Вариативная модель повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ

В статье актуализирована проблема повышения качества и доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ; показаны современные характеристики дополнительного образования детей; раскрыто понятие «доступность дополнительного образования детей»; представлена вариативная модель повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для разных целевых групп детей (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, живущих в удаленных (сельских) территориях); раскрыты элементы модели: факторы доступности (информационный, территориальный, социальный, институциональный, экономический, индивидуально-личностный, педагогический), цель, содержание, способы организации, условия повышения доступности дополнительных общеобразовательных программ.

А.В. Золотарева
доктор педагогических наук,
профессор, ректор
ГАУ ДПО Ярославской области
«Институт развития образования»

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования как основа динамичного экономического роста и социального развития общества, фактор благополучия граждан и безопасности страны.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [7].

В рамках повышения качества и доступности образования, все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования детей (ДОД) как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков [8].

Варианты решения проблемы повышения качества и доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ предложены в Приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование» [12]. В этом документе определены показатели, по которым можно судить о степени реализации проекта: доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в том числе технической и естественнонаучной направленности, количество субъектов РФ, реализовавших современные региональные системы дополнительного образования детей, количество вновь оснащенных мест дополнительного образования, в том числе в организациях, осуществляющих обучение по дополнительным общеобразовательным программам в сельской местности, обеспечение оснащенных мест высококвалифицированными педагогами. Результатом реализации этого проекта должно стать создание новых условий для реализации программ ДОД, позволяющих детям выбирать индивидуальную траекторию образования, получить доступ к ресурсам дополнительного образования детям, имеющим разные образовательные возможности.

Современное дополнительное образование детей приобретает новые характеристики, которые должны обеспечить его соответствие требованиям современной государственной образовательной политики России [19], в том числе:

  • черты неформального и информального образования (многообразие, вариативность гибкость, открытость программ ДОД; право выбора ребенком содержания, форм, методов организации, педагога, места проведения ДОД; право ребенка на построение индивидуального образовательного маршрута; возможности для социализации детей, их социального творчества и др.) [4];
  • черты метапредметного (межпредметного) образования. Метапредметная ориентация дополнительного образования на достижение «непредметных» результатов обучения особо значима для будущей профессиональной деятельности обучающихся, личностного становления человека: информационные, коммуникативные, креативные и др. [11];
  • черты техносферного образования, направленного на преодоление нарастающего разрыва в системе дополнительного образования детей между содержанием, направлениями образовательных программ и требованиями современной инновационной экономики, процессами информатизации образования. Фактически сфера ДОД должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей, технологий и компетенций будущего [13];
  • черты образования в сетевой форме. Современное дополнительное образование должно представлять собой не вертикальную, иерархически организованную систему, а горизонтальную самоорганизующуюся сеть, в которой нет организации или «организованности» в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает общность, сообщество. При этом важно, чтобы основу сети составляли не унифицированные образовательные организации, не стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы, образовательные программы. Основная идея организации сетевого взаимодействия организаций ДОД с другими организациями – обеспечить переход от заказа ребенка — к заказу партнерам [10];
  • черты доступного образования. В России пока не все дети в равной степени имеют возможность заниматься дополнительным образованием, которое бы отвечало их потребностям. Поэтому охват детей программами ДОД в некоторых регионах РФ пока достаточно низкий. Особое внимание в решение этой проблемы необходимо уделить доступности программ ДОД для таких категорий детей, как одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в неблагоприятных социальных условиях, а также живущие в удаленных территориях [5].

В «Collins Russian-English English-Russian dictionary» слово «доступ» переводят как «access», а «доступный» как «accessible» [17]. Согласно М. Скилбеку и Х. Коннелл, такие термины, как «доступность» (access), «равная возможность» (equal opportunity), «равенство результатов» (equality of outcomes), «позитивное действие» (affirmative action) и «справедливость» (equity) часто встречаются в области политики образования [18].

Анализ понятия «доступность образования», сделанный на основе толковых словарей [9; 14], позволил нам в отношении доступности дополнительного образования детей сделать уточнение сущности понятия «доступность», и выделить в его содержании транспортную (пешеходную), ценовую, информационную, социальную составляющие, образующие в совокупности общую доступность, трактуемую как возможность использования какого-либо блага различными категориями населения. Дополнительное образование – это образование по выбору ребенка. Поэтому, чтобы обеспечить доступность ДОД, все дети должны получить право на выбор и возможность обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

На основании этого, считаем целесообразным уточнить доступность дополнительного образования детей как интегральную характеристику, основными элементами которой выступают:

  • ценовая доступность, характеризующая возможность расходов потребителя, обладающего определенными доходами;
  • территориальная (транспортная или пешеходная) доступность, определяющая условия физического доступа к объекту, где будет осуществляться потребление услуги;
  • временная доступность, которая определяет время, когда потребителю возможно оказать услугу;
  • организационная доступность, которая показывает, насколько просто/сложно получить доступ к услуге;
  • информационная доступность, определяющая наличие и качество информации об услуге.

Обобщая представленные выше рассуждения, под доступностью дополнительного образования детей, мы понимаем совокупность организационных, информационных, территориальных, финансовых, социальных, институциональных и педагогических условий, обеспечивающих детям в комплексе объективные и субъективные равные возможности, и права выбора и обучения по программам дополнительного образования [5].

Таким образом, для повышения доступности и качества дополнительного образования, необходимо разработать и внедрить в практику новые модели дополнительных общеобразовательных программ для разных групп детей с разными потребностями, живущими в разных условиях; разработать и внедрить комплекс метр, направленных на повышение качества реализации программ, в том числе, удовлетворенности детей и их родителей результатами дополнительного образования.

Модель как система включает в себя такие элементы, как цель, содержание, способы организации, ожидаемые результаты и критерии их оценки. В отношении модели повышения доступности программ ДОД решающее значение имеют факторы, влияющие на этот процесс, в том числе:

1) Информационный фактор – как наличие или отсутствие информации, определяющее возможность принятия решения о выборе ребенком программы ДОД. Этот фактор включает в себя: степень информированности по различным аспектам; источники информации на территории; уровень удовлетворения информационных потребностей о ДОД и др.

2) Экономический фактор представляет собой совокупность показателей финансово-экономического состояния исследуемого региона и семей учащихся, которые определяют доступность образования как в регионе в целом, так и для отдельных групп населения. Экономический фактор рассматривается в следующих аспектах: уровень доходов семей учащихся; уровень расходов семей учащихся на оплату образовательных услуг; род занятий родителей и др.

3) Социальный фактор выражает влияние социальной принадлежности на возможность выбора программы ДОД, а также зачисления и обучения в нём. Этот фактор включает в себя: тип населенного пункта места проживания семьи, уровень образования родителей, число членов семьи, состав семьи и др.

4) Территориальный фактор рассматривается как непосредственно расстояние, выраженное в соответствующих единицах, которое индивид затрачивает на посещение организации образования, так и время, необходимое на дорогу, либо расходы, связанные с ней. Транспортную доступность необходимо определять относительно места проживания индивидуума, поскольку оно в наибольшей степени представляет собой сосредоточение всех объектов, с которыми связаны различные виды его жизнедеятельности.

5) Институциональный фактор рассматривается как наличие образовательных организаций, реализующих программы ДОД, возможность зачисление ребенка в данные организации и завершения процесса обучения в них в зависимости от качества образовательных услуг, спектра имеющихся в регионе таких организаций и характеристик их деятельности.

6) Индивидуально-личностный фактор включает в себя мотивационные, физиологические и интеллектуальные ресурсы учащихся, которые могут выступать в качестве барьеров получения дополнительного образования. Этот фактор рассматривается как сочетание: итоговой успеваемости в образовательном учреждении общего образования, здоровья выпускников школ, мотивов получения дополнительного образования и др.

7) Педагогический фактор – предполагает учет влияния педагогических ресурсов (педагога, педагогического коллектива), включающих в себя профессионализм педагога, его способность реализовать спектр программ, методов, технологий, обеспечивающих детям выбор и равные возможности освоения дополнительных общеобразовательных программ [5].

Общая цель повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством их предоставления состоит и комплекса целей:

  • На уровне субъекта (дети, родители) – получение новых возможностей для выбора программ ДОД, обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, повышение удовлетворенности детей и родителей качеством ДОД.
  • На уровне педагога – создание новых практик ДОД (программ, проектов, технологий и др.), обеспечивающих повышение доступности и качества ДОД;
  • На уровне управления – создание комплекса мер (условий), направленных на увеличение охвата детей программами ДОД и обеспечивающих повышение доступности и качества ДОД.

Вариативность модели повышения доступности реализации программ ДОД придает ориентация на разные целевые группы детей. Это: одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в неблагоприятных социальных условиях, а также живущие в удаленных (сельских) территориях.

Для повышения доступности программ ДОД необходимо обновлять их содержание в соответствии с предложенными ниже направлениями.

1). Информационное направление. При определении содержания образования, обеспечивающего повышение его доступности, необходимо вести речь о формировании избыточного образовательного пространства, в рамках которого ребенок сможет осуществлять выбор в соответствии со своими потребностями и интересами [16].

Для обновления содержания образования необходимо, в первую очередь, обеспечить:

  • постановку интегрированных (комплексных) целей обучения, воспитания, развития обучающихся, решения их социальных проблем средствами ДОД;
  • содержательное продолжение преемственности освоения предметных областей общего образования (математика, история, русский язык, география и др.) в программах дополнительного образования;
  • компенсацию содержательных и технологических дефицитов основных образовательных программ и программ профессионального образования (персонифицированная предпрофессиональная подготовка; вариативность содержания образования с учётом запроса местного рынка труда).

Избыточное образовательное пространство может создаваться и поддерживаться информационным пространством, которое включает в себя информацию, интересную для разных целевых групп детей:

  • рекламную и просветительскую информацию об услугах образовательных организаций и педагогов, готовых работать с разными детьми;
  • календарь мероприятий, в которых могут участвовать дети и их наставники;
  • консультативный сервис, обслуживающийся педагогами и психологами образовательных организаций;
  • площадки для обсуждения проблем, заявленных детьми с разными образовательными потребностями и живущих в разных социальных условиях;
  • ссылки на источники полезной информации (образовательные сайты для одарённых детей, книги для одарённых детей, их родителей и педагогов).

Данное информационное пространство позволит детям и их наставникам выяснять и уточнять позитивные связи ближайшего окружения и выявлять образовательные организации, являющиеся внешними ресурсами для одарённых детей и их наставников и увидеть разнообразный набор вариантов выбора ресурсов и сделать свой осознанный выбор.

Таким образом, проектируется предметная среда для конкретных образовательных ситуаций как одно из условий сопровождения развития ребёнка.

Для повышения доступности ДОД необходимо также создание неформального образовательного пространства. Дисбаланс между государственным (общественным) и личностным заказом порождает несколько вариантов построения неформального образовательного пространства:

  • со стороны государственного (общественного) заказа неформальное образовательное пространство должно строиться как открытое образование, направленное на формирование молодого поколения страны, обладающего определенными личностными качествами, отвечающими требованиям современной экономики и нового общественного устройства, в которое могут войти любые обучающиеся по собственному желанию.
  • со стороны личностного заказа неформальное образовательное пространство должно строиться как образование под заказ, направленное на реализацию конкретных потребностей и интересов заказчиков (детей и родителей) [2].

Вариативность моделям повышения доступности программ ДОД придает учет особенностей целевых групп детей, для которых необходимо выстраивать образовательные пространства и среды в соответствии с их образовательными и социальными потребностями, интересами и проблемами, например:

  • для одаренных детей важно создать избыточное информационное пространство, обеспечивающее реализацию их интеллектуальных потребностей за пределами стандарта образования, а также адаптивное пространство, наполненное информацией о вариантах решения проблем социального взаимодействия, адаптации в коллективе сверстников и взрослых (родителей, педагогов и др.).
  • для детей с ОВЗ важно создавать принимающую и адаптивную среду, наполненную информацией о вариантах поведения в социальных ситуациях, с которыми они могут столкнуться, с учетом интеллектуальных возможностей, состояния здоровья, уровня развития психических процессов, интересов и эмоционального настроя детей с ОВЗ на обучение по программам ДОД.
  • для детей, оказавшихся в сложной социальной ситуации (дети-мигранты, девианты, сироты и др.) необходимо создавать адаптивное, поликультурное, полиобразовательное пространство.

2). Социально-педагогическое направление. Предполагает обновление содержания социальных, социально-педагогических функций ДОД, направленных на удовлетворение расширяющихся социальных потребностей детей в решении жизненно важных ситуаций.

В рамках этого направления повышения доступности программ ДОД, можно вести речь о создании принимающей и адаптивной среды для особых категорий детей.

Реализация дополнительного образования детей в условиях адаптивной среды, как социально-педагогической системы, приспосабливающейся к условиям изменений внешней среды, должна осуществляться с учетом, с одной стороны, максимальной адаптации к личности, с ее индивидуальными особенностями, с другой – гибко реагировать на собственные социокультурные изменения [15]. При создании адаптивной среды, необходимо в содержание программ ДОД вносить темы, связанные с особенностями освоения социокультурного пространства детьми, имеющими разные образовательные возможности, потребности и проблемы (одаренными детьми, детьми с ОВЗ, детьми, имеющими социальные проблемы).

В условиях принимающей среды, включающей в себя все окружение ребенка (родственники, соседи, педагоги, дети из школ, кружков, детского садика, детских площадок и т.п.) необходимо создавать условия для нормальной совместной коммуникации. Тогда в содержание программ ДОД должна войти информация об особенностях людей, которые окружают ребенка; о подходах к организации взаимодействия с ними.

Вариативность моделей с позиции содержания программ ДОД может быть обеспечена за счет включения в программы социально-педагогических функций, например, таких, как функции социальной поддержки, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговую и др.

  • реализация социальной поддержки детей предполагает предоставление ребенку информации и создание целенаправленной системы практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и других социально-защитных мер, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства;
  • оздоровление детей в условиях дополнительного образования детей предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья;
  • реализация функции социальной адаптации детей предполагает создание условий для деятельности ребенка по освоению относительно стабильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды. При этом, дети приобретают разнообразный социальный опыт практической, творческой, исследовательской, общественной, новаторской деятельности; опыт общения, побед, разочарований, удач и неудач;
  • реализация культурно-досуговой функции предполагает создание условий для развития личности ребенка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса; разрядки индивидуальных и групповых напряжений, восстановления, возмещения, уравновешивания сил [3].

3). Институциональное и территориальное направления. Широкий круг социальных контактов современного ребёнка позволяет ему получать большой объём оперативной информации из различных источников. В связи с этим образовательные программы должны выходить за границы аудиторий, ведомств и профилей практической деятельности и предоставлять ребенку широкий спектр информации из разных источников. Следовательно, повышение доступности программ ДОД предполагает использование содержания образования, которое предоставляют ближайшие организации, и представляющего интерес для определенных целевых групп обучающихся – расширение возможностей использования потенциала организаций высшего и профессионального образования, культуры, туризма, спорта в дополнительном образовании детей.

Обновление содержания образования для разных групп детей возможно за счет использования потенциала разных организаций и включать в себя следующие варианты:

– для одаренных детей – привлечение потенциала вузов, музеев, организаций культуры и др.;

– для детей с ОВЗ – привлечение потенциала некоммерческих организаций, организаций досуга, оздоровления и др.;

– для детей, находящихся в сложных социальных условиях – привлечение потенциала общественных и волонтерских организаций, организаций социально-педагогической направленности (центров психологической помощи и др.), предприятий;

– для детей, проживающих в сельской местности – организаций сельского социума – школы, домов культуры, местных музеев, предприятий села и др.

4). Индивидуально-личностное направление предполагает обновление содержания программ ДОД для развития личностных качеств, особенных и необходимых для определенной целевой группы обучающихся. Современное дополнительное образование детей – это инновационная площадка, где встречаются образование с наукой, культурой, спортом, и эта встреча рождает новые образовательные методики, возможности для обретения детьми азов будущей профессии; способствует обретению ими качеств личности, необходимых для жизни в современном мире.

Для повышения доступности дополнительного образования, в первую очередь, важно формировать мотивацию детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе проживающих в сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации) на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. Развитие мотивации может быть обеспечено за счет разнообразия и вариативности этих программ, предусматривающих получение детьми навыков и умений разного уровня (ознакомительный, базовый и углубленный), внедрения новых образовательных технологий, реализации выездных программ и проектов в сельской местности, сетевого взаимодействия, модернизации инфраструктуры и оборудования, организацию дополнительного профессионального образования педагогических работников и вовлечения в реализацию дополнительных общеразвивающих программ специалистов из различных сфер науки, техники, культуры и спорта [12].

Кроме того, программы должны быть ориентированы на профессиональное самоопределение современных подростков, в том числе, не столько знакомство с основами существующих профессий, сколько формирование образов новых профессий и разработку индивидуальных траекторий освоения компетенций профессий будущего. Современные дополнительные общеобразовательные программы призваны отвечать запросу общества и предоставлять возможность обучающимся осваивать предпрофессиональные навыки в сфере новых востребованных профессий.

5). Экономическое направление. Предполагает развитие экономической и правовой грамотности обучающихся в соответствии со своими предпочтениями и т.д. Для этого необходимо включать в учебно-тематические планы таких вопросов, как знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона, передачу обучающимся знаний о финансах, умений применять эти знания на практике, в том числе, умений распоряжаться собственными средствами, осознавая степень ответственности за принимаемые решения.

Способы (формы, методы, технологии) повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ также могут иметь варианты с учетом факторов повышения доступности.

1). Информационный фактор предполагает обновление форм (методов, технологий) информационного обеспечения дополнительных общеобразовательных программ: расширение рекламы, ведение баз данных, банков, реестров и др. В процессе осуществления сбора, обработки и хранения информации о ресурсах развития детей с разными образовательными потребностями и социальными возможностями должны использоваться методы составления ресурсных каталогов при помощи сайтов разных образовательных организаций.

Для работы с информацией важно применять ИК-технологии обучения и взаимодействия:

  • дистанционные онлайн технологии: вебинарные технологии, технологии виртуального обучения, видеочаты (скайп); семинары; технологии коллективной работы по созданию ресурсов (Vyew, Cacoo, wiki, БД), системы тестирования;
  • дистанционные офлайн технологии: электронные курсы, форумы, глоссарии, задания, семинары, система сообщений, технологии коллективной работы по созданию ресурсов (mapmind, Cacoo, wiki, БД), системы тестирования;
  • их сочетания.

2). Институциональный и территориальный факторы предполагают обновление форм (методов, технологий) ДОД за счет расширения взаимодействия разных образовательных организаций, находящихся на территории, доступной для целевой группы детей. Для реализации этих факторов повышения доступности ДОД, можно создавать программы, реализуемые в процессе социального партнерства и сетевого взаимодействия.

К особенностям образовательных программ в сетевой форме, можно отнести следующие:

  • направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом, которое позволяет развиваться ребенку в разных творческих областях;
  • сквозной характер программы, включающей в себя комплекс модулей – краткосрочных (на одну учебную четверть) образовательных программ, значительно отличающихся друг от друга, в том числе по разным направленностям;
  • направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей различных организаций;
  • обеспечение активной вовлеченности и включенности обучающихся в подготовку и проведение игровой и досуговой деятельности;
  • применение технологий психолого-педагогического сопровождения детей на основе выявления их индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, интересов;
  • направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся и др.

3). Экономический фактор. Для повышения доступности программ ДОД необходимо организовать вовлечение детей разных возрастов вместе со взрослыми в решение реальных производственных задач, проектную и продуктовую деятельность, раннюю профориентацию в высокотехнологичных отраслях. Участие организаций реального сектора экономики и привлечение в систему дополнительного образования детей частных инвестиций позволяет регулярно обновлять дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивая их необходимым содержанием, инфраструктурой, оборудованием и экспертным сопровождением со стороны специалистов-практиков [12].

4). Социальный фактор предполагает расширение социально-ориентированных форм (методов, технологий) осуществления образовательной деятельности.

При построении вариативных моделей важно учитывать, что социально-ориентированные технологии должны быть направлены на помощь в решении социальных проблем разных детей:

  •  решение проблем одаренных детей, в том числе технологий диагностики проблем одаренных детей, их адаптации к жизни, развития социального взаимодействия и коммуникаций и др.
  •  решение проблем детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (мигранты, девианты, сироты и др.), в том числе: технологии сохранения и укрепление их здоровья, формирования потребности вести здоровый образ жизни (участие в социальных проектах и акциях, реализация волонтерских программ); выявления особенностей личности обучающихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни (технологии диагностики социальных проблем детей, профориентационные технологии, технологии социальных и профессиональных проб); воспитания нравственных и морально-волевых качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции (создание ситуации успеха, участие в тематических экспедициях, палаточных лагерях); защита прав и свобод несовершеннолетних граждан (технологии по освоению основ правовой грамотности); построения межличностных и партнерских отношений (освоение медиативных практик и технологий) и др.
  • детей с ОВЗ – применение инклюзивных технологий, направленных на комплексное преодоление барьеров (социальных, экологических, экономических и политических) образования детей с ОВЗ, посредством создания инклюзивных детских клубов, спортивных и развлекательных мероприятий и других школьных и общественных инициатив в рамках частичной или полной инклюзии, использование технологий «социальных проб», игровых технологий, и др.;

5). Индивидуально-личностный фактор предполагает расширение применения индивидуально-ориентированных форм (методов, технологий), направленных на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей посредством определения объёма и структуры содержания образования для конкретного обучающегося, подбор методов и форм образовательной деятельности и разработку индивидуального маршрута обучения в соответствии с характером особых потребностей обучающихся. Стартом данной деятельности является формирование социального заказа ребёнка или его родителей на разработку и сопровождение индивидуальной программы обучения.

6). Педагогический фактор. Повышение доступности программ ДОД предполагает применение педагогом способов (форм, технологий), обеспечивающих повышение мотивации детей к обучению, побуждение их интереса заниматься по программе ДОД, активизирующих выбор ребенком определенной программы.

Можно предложить педагогу применение следующих педагогических способов (методов, технологий) для повышения доступности программ ДОД:

  • тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности, электронного интерактивного образования, образовательных экспедиций, профильных и профессиональных проб, технология портфолио и др.;
  • технологий интеграции, которые рассматриваются как совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности, имеющие характеристики, не свойственные отдельным сферам образования и приводящие к целостности системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития ее субъектов [5].

Стратегическая цель развития региональной системы дополнительного детей образования заключается в повышении качества, доступности и эффективности всех уровней образования через интеграцию образовательных ресурсов региона: муниципальных образовательных систем, образовательных организаций разных типов: дошкольных, общеобразовательных, профессиональных, дополнительного образования и других. При этом качество образовательных услуг определяется вкладом каждой муниципальной системы образования, каждого образовательного учреждения и педагога, входящих в эту систему.

Предназначение системы дополнительного образования региона состоит в создании условий для удовлетворения образовательных потребностей населения области, потребностей экономики и социальной сферы региона в квалифицированных кадрах, а также в создании условий для повышения интеллектуального потенциала области. Кроме того, развитие региона в современных социально-экономических условиях предполагает становление в социуме новых культурных ценностей: свободы выбора, самостоятельного действия, предприимчивости и ответственности за состояние общества. Мы можем говорить о развитии региональной системы образования, если в ней происходят позитивные изменения в рамках муниципальных систем образования, образовательных учреждений или во взаимосвязях между ними [1].

Таким образом, в регионе должна быть создана система взаимосвязанных условий на разных уровнях для обеспечения повышения доступности программ ДОД с учетом разных потребностей, возможностей и интересов детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: коллективная монография. – Ярославль, 2009.

2. Золотарева А.В. Реализация принципа неформализации образования. // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. – Ярославль, 2014 – С. 34-37.

3. Золотарева А.В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие. — М., 2018.

4. Золотарева А.В. Формальные и неформальные черты современного дополнительного образования детей // Дополнительное образование и воспитание. 2015. № 9 (191). С. 3-8.

5. Золотарева А.В., Синицын И.С. Повышение доступности дополнительного образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной политики // Образовательная панорама. – Ярославль, 2018. – № 1 (9). – С. 8-16

6. Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие / Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золортаревой, С.Л. Паладьева. – М, 2006.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)

8. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)

9. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб., 2000. – С. 280.

10. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: монография. / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль, 2012.

11. Мухамедьярова Н.А. Профессиональные компетенции педагога сферы дополнительного образования детей в контексте метапредметного подхода. // Образовательная панорама: научно-методический журнал. – Ярославль. – 2016. – №1 (5). – с. 35-42.

12. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11)

13. Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие. / под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой. – Ярославль, 2012.

14. Толковый словарь русского языка В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1935-1940.

15. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. – М., 2003. С. 9

16. N.P. Ansimova A.V. Zolotareva N.A. Mukhamed’yarova A.L. Pikina N.G. Tikhomirova. Study of the meta-subject competencies cluster of teachers working with gifted children // JOURNAL OF FUNDAMENTAL AND APPLIED SCIENCES. – J Fundam Appl Sci. – 2017, 9 (2S). – 1562 – 1581р.

17. Ozieva A. Collins Russian-English English-Russian dictionary. – New York, 1995. P. 97.

18. Skilbeck M., Connell H. Access and Equity in Higher Education: An International Perspective on Issues and Strategies. HEA, Dublin. 2000.

19. Zolotaryova A. Children’s Supplementary Education in Russia in the 21st Century [Text]: Teaching Aid. – Prague-Yaroslavl: EAICY-the Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, 2013.

Добавить комментарий

Войти с помощью: