Управление системой дополнительного образования детей: позитивный опыт и проблемы

Жирова Надежда Анатольевна, кандидат педагогических наук,
методист программно-методического отдела РНМЦ НО

Статья подготовлена по материалам дискуссионной площадки «Управление системой дополнительного образования детей».

26 мая 2017 года в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах состоялся Форум «Дополнительное образование: традиции и инновации». В рамках Форума была организована работа нескольких дискуссионных площадок, где победители конкурса инновационных проектов «Точки роста» представили свои работы.

Участники дискуссионной площадки «Управление системой дополнительного образования детей» имели возможность познакомиться с лучшими проектами в одноименной номинации конкурса.

Всего в данной номинации было представлено семь проектов по следующей проблематике:

  • система дополнительного образования в образовательных организациях столицы (школы, колледжи) – ее структура, механизмы организации и управления, проблемы и перспективы;
  • проектирование моделей дополнительного образования в образовательных организациях соответствующей направленности (например, модель техносферы);
  • организация дополнительного образования по определенным направлениям (естественнонаучное, техническое и др.);
  • формы и способы обратной связи с родителями, в том числе с использованием интернет-среды;
  • проблемы, перспективы, формы управления системой дополнительного образования в региональном (Москва как столичный регион) и межрегиональном масштабе (Ассоциация педагогов дополнительного образования).

Экспертиза выявила три проекта-победителя:

  1. «Реализация модели техносферы в учреждении дополнительного образования в «Центре внешкольной работы “На Сумском”»» (ГБОУ ДО ЦВР «На Сумском»).
  2. «Онлайн-анкетирование как способ налаженной обратной связи с родителями (законными представителями) учащихся в дополнительном образовании» (ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1273»).
  3. «Путь к успеху!» (Ассоциация педагогов дополнительного образования).

Аудитория с большим интересом воспринимала презентацию всех проектов, директору «Центра внешкольной работы “На Сумском”» Елене Ивановне Абрамовой, методисту дополнительного образования детей и взрослых Галине Викторовне Макаровой и председателю Ассоциации педагогов дополнительного образования Инге Валерьевне Трешиной, которые представили работы, было задано много вопросов.

Отдельное время в рамках работы дискуссионной площадки было посвящено выявлению позитивных сторон и проблемных точек системы дополнительного образования детей.

Участники дискуссии отметили, что практически все виды и формы деятельности, осуществляемые в системе дополнительного образования столицы, находятся в тесной корреляции с ключевыми проектами Департамента образования города Москвы, объединенными в мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду».

Занятия в объединениях различной направленности дают детям возможность определиться с выбором будущей профессии. Ярким примером может служить представленная в рамках дискуссионной площадки модель техносферы «Центра внешкольной работы “На Сумском”».

В системе дополнительного образования столицы идет активный поиск инструментов обратной связи с родителями, в том числе с помощью интернет-среды. Положительным фактором здесь является то, что все они ориентированы не на разовую констатацию успехов или, наоборот, ошибок, а на выстраивание дальнейшей траектории развития. Таков проект онлайн-анкетирования, созданный в ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1273».

Однако проблем у системы дополнительного образования детей по-прежнему немало. Часть из них традиционна, например, подбор кадров для осуществления инновационной деятельности или недостаточная материально-техническая база.

Участники дискуссии говорили о том, что объем, разносторонность и сложность работы, которую должен вести педагог дополнительного образования, особенно в том случае, если он является участником инновационного проекта, очень велики. Поэтому бывает сложно найти энтузиаста, способного отдавать детям и любимому делу все силы и время.

С другой стороны, как бы ни был детально продуман и выстроен инновационный проект, он может быть реализован лишь частично или не состояться вообще, если образовательная организация имеет недостаточную для этого материально-техническую базу.

Еще одна проблема, которую выделили участники дискуссии, – трудности профессиональной коммуникации. Они возникают из-за того, что в настоящее время образовательные организации, осуществляющие дополнительное образование детей, ощущают изолированность и, как следствие, часто бывают плохо информированы о тех событиях, в ходе которых можно продуктивно пообщаться с коллегами-профессионалами.

В настоящее время процесс присоединения учреждений дополнительного образования к образовательным организациям, ведущим общеобразовательную деятельность, практически завершен. Но многие проблемы в данной сфере остались, необходимо детально проработать и нормативную базу, и содержательные вопросы, в том числе – связанные с интеграцией общего и дополнительного образования.

Отдельно отметили участники дискуссии необходимость сохранения самостоятельно существующих учреждений дополнительного образования детей. Именно они могли бы стать ресурсными (иначе – модельными) центрами для тех школ, гимназий, лицеев, других образовательных организаций, которые также занимаются дополнительным образованием детей. Вместе с тем, аудитория констатировала, что такого количества ресурсных центров для удовлетворения потребностей Москвы как мегаполиса будет мало. Нужно или проектировать особую модель, которая повысит эффективность взаимодействия этих ресурсных центров с образовательными организациями, или увеличивать их количество.

В целом участники дискуссионной площадки отметили, что представленные проекты интересны, созданные в их рамках модели и формы деятельности тиражируемы, что также немаловажно. С другой стороны, масштаб проектов широк: от созданных (и доступных для воспроизведения) в отдельной образовательной организации до таких, которые охватывают региональный и межрегиональный уровни.

Мнение редакции может не совпадать с мнение автора.

Добавить комментарий

Войти с помощью: