Второе рождение (или Юбилей Сихотэ-Алинского метеорита)

Когда в 1996 году я пришёл работать методистом в Московский городской Дворец творчества детей и юношества и учителем в лицей №1525 (созданный на базе Дворца), сразу обратил внимание, как непривычно для слуха школьного педагога называются подразделения этого нового для меня учреждения. Отделы, сектора, лаборатории…

astronomia                                                                                                                                                     

Переехав на Ленинские горы в 1962 году, Дворец пионеров мыслился как «пионерский научно-исследовательский институт», одной из основных целей в котором было исследование, первые опыты научного познания.

Члены юношеского научного общества в пионерских галстуках. Юннаты и юные астрономы, красные следопыты и юные техники. Всё это было в советском прошлом, а тогда, в девяностые, переосмысливалось в системе дополнительного образования детей.

Образовательную деятельность  осуществляли лаборатории естественных наук, а рядом с ними, например, лаборатория искусства звучащего слова, лаборатории и сектора в отделе художественного творчества, в других отделах гуманитарного образования, технического творчества и т.д.
Оставались поначалу вопросы о том, как дополнительное образование может стать источником для основного, лицейского. Как из лаборатории перейти в учебный класс. За время работы  нашлись ответы и на эти вопросы…

История Дворца – это особое сочетание образовательных технологий, детского общественного движения, социокультурных практик, проектной деятельности, событийной педагогики…
Время расставило всё по своим местам, был принят новый закон «Об образовании», стали развиваться новые формы организации образовательных учреждений.

И появилось новое профессиональное образовательное учреждение «Воробьёвы горы». Новое, но не забывающее традиций. Остался огромный интерес к педагогическому наследию Дворца пионеров…
Но нужно искать и создавать свой образ, образ ГБПОУ «Воробьёвы горы». Дворец пионеров  – это удивительное здание с памятником Мальчишу-Кибальчишу, планетарием и Зимним садом, вышкой-штыком на Площади парадов,  – может стать отправной точкой будущего образовательного пространства.

12 февраля 2017 года мы отметили юбилей, который как раз может стать такой отправной точкой – символом новой жизни ГБПОУ «Воробьёвы горы».

image007

В Зимнем саду, среди пальм, рядом с водоёмом, где обитают золотые рыбки, генеральный директор ГБПОУ «Воробьёвы горы» Ирина Валентиновна Сивцова вместе с юным артистом из бывшей лаборатории искусства звучащего слова, сняли покрывало с… куска Сихотэ-Алинского метеорита. У метеорита –  день рождения.

image009

«70 лет назад, 12 февраля 1947 года в 10 часов 38 минут на Дальнем Востоке, в отрогах хребта Сихотэ-Алинь упал крупный железный метеорит.  Яркий болид на дневном небе видели многие, включая художника Петра Медведева, который в это время расположился писать зимний этюд. Слышались сильные удары, грохот и гул, дымно-пылевой след висел в небе целый день.
На третий день после падения летчики Дальневосточного геологического управления Агеев и Фирциков увидели с высоты 700 метров участки горной тайги, где был сломан лес и просматривались свежие кратеры – ярко-коричневая глина была разбросана поверх снега.
Сюда прибыли хабаровские геологи, а затем (уже в апреле) – экспедиция АН СССР из 9 человек, включавшая в себя “главных метеоритчиков”  страны – председателя Комитета по метеоритам АН СССР академика Василия Григорьевича Фесенкова и ученого секретаря Комитета по метеоритам  Евгения Леонидовича Кринова.
….Огромный метеорит раздробился в воздухе под действием набегающего потока воздуха. Осколки выпали на площади почти 35 квадратных километров в пределах эллипса с большой осью около 10 километров. Основная масса осколков пролетела дальше всего, образовав “кратерное поле” площадью около квадратного километра. Здесь обнаружено более сотни кратеров диаметром от метра до 28 метров, включая  воронку глубиной 6 метров.
Самый крупный осколок весил 1745 кг. Во всех справочниках указывается общий вес собранных с помощью металлоискателей железных осколков – около 27 тонн, но это число явно занижено…» (Сергей Язев,  ЖЕЛЕЗНЫЙ ЮБИЛЕЙ )

Началось образовательное событие: выступления артистов из центра художественного образования, ребят из отдела астрономии, из центра экологического образования, лицеистов, приветственные слова от Шустова Бориса Михайловича, член-корреспондента РАН, научного руководителя Института астрономии РАН (ИНАСАН), лекция руководителя центра астрономии и космонавтики Дмитрия Сергеевича Насонова, встречи с астрономами, фильм и многое другое.

image011

Концерт и урок, интересное зрелище и любопытные кадры кинохроники, метеорит можно потрогать, с ним можно сфотографироваться…

Зрителем и участником мог стать каждый гость или обучающийся в ГБПОУ «Воробьёвы горы».

 

image003

Падение метеорита начало новую эру в исследованиях происхождения Солнечной системы, такие исследования всегда предполагают участие специалистов из самых разных областей.

Так и образование в ГБПОУ «Воробьёвы горы», в его классах и лабораториях, на сценах и в мастерских – это коллаборация, взаимопроникновение. Это всегда немного чудо, это открытие и рождение нового знания, нового творчества, это союз дополнительного и общего, профессионального и досугового.

С днем рождения, метеорит!
ГБПОУ «Воробьёвы горы», в добрый час!

Лебедь Н.Н., старший методист
Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования
ГБПОУ “Воробьёвы горы”

Добавить комментарий

Войти с помощью: