику конкурсов и исторических игр для московских школьников, А.Ф. Родин и в военные годы продолжал вести исторические кружки в Московском Доме ученых, в Бауманском детском Доме культуры и в Московском городском Доме пионеров. В тяжелые для столицы дни Московской битвы А.Ф. Родин, как и другие педагоги, был уволен из МГДП по сокращению штата, в июне 1942 г. зачислен в штат, и тогда же кабинет №11 был закреплен за клубом историков. В 1942-43 и в 1943-44 учебных годах, как и другие, А.Ф. Родин не брал отпуска, получая денежную компенсацию[7].

О самоотверженном труде А.Ф. Родина вспоминают его бывшие ученики В.Б. Муравьев, В.Б. Кобрин, А.И. Гурова[8]. Ученик Родина, известный историк Владимир Борисович Кобрин, кружковец Дома пионеров 1940-х годов, писал: «Исторический кружок был удивительным оазисом культуры и раскованной жизни. Мы свободно спорили обо всем <…> Благодаря нашему руководителю мы жили напряженной духовной жизнью <…> Только такой одержимый человек, как А.Ф. Родин, мог дать нам ту духовную пищу, которой так не хватало в те годы»[9].

Москвоведческая направленность работы исторических кружков Дома пионеров сохранилась. Общая тема 1942 года была – «Героическое прошлое Москвы». Эта тема уже вышла за рамки кружковой работы: впереди была большая дата – 800-летие столицы, и, таким образом, начиналась подготовка к ней. «В 1943 году возникла идея: не довольствуясь только углубленной работой многих, но немноголюдных кружков, объявить в связи с приближающимся юбилеем Москвы среди школьников конкурс на лучшую работу о Москве», – писал Александр Феоктистович в своих воспоминаниях[10]. Был создан Московский городской (Центральный) Штаб по изучению Москвы школьниками (инициатива МГК ВЛКСМ и Московского городского Дома пионеров). Конкурс посвящался 25-летию Красной Армии, председателем Штаба стал генерал-лейтенант Алексей Алексеевич Игнатьев[11], автор книги воспоминаний «Пятьдесят лет в строю», издававшейся с 1941 г. неоднократно.

Дальнейшими темами общемосковских историко-литературных конкурсов были «Города-герои Великой Отечественной войны» (1942-43 учебный год), «Москва – сердце Родины» (1943-44 учебный год), «Кому и за что Москва поставила памятники?» (1944-45 учебный год)[12]. В Московском городском Доме пионеров проходили собрания и совещания педагогов, вожатых, сотрудников внешкольных учреждений по организации в летние каникулярные месяцы этого путешествия по улицам столицы. А.Ф. Родин проводил лекции, беседы и консультации для желающих.

«В каждый из последующих годов Штаб объявлял новый конкурс, – вспоминал А.Ф. Родин, – по существу, это были одни и те же задачи, но каждый год они проходили под новым лозунгом: «Москва – сердце Родины», «Кому и за что Москва поставила памятники?», «Москва – моя Родина» и, наконец, в год 800-летия Москвы – «Москва – город вечной славы»[13].

На базе Клуба юных историков МГДП, объединявшего исторические кружки, А.Ф. Родин организовал Московское Общество юных историков[14]. «В своей работе, – вспоминал он, – я опирался на актив своего исторического кружка, которым я руководил уже пятый год»[15]. К этому времени исторический клуб занял лидирующее место среди кружков Дома пионеров. Популярность его была высока – в 1945 г. в нем было 375 кружковцев при плане 100[16]. Вместе с А.Ф. Родиным в Московском городском Доме пионеров работали педагоги-историки Голубева Леонилла Анатольевна, Никольский Владимир Васильевич, Леонтьев Борис Иванович, Киселева Анна Несторовна, Поликарпов Василий Петрович, Никитин Василий Яковлевич, Шмелев Михаил Михайлович.

Московское Общества юных историков было организовано в Доме пионеров 17 ноября 1945 г.[17]; семьдесят школьников, получившие 1 и 2 премии в конкурсе исторических работ «Москва – сердце Родины» стали его членами-учредителями[18]. Руководителем Общества и ответственным секретарем штаба по изучению Москвы школьниками был А.Ф. Родин.

Gordom-1946-neg-001

На 1946-1947 учебный год была предложена тема конкурса: «Москва – город вечной славы». Её объявил А.А. Игнатьев 5 октября 1946 года на торжественном собрании московских школьников в Доме пионеров, посвященном подведению итогов конкурса по изучению Москвы в 1945-1946 гг.[19]. Традиционно имелось и второе название: «Москва – столица Союза»[20]. В Московском городском Доме пионеров были организованы выставки, экскурсии (преимущественная тематика: «Старая и новая Москва», «Москва прошлая и Москва социалистическая»), клубные дни пионерского актива и учащихся старших классов, праздники, походы и консультации для педагогов, вожатых, внешкольных работников. Общество юных историков – центр всей работы по изучению Москвы – провело в 1947 году 12 общих собраний, на которых присутствовало 2775 человек[21].

Изучение Москвы в рамках подготовки к её 800-летнему юбилею охватило фактически всех учащихся средних школ столицы. Количество работ, поданных на конкурс в 1947 году, превысило 80 тысяч; это были не только доклады и сообщения, но и стихи и проза, различные поделки и макеты. Итоги были подведены 13 сентября 1947 года на общемосковском собрании школьников в Московском городском Доме пионеров[22].

Gordom-1947

В течение 10 лет, по признанию А.Ф. Родина, эта краеведческая работа была главным делом его жизни[23], не раз он был награжден за свой немалый труд. Один из приказов о награждении хочется процитировать дословно. Это приказ директора Московского городского Дома пионеров от 6 ноября 1944 года: «В связи с 35-летием педагогической деятельности по поручению дирекции, партийной и профсоюзной организации отмечаю огромную и плодотворную работу т. Родина в деле коммунистического воспитания детей, его большую заслугу в изучении с детьми города Москвы и истории столицы, объявляю т. Родину благодарность и премирую его отрезом на костюм»[24]. Материальное поощрение было нечастым явлением в Доме пионеров военных лет… В 1946 году в честь 10-летия Московского городского Дома пионеров Общество юных историков было награждено юбилейной грамотой ЦК ВЛКСМ[25]. а А.Ф. Родин – Почетной грамотой Исполкома Моссовета за успешную работу по воспитанию детей. Работа Общества также была отмечена в Постановлении Коллегии Министерства просвещения РСФСР от 3 апреля 1947 года[26]. Общество было награждено библиотекой исторической литературы и 30 путевками на экскурсии по СССР (20 человек выезжали летом 1947 года на 10-дневную экскурсию в Ленинград)[27], его членам предоставлялась возможность преимущественного пользования литературой в библиотеках и посещения спектаклей на исторические темы[28]. Можно смело сказать, что в эти годы юные историки стали лицом Дома пионеров. Их работе уделяет большое внимание столичная и пионерская пресса[29], они идут первыми при перечислении направлений работы МГДП[30].

В 1947 году А.Ф. Родин защитил по её результатам кандидатскую диссертацию на тему «Методика изучения московскими учащимися средних школ истории Москвы (содержание, организация, методы)»[31], позже на её основе им была издана книга «История родного города» (1951). С 1947 года А.Ф. Родин работал старшим научным сотрудником НИИ методов обучения Академии педагогических наук РСФСР, продолжая вести организованные ещё в 1943 году краеведческие семинары для преподавателей истории в Московском городском институте усовершенствования учителей. В течение 15 лет эти собрания единомышленников носили условное название – «Учительские четверги» и «Родинские четверги». На «четвергах» по приглашению Родина перед учителями выступали интереснейшие люди – А.С. Щапов, С.В. Бахрушин, Н.А. Гейнике, Т.Л. Щепкина-Куперник. В начале 1960-х гг., в годы бурного строительства в городе и расширения его границ за счет бывших подмосковных городов и поселков, А.Ф. Родин стал одним из организаторов Семинара по названию улиц Москвы при Географическом обществе.

Gordom-1946-neg-006

Последние годы жизни А.Ф. Родин работал над своими воспоминаниями, изданными уже после его смерти. В этом очень душевном и вдохновенном труде он повествует о своем пути педагога-внешкольника.

А.Ф. Родин – автор более 150 публикаций, в том числе 15 книг по краеведческой тематике. Умер Александр Феоктистович в 1963 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Москвоведы Дворца считают А.Ф. Родина своим предшественником и родоначальником, стремятся к увековечиванию его памяти и популяризации знаний о его жизни и деятельности. В частности, с этой целью с 2010 года проводятся Родинские москвоведческие чтения.

Первые такие Чтения сектор истории детского движения центра культурологического образования МГДД(Ю)Т провел при участии Московской академии детско-юношеского туризма и краеведения и Союза краеведов России в ноябре 2010 года. Чтения были посвящены 120-летию со дня рождения А.Ф. Родина. Были заявлены следующие цели проведения Чтений: активизация интереса детей и юношества к истории и архитектуре Москвы, развитие детского москвоведения; поощрение обучающихся и педагогов, занимающихся исследовательской и поисковой деятельностью по изучению Москвы. Идея проведения чтений была поддержана педагогической общественностью и юными участниками.

P1010918

В течение прошедших лет на Чтения были представлены исследовательские и творческие работы: рефераты, доклады, презентации проектов, фотоальбомы, разработки экскурсий и другие – по тематике чтений; их участниками были ученики 2-11 классов, занимающиеся изучением истории, культуры и архитектуры Москвы, биографиями москвичей и москвоведов, московскими традициями, другими направлениями москвоведения. Всего с 2010 года в Чтениях приняли участие более 100 человек – учащихся, педагогов, родителей, консультантов.  Заседания, на которых выступали юные москвоведы, предварялись сообщениями специалистов: зав. кабинетом сектора истории детского движения Е.А. Ефимовой,  зав. центром празднично-игровой культуры и социокультурной деятельности, заместителя директора МГДД(Ю)Т С.В. Григорьева,  культорганизатора сектора истории детского движения А.С. Сироткина, педагога дополнительного образования, руководителя клуба «Москвоходы» Д.М. Турусина. Многие юные исследователи стоят в начале пути, поэтому для них важно получить советы по продолжению работы. Возможность задавать вопросы и давать рекомендации юным краеведам предоставлялась всем участникам Чтений – педагогам, родителям, детям.

P1110150

Сотрудники Музея истории детского движения уверены, что Чтения помогут юным москвоведам – наследникам юных историков города Москвы 1930-1950-х гг. – ещё больше узнать и ещё сильнее полюбить нашу древнюю столицу. А также, что имя Александра Феоктистовича Родина будут помнить новые поколения москвоведов и внешкольников.

P1060915

P1060931


[1]           См. напр.: Родин А. Из впечатлений организатора аудитории для уличных подростков // Известия Московской городской Думы [далее – ИМГД]. Отдел «Народное образование». 1915. №12. С.18-22; Родин А. Деятельность Грибоедовского кружка рассказчиков // Отчет Союза Обществ попечения об учащихся детях г. Москвы с 1 мая 1914 г. по 1 января 1916 года. М., 1916. С.34-36; Родин А. Конспекты подмосковных образовательных экскурсий // ИМГД. Отдел «Народное образование». 1917. №5-6. С.10-19; Родин А. Опыт работы с культурно-беспризорными подростками // ИМГД. Отдел общий. 1917. №3-4. С.59-64; Родин А. Клубы подростков // Свободное воспитание и свободная школа. 1918. №6-7. С.59-71.

[2]           Родин А. Организация внешкольной работы в детской больнице // На путях к новой школе. 1927. №7-8. С.115-122.

[3]              По игровой тематике А.Ф. Родиным опубликовано более 30 работ, перечислить которые здесь не представляется возможным. Библиография А.Ф. Родина представлена нами в публикации: Ефимова Е.А. Москвовед Александр Феоктистович Родин (1890-1963): малоизвестные страницы работы педагога-внешкольника // Шестые всероссийские краеведческие чтения, Москва-Можайск, 1-2 июня 2012 г. М.: Издательский центр «Краеведение», 2012. С.142-149.

[4]              Ефимова Е.А., Мягкова В.С. От Дома пионеров на Стопани – к Дворцу на Ленинских горах. М., 2009. С.242.

[5]           Родин А.Ф. «Знаешь ли ты родную Москву?» Опыт массовой внешкольной работы по истории // Исторический журнал. 1941. №3. С.105.

[6]           Пионерская правда. 1940. 17 октября.

[7]           См.: Центральный объединенный архив учреждений системы образования г.Москвы (ЦОА УСО г. Москвы). Ф.359. Оп.1. Д.2. Л.183; Д.6. Л.88; Д.6. Л.91; Д.9. Л.66; Д.13. Л.56.

[8]           См.: Ефимова Е.А., Мягкова В.С. Указ.соч. С.243-253.

[9]           См.: Кобрин В. Б. Александр Феоктистович Родин и его воспоминания // Преподавание истории в школе. 1966. № 6. С.103.

[10]         Родин А.Ф. Из минувшего: Воспоминания педагога-краеведа / Подгот. текста и примеч. Вл. Муравьева. Вступ. статья Ф.П. Коровкина. М.: Просвещение, 1965. С.152.

[11]    Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф.140. Оп.1. Д.846. Л.1.

[12]   Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы». Фонд МГДП-МГДПиШ-МГДТДиЮ-МГДД(Ю)Т-ГБПОУ «Воробьевы горы». 1941-1945. л. 16, 18, 9, 24; 157; 62, 80.

[13]         Родин А.Ф. Из минувшего. С.161-162.

[14]         Родин А.Ф. История родного города: Методическое пособие для учителей средней школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. С.129.

[15]         Родин А.Ф. Из минувшего. С.165.

[16]   Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы». Фонд МГДП-МГДПиШ-МГДТДиЮ-МГДД(Ю)Т-ГБПОУ «Воробьевы горы». 1941-1945. л.185.

[17]         РГАЛИ. Ф.1403. Оп.1. Д.855. Л.5.

[18]         Московский комсомолец. 1946. 7 декабря.

[19]         РГАЛИ. Ф.1403. Оп.1. Д.133. Л.4.

[20]         Родин А.Ф. Юные историки изучают Москву // Вожатый. 1947. №9. С.6.

[21]   Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы». Фонд МГДП-МГДПиШ-МГДТДиЮ-МГДД(Ю)Т-ГБПОУ «Воробьевы горы». 1947. л.64, 73-74.

[22]         Родин А.Ф. Празднование московскими школьниками 800-летия г. Москвы // Советская педагогика. 1947. №12. С.115.

[23]         Родин А.Ф. Из минувшего. С.141.

[24]         ЦОА УСО. Ф.359. Оп.1. Д.12. Л.29.

[25]        ЦГА Москвы. Ф.635. Оп.1. Д.757. Л.107-108.

[26]         Материалы заседания Коллегии Министерства просвещения РСФСР от 3 апреля 1947 г. М.: Госучпедгиз, 1947.

[27]   Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы». Фонд МГДП-МГДПиШ-МГДТДиЮ-МГДД(Ю)Т-ГБПОУ «Воробьевы горы». 1947. л.102.

[28]          Вечерняя Москва. 1947. 28 апреля.

[29]         См. напр.: Московский комсомолец. 1946. 30 апреля; Комсомольская правда. 1946. 14 сентября.

[30]         Московский комсомолец. 1946. 7 декабря; 10 декабря; Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы». Фонд МГДП-МГДПиШ-МГДТДиЮ-МГДД(Ю)Т-ГБПОУ «Воробьевы горы». 1947. л.185.

[31]         Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы». Фонд МГДП-МГДПиШ-МГДТДиЮ-МГДД(Ю)Т-ГБПОУ «Воробьевы горы». 1947. л.65.

Ефимова Е.А.,
старший методист отдела «Музей истории детского движения»

Добавить комментарий

Войти с помощью: