Ресурсные центры как площадки поиска ответов на современные вызовы экономики и образования

В статье рассматриваются вопросы создания единого образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия центров дополнительного образования, школы, производства и бизнеса. Делается акцент на роли ресурсных центров в продвижении инновационных идей естественнонаучного образования и оказании помощи учителям в овладении актуальными технологиями. Сформулированы выводы об эффективности создания образовательного пространства на основе партнерства с высокотехнологичным производством и бизнесом, что будет способствовать формированию и развитию «навыков будущего» и технопредпринимательства.

Тематическая рубрика: 14.27.05 Теория дополнительного (внешкольного) образования детей.

Шалашова М.М.,
директор института непрерывного образования
Государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический
университет», д-р пед. наук

Васильева А.Е.,
заведующая лабораторией естественных наук
и биотехнологий центра проектного творчества
института непрерывного образования
Государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»

Рыбальченко Ксения Андреевна,
аспирант Государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»

Система образования — живой организм, который постоянно развивается, совершенствуется, модернизируется. Развивается окружающий мир, появляются новые технологии, меняются наши дети… Современный ребенок — это «продукт» своей эпохи. Он почти с младенчества владеет техническим средствами, имеет доступ к большому количеству источников информации, живет в иной социальной среде. Школьники сегодня другие, а это значит, что мы, педагоги, должны учитывать это, проектируя иное образовательное пространство.

Интерес к науке, исследованию и собственной проектной деятельности появляется там, где ученик понимает границу применимости своих знаний, видит перспективы своего обучения и включается в процесс освоения методов познания окружающего мира. Пытливость детского ума не знает границ… Если на уроке, во внеурочной деятельности школьники находятся в совместном поиске со своим учителем — это залог развития познавательной деятельности обучающихся и продуктивной коммуникации.

Критичность и самостоятельность мышления, способность работать в команде, готовность решать сложные задачи, выстраивать свою траекторию личностного развития становятся в современном мире ключевыми компетенциями и выходят на первый план. Всегда ли решение столь сложных задач можно осуществить на уроке? Уверены, что нет. Требуется интеграция основного и дополнительного образования, объединение усилий педагогической команды для создания единого образовательного, развивающего, личностно ориентированного образовательного пространства.

Большие возможности для развития познавательного интереса школьников дают программы дополнительного образования, в том числе реализуемые в каникулярный период. Но всегда ли они имеют актуальную и интересную для обучающихся тематику, отвечают запросам современных детей? На наш взгляд, в условиях бурного развития технологий, как никогда, отмечается потребность в инновационных программах по приоритетным инженерно-техническому и естественнонаучному направлениям. Учителя-предметники и педагоги дополнительного образования должны уметь моделировать и организовывать образовательный процесс с использованием современного учебного оборудования, использовать интерактивные методы обучения, электронные учебники и онлайн-ресурсы, обеспечивать связь знаний с запросами современной экономики и промышленности. Очевидно, что решение этих задач требует привлечения специалистов из сферы высокотехнологичного производства, организации совместных с ними исследований и проектов.

Для решения этих задач в институте непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ с 2014 года работает Ресурсный центр развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной лиги РОСНАНО. Центр создан с целью продвижения в московских школах современных идей естественнонаучного образования, оказания помощи учителям в овладении современными технологиями.

Ресурсный центр сегодня — это:

  • более 45 образовательных комплексов города Москвы;
  • образовательные практики, основанные на интеграции школьного обучения с достижениями современной науки и производства;
  • развитая партнерская сеть с предприятиями наноиндустрии, вузами и научно-техническими организациями;
  • авторские образовательные проекты развития исследовательской и инженерной культуры школьников.

В стенах ресурсного центра проводятся различные сетевые события с участием представителей компаний-партнеров. Ежегодно, 10 сентября, отмечаем НАНОвый год — одно из главных «сетевых» событий в деятельности ресурсного центра. Это событие — своеобразный старт ежегодных исследовательских проектов, которое помогает школьникам сделать выбор, в том числе в тематике содержания и направлениях работы. В интерактивном режиме ребята создают нанореальность, изучают микро- и макромиры, команды старшеклассников встречаются в деловых играх, викторинах, устраивают интеллектуальные бои и соревнования. Партнерами таких мероприятий выступают организации, чей бизнес связан с высокими технологиями — социально ответственный бизнес, которому сегодня небезразлично образование будущей интеллектуальной и технологической элиты страны.

Другим крупнейшим событием ресурсного центра является «Неделя высоких технологий и технопредпринимательства» — площадка, на которой представители высокотехнологичных секторов могут в доступной форме рассказать школьникам о том, какие профессиональные вызовы ждут их в будущем. Школьники и педагоги получают уникальную возможность не только ознакомиться с современными технологическими достижениями, но и «вживую» пообщаться с известными учеными, экспертами, специалистами высокотехнологичного сектора экономики и даже космонавтами. Завершаем год летней образовательной профильной сменой «Движение Техномира» — каникулярной программой, где учатся, как и в школе, но учатся особым образом. Изучают не отдельные предметы и «проходят темы», а занимаются делом, которое сами выбрали и которое очень нравится. Знания приобретаются по ходу освоения этого дела. Выбор очень широк. От музыкальных композиций и дизайна до создания роботов и моделирования нанопроцессов. Здесь осваивается и техника проектирования, и техника отношений с различными государственными организациями и бизнес-структурами. Можно сказать, что это «место сборки» всех знаний, накопленных и в школе, и в результате участия в конкурсах, играх, и во взаимоотношениях с различными людьми.

Ключевым в воспитании и обучении старших школьников становится создание оптимальных условий для профессионального самоопределения. Мы все понимаем, что жизнь будущих выпускников вне школьных стен потребует от них внутренней мотивации, чтобы, продолжая расти и развиваться, получать удовлетворение от жизни и решать проблемы, встающие перед обществом. И перед нами, педагогами, стоит задача научить детей учиться, чтобы у них была возможность эффективно распознавать свои способности, выстраивать траекторию своего развития и самореализации.

Одним из эффективных направлений является организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Проектная деятельность способствует формированию практических умений создавать проекты, внедрять их в социальную среду, добывать нужную информацию, сотрудничать с партнерами, возможно, даже руководить другими людьми, осуществлять мониторинг ситуаций, просчитывать риски, выбирать оптимальные средства для решения задач. Исследовательская деятельность, в свою очередь, способствует умению самостоятельно находить знания; направлена на формирование исследовательской культуры мышления, в основе которой лежит способность: видеть противоречия и проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать, описывать и объяснять факты, наблюдать, проводить эксперименты.

Именно организация педагогического процесса с применением проектной и исследовательской деятельности развивает навыки, необходимые будущему выпускнику школы.

Анализируя тематику работ, которая заявляется на различные конкурсы и олимпиады, в том числе в рамках Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся, мы отметили, что постепенно повышается интерес к таким работам в области цифровой дидактики, психологии и социологии. В результате, в ответ на растущий запрос, в 2018 г. на базе Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» создан ресурсный центр, который оказывает разностороннюю поддержку проектной и исследовательской деятельности обучающихся города Москвы по приоритетным для Университета направлениям (психолого-педагогическое направление) с целью профессиональной ориентации, самореализации и развития творческих и интеллектуальных способностей; содействию в создании условий для реализации инновационных идей и внедрению их в педагогическую практику, а также повышению качества подготовки педагогов в данной области.

Деятельность ресурсного центра направлена на следующие аспекты:

  • методическую поддержку и консультирование научных руководителей, педагогов, самих обучающихся по вопросам содержания и организации учебно-исследовательской, проектно-исследовательской деятельности;
  • развитие профессиональной компетенции педагогических работников в контексте распространения эффективных технологий проектного обучения;
  • внедрение в практическую деятельность проектных и исследовательских работ обучающихся.

Школьники хорошо чувствуют и воспринимают все тенденции в образовании, они осознают, что мы уже живем в эпоху «цифровой экономики», и обучение постепенно переходит в иную плоскость — в плоскость цифровизации образования. Им интересно создавать проекты по разработке мобильных приложений для подготовки к ЕГЭ, созданию учебно-познавательных электронных и дистанционных курсов по различным школьным предметам, созданию интерактивных игр и квестов с применением технологий дополненной и виртуальной реальности и многое другое.

Еще одна из тенденций в образовании в настоящий момент — взаимообучение школьников. Детям интересно создавать дидактические игры, пособия для тех, кто учится в младших классах. На своем личном опыте осознавая, какие темы по физике, химии, истории и т.д. были сложными для освоения, они стараются придумать методические решения, которые будущему поколению облегчат эту задачу.

Социально-значимым является то, что школьникам интересно разрабатывать пособия и игры для детей с ограниченными возможностями здоровья, это вносит очень большой вклад в развитие личностных компетенций, таких качеств, как эмпатия и сопереживание. Данный факт доказывает, что, несмотря на рост жестокости, в наше время среди подростков есть дети, которые думают о других и сопереживают, стараются помочь им.

Если говорить об исследовательской деятельности, то здесь школьников интересуют различные социологические и психологические исследования, например: влияние буллинга на подростков, изучение психоэмоциональной сферы детей младшего или старшего школьного возраста, причины правонарушений и т. д.

Следует подчерпнуть то, что современные школьники по-другому смотрят на вопросы образования, видят иные решения существующих проблем, могут предлагать и предлагают уникальные в своем роде дидактические, методические решения, потому что они изнутри проживают современную «образовательную политику», а это является, на наш взгляд, большим прорывом в будущее.

В связи с тем, что в основном образовании не существует таких предметов, как «Педагогика» и «Психология», ученикам и их научным руководителям (школьным учителям) необходима помощь со стороны высших учебных заведений, которые способны координировать и оказывать методическую поддержку по организации проектной и исследовательской деятельности в области педагогии и психологии.

В текущем учебном году (2018-2019 уч. г.) была организована работа с педагогами и обучающимися общеобразовательных учреждений для участия в Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ, финал которого по психолого-педагогическому направлению проходил 24 марта 2019 г. на площадке Центра проектного творчества «Старт-Про» ИНО ГАОУ ВО МГПУ.

В течение года ведущие профессора и доценты Университета проводили вебинары по консультированию в области методологии проектной и исследовательской деятельности в области педагогики и психологии, на очных встречах помогали определить результат и продукт деятельности, помочь выстроить эффективную работу над проектом и исследованием.

В связи с поставленными задачами перед ресурсным центром в феврале 2019 года при поддержке Российской академии образования была открыта программа «Школа исследователя: Логос» для школьников и их учителей. Главной особенностью программы является поиск исследовательских решений по наиболее актуальным проблемам педагогики и психологии учеников старших классов с учителями, то есть работа организована таким образом, чтобы ученики со своими учителями совместно, обучая друг друга, решали поставленные задачи. На сегодняшний день взаимное обучение учеников и педагогов является уникальной возможностью понимания «мира» двух субъектов образования, что приводит впоследствии к высоким результатам в обучении, повышению у учеников мотивации к процессу обучения, получению новых знаний и умений, формированию социально-значимых компетенций. В перспективе проведенные исследования в будущем могут стать базой для проекта в области педагогики и психологии, лучшие работы вместе с их авторами и наставниками могут принять участие в Московском городском конкурсе проектных и исследовательских работ уже в следующем учебном году, а также поучаствовать в других значимых конкурсных мероприятиях, таких как федеральный конкурс «Моя страна — моя Россия» (номинация — педагогическая инициатива), образовательная смена в ОЦ «Сириус» — «Большие вызовы» и т. д.

Таким образом, деятельность созданных ресурсных центров направлена на оказание помощи педагогам и обучающимся с целью создания образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия, способствующего формированию и развитию «навыков будущего», технопредпринимательства. Можно с уверенностью отметить, что данная модель способствует более активному вовлечению обучающихся в творческую, проектную, исследовательскую продуктивную деятельность; расширению возможностей развития индивидуальных способностей; активизации работы по выявлению и поддержке высокомотивированных к обучению и одаренных в различных сферах деятельности детей.

Добавить комментарий

Войти с помощью: