Образовательный аудит как часть внутренней системы оценки качества образования

М.В. Градов,

начальник отдела мониторинга качества образования ГБПОУ «Воробьевы горы»

В соответствии с Федеральным законом № 273 ФЗ «Об образовании» ст.28 п. 3 пп.13: «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования». Это позволяет образовательной организации осуществлять контроль за успеваемостью обучающихся, устанавливать формы, периодичность и порядок ее проведения, вести индивидуальный учет результатов освоения обучающимися программ, проводить самообследование, обеспечивать процедуры контроля и экспертной оценки качества образования. Для данной деятельности в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Воробьевы горы» (далее – ГБПОУ «Воробьевы горы», Учреждение) в структурном подразделении «Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования» был создан отдел мониторинга, который занимается внутренней системой оценки качества образования (далее – ВСОКО). Целью ВСОКО является создание единой системы диагностики и контроля состояния образовательной деятельности, предоставление объективной информации о функционировании и тенденциях развития Учреждения, а также прогнозирование и принятие обоснованных управленческих решений, необходимых для повышения качества образования и повышения имиджа Учреждения.

Задачами ВСОКО являются:

  • формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии образовательной деятельности Учреждения;
  • реализация практико-ориентированного алгоритма анализа полученных материалов о состоянии образовательной деятельности Учреждения;
  • координация деятельности всех участников образовательных отношений в Учреждении;
  • формулирование основных стратегических направлений развития системы образовательной деятельности на основе анализа полученных данных.

Одним из направлений деятельности отдела, входящей во ВСОКО, является внутренний образовательный аудит. По сути, аудит – это независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы, а образовательный аудит – это независимое оценивание результатов образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом № 273 ФЗ «Об образовании» и нормативно-правовыми документами.

ГБПОУ «Воробьевы горы» является многопрофильным образовательным Учреждением, которое включает в себя практически все виды и уровни образования – дошкольное, основное, среднее профессиональное. Также ГБПОУ «Воробьевы горы» является одной из крупнейших образовательных организаций системы дополнительного образования детей. В структуру Учреждения входит 20 Центров дополнительного образования. На базе Учреждения занимается свыше 25 тысяч детей[1], образовательная деятельность ведется более чем по 700 общеразвивающим программам всех видов направленностей. Учреждение входит в топ-300 ежегодного рейтинга образовательных организаций г. Москвы.

В целях повышения эффективности образовательной деятельности педагогов, выявления несоответствий в реализации дополнительных общеразвивающих программ, оптимизации работы Центров дополнительного образования, совершенствования деятельности и составления независимого мнения о достоверности оказываемых образовательных услуг было решено начать проводить аудит именно в системе дополнительного образования детей.

Образовательный аудит в ГБПОУ «Воробьевы горы» делится на техническую и педагогическую экспертизу. Это позволяет проводить контроль над деятельностью педагогов на занятиях и над документацией, необходимой для проведения образовательного процесса.

Техническая экспертиза включает в себя проведение методистами ресурсного центра анализа дополнительных общеразвивающих программ Центров дополнительного образования Учреждения в соответствии с Федеральным законом № 273 ФЗ «Об образовании», приказом Министерства образования № 1008 от 27.11.2013, приказом и изменениями к нему Департамента образования города Москвы № 922, СанПиН 2.4.4.3172-14. Несоответствие пунктов программы фиксируется в бланке аудита технической экспертизы, и доводится до сведения руководителя структурного подразделения, где проводилась техническая экспертиза.

Педагогическая экспертиза осуществляется согласно расписанию занятий педагога. Она включает в себя посещение занятий педагога отделом мониторинга качества образования и методистами Ресурсного центра, выявление уровня, сроков реализации программы, соответствий тем данной программы и проводимого занятия. Члены рабочей группы заполняют бланк аудита по педагогической экспертизе, в котором дают общие рекомендации по улучшению образовательной деятельности.

После проведения аудита отделом мониторинга составляется аналитический отчет, в котором отражаются все несоответствия, выявленные по результатам аудита, предлагается план корректирующих и предупреждающих действий. С этим отчетом знакомятся генеральный директор, руководитель структурного подразделения, заинтересованные лица, принимаются управленческие решения.

И в заключение, хочется отметить, что система внутреннего образовательного аудита необходима для совершенствования системы качества образования внутри образовательной организации. Она помогает сформулировать основные стратегические направления развития Учреждения, обеспечивает свободный и беспристрастный подход к принятию управленческих решений, выявляет возможности для совершенствования образовательной деятельности.

 

Использованные источники:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 // Министерство образования и науки РФ: Сайт [Электронный ресурс].URL: http://минобрнауки.рф/documents/2974 (Дата посещения 29.05.2016 г.).
  2. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций // Министерство образования и науки РФ: Сайт [Электронный ресурс].URL: http://минобрнауки.рф/documents/3710 (Дата посещения 30.05.2016 г.).
  3. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2015 “Системы менеджмента качества. Требования” (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. N 1391-ст) // система Гарант: Сайт [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71283056/#friends#ixzz4IQKe0EG7 (Дата посещения 30.05.2016 г.).
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Сайт [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф (Дата посещения 30.05.2016 г.).

[1] по данным самообследования за 2015-2016 учебный год

Добавить комментарий

Войти с помощью: