Актуальные направления повышения квалификации педагогов дополнительного образования г. Москвы

В современных условиях реформирования столичной системы образования всё более важной представляется задача формирования юного москвича, принимающего ценности гражданского общества, уважающего историко-культурное наследие своего города и приобщающегося к его духовным ценностям.

Л.Н. Буйлова,
заведующий кафедрой педагогики
внеурочной деятельности ГАОУ ВО МИОО, к.п.н.;

От того, чему мы научим и как мы воспитаем детей, зависит:
сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя.
Сможет ли она быть современной, перспективной,
эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли
не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность
в очень непростой современной обстановке.
В.В. Путин.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» подчеркивается необходимость «формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение[1]». И особая роль в решении этих задач отводится дополнительному образованию детей, которое «в условиях информационной социализации может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен»[2]. Именно с дополнительным образованием связывают решение важных для государства задач продуктивного использования детьми их свободного времени, ведь «свободное время» может быть как пространством творческого и интеллектуального развития, так и может стать базой для антисоциальных занятий – правонарушений, наркомании… А в дополнительном образовании у каждого появляется возможность найти интересное дело, проявить свои способности, почувствовать себя талантливым, успешным и нужным, привлечь внимание окружающих, поэтому здесь нет и не может быть трудных детей.

Новые задачи, поставленные перед системой образования, предъявляют требования к современному педагогу и ориентированы на развитие в кратчайшие сроки его профессиональной компетентности. Но, по общему мнению, действующая сегодня система повышения квалификации должна отвечать на новые вызовы, с которыми сталкиваются наши специалисты.

Во-первых, Москва сделала ставку на развитие конкурентной образовательной среды и использование потенциала мегаполиса в сфере дополнительного образования детей: в воспитании и обучении детей должен принимать участие весь город: известные вузы, дворцы культуры и спорта, парки, театры и музеи, научные учреждения и промышленные предприятия.

Все это позволяет включить детей в научную, общественную и культурную жизнь города, осознать себя москвичом, ощутить причастность к прошлому, настоящему и будущему России, а также определиться с собственными интересами и профессиональным выбором – в школах Москвы открыты кадетские, инженерные, технологические и медицинские классы; будут академические…

Кроме этого, в Москве реализуется мега-проект «Готов к учебе, жизни, труду», направленный на интеграцию общего, дополнительного и профессионального образования, включающий множество мероприятий и направлений: Университетские и Инженерные субботы, Профессиональная среда, субботы активиста и субботы мужества, олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», и др. Идее воспитания национальной идентичности также служит участие детей в различных фестивалях, конкурсах, олимпиадах… В этой работе участвуют все организации – от дошкольных до вузов, привлекая специалистов, зачастую не имеющих не только опыта работы с детьми, но даже педагогического образования; все они – потенциальные участники повышения квалификации.

Во-вторых, в Москве идут активные инфраструктурные преобразования, созданы  многопрофильные образовательные комплексы, в состав которых вошло большинство учреждений дополнительного образования. Это способствовало решению рада задач: увеличение количества детей, занимающихся по программам дополнительного образования, обеспечение «шаговой доступности» для каждого, улучшение материальной базы и даже безопасности. Но проблем здесь много: педагогов надо учить работать в новых условиях, так как ресурс дополнительного образования в школе недооценивается, оно воспринимается как вспомогательный компонент общего образования, подменяется внеурочной деятельностью.

В-третьих, информатизация дополнительного образования определяется как государственная задача. И в Москве реализуется масштабный проект «Московская электронная школа». Дополнительное образование детей в этом вопросе значительно отстает от уровня школ и по оснащению, и умению работать с электронными ресурсами. Поэтому у педагогов есть большой интерес ко всем курсам, которые связаны с «Московской электронной школой».

В-четвертых, в настоящее время одной из актуальных проблем повышения квалификации педагогов является подготовка к продуктивной работе со всеми категориями детей, – не только имеющим проблемы в здоровье, поведении, адаптации, но и с одаренными и талантливыми. Это – ключевая задача курсов повышения квалификации.

В-пятых, сфера дополнительного образования в силу присущей ей свободе и отсутствию стандартов имеет особые возможности для постоянного обновления содержания и технологий: быстрого реагирования на потребности общества и государства, удовлетворения  интересов детей, в том числе активного внедрения технологий гражданско-патриотического воспитания, позитивной социализации, социального проектирования и профессиональных проб.

И это – наиболее востребованные направления повышения квалификации, которые сегодня становится открытыми: все действия вынесены в информационную среду – на портал дополнительного профессионального образования www.dpomos.ru, где участвует более 60 организаций, которые предлагают педагогам свыше 1000 программ повышения квалификации (из них около 400 по вопросам воспитания, дополнительного образования и внеурочной деятельности). Педагог выбирает ту, которая для него актуальна, и записывается на обучение.

Мы делаем наши курсы современными, говорим о государственной политике и анализируем нормативные документы; исследуем современное состояние системы образования в городе Москве, рассказываем об особенностях современных детей, помогаем педагогу определить свое место в приоритетных проектах и программах Департамента образования Москвы.

Исходя из того, что дополнительные общеобразовательные программы представляют широкий спектр направлений и являются базовым элементом в работе педагога, они способствуют решению задач формирования гражданской идентичности и патриотизма.

И главное заключается в том, что педагог занимает активную позицию, включается в реальную практику: мы вместе проектируем и анализируем занятия, учимся понимать и применять современные технологии, формируем содержание образования, вместе с педагогом создаем программу, проходим путь от постановки цели, до осознания результатов, которых педагог хочет достичь вместе с учениками. Это не просто, скорее сложно, но вместе, в дискуссии и обсуждении мы находим оптимальные пути.

И все это ради того, чтобы помочь педагогу справиться с профессиональными затруднениями, ведь педагог дополнительного образования – не просто учитель-предметник, он – специалист, который способен развивать интересы и организовать досуг ребенка. А это уже – особая профессия…


[1] Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы 
(утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)

[2] Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)

Добавить комментарий

Войти с помощью: