Взгляд средовика на дополнительное образование

В статье показано преимущество рассмотрения дополнительного образования с точки зрения средового подхода. Выявлено значение ниш и стихий (как параметров среды), трофики (как того, что находится в нишах-студиях, кружках и т.д.), значение меченых в данной сфере. Все дополнительное образование можно представить, как сообщество меченых, так как в эту сферу приходят как увлеченные взрослые, так и дети, которых можно различить даже по внешним признакам. Обозначена роль образа жизни, как посредника между личностью и средой. Сделан вывод о том, что достижение образовательного результата возможно при понимании дополнительного образования как среды творческого развития и роста учащихся, когда раскрытию творческих и познавательных способностей помогают возможности, заложенные в многочисленных нишах, а генерируемые педагогами стихии позволяют учащимся вести определенный образ жизни.

Е.В. Тюттерина
заместитель директора по ВР, учитель ИЗО,
член Ассоциации школ средового подхода,
член Российской Эстетической Ассоциации
Москва, ОАНО ЦО «Знак»

«Драмкружок, кружок по фото,

мне еще и петь охота…»

А. Барто

Знаменитое стихотворение советской поэтессы ярко и образно показывает многочисленные желания подростка и возможности дополнительного образования для их удовлетворения.

Традиционно дополнительное образование воспринимается как неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. В условиях реализации ФГОС второго поколения достижение образовательных результатов возможно при обеспечении непрерывности образования как по вертикали, так и по горизонтали «…за счет интеграции разных типов образования, обеспечивающей необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка» (1).

«Горизонтальность» образования представлена не только триадой «основное –дополнительное – профессиональное», но, прежде всего, направлениями дополнительного образования от эстетического до научно-технического. В идеале оно должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами. Богатство культуры предполагает ее трансформацию в многочисленные направления, формы и методы дополнительного образования. Если к основному образованию стандарты нового поколения предъявляют требование вариативности, создание «личных пространств», тем более это требование относится к дополнительному образованию. Самореализация личности – вот главная функция дополнительного образования. Раскрытие творческих и познавательных способностей ребенка происходит на фоне роста его мотивации к разнообразной деятельности. И это невозможно осуществить, если воспринимать дополнительное образование механически, как надстройку к основному образованию.

На наш взгляд, перспективно определять дополнительное образование как среду творческого роста и развития. Иными словами, взглянуть глазами средовика, для которого среда является не только условием, но и средством развития и формирования личности. Среда в логике инновационного средового подхода в образовании – это то, «…среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность» (2). Она является ключевым понятием средового подхода (наряду с понятиями «личность», «образ жизни» и «управление»). Среда (в трактовке доктора педагогических наук, профессора Ю.С. Мануйлова) субстанционально состоит из ниш, стихий и меченых, где ниша – статичный компонент среды (обособленное в пространстве времени поле возможностей), стихия же – динамическая составляющая, движущаяся масса, противостоять которой крайне сложно или невозможно.

Наиболее интересным в трактовке дополнительного образования как «среды творческого развития» представляется понятие «ниша». Ниши могут быть материальными, социальными, природными, духовными, мировоззренческими, а также открытыми, доступными, широкими, освоенными, популярными и пр.

Сами направления дополнительного образования, многочисленные и разнообразные кружки, секции, студии и т.д. легко представить в виде ниш, в которых содержится определенная комбинированная трофика (то, что может питать ребенка), трофика и материальная, и духовная, и социальная одновременно. К примеру, в изостудии свое питание, в кружке авиамоделирования – другое, в вокальном ансамбле – третье. В первом случае ребенка питает визуальное искусство (начиная с шедевров, заканчивая собственными рисунками, разнообразием материалов), во втором – те модели, которые создает учащийся, а также технические открытия, в третьем – звучание инструментов, голоса исполнителей, их репертуар и т.д.

Каждая ниша, являясь неповторимой, предстает перед нами как обособленное устойчивое поле возможностей. Ниши в логике средового подхода в образовании (автор – профессор Ю.С. Мануйлов) – то, что способствует развитию индивидуума, предоставляя ему свободу выбора. Помня о функции дополнительного образования – предоставлять максимум возможностей для саморазвития личности, мы и определили его как среду творческого развития и роста.

Почему именно творческого? Данный акцент не случаен. Одно из преимуществ дополнительного образования – это гибкий (творческий) подход к формированию содержания. Свобода выбора учащимся «диктует» взрослым неординарный подход к выбору тем занятий, направлений, методов, форм работы, приемов, ориентирует на учет интересов, потребностей, способностей ребенка. Кто чем питается, тот тем и является – так утверждают средовики. То есть, если у ребенка есть потребность в рисовании, он пойдет в изостудию. Но удовлетворенная один раз потребность может в скором времени угаснуть, так как ниша – статичный компонент среды. «Удержать» ученика при свободе выбора помогает второе понятие, составляющее среду, – стихия.

Все дополнительное образование базируется на интересе учащихся и взрослых – педагогах. Без динамики, энергии, увлеченности любой кружок не просуществует долго. Стихия – движущаяся масса огромной силы, способна увлечь, повести за собой. В средовом подходе стихия является динамическим компонентом среды. Именно она направляет субъекта на то, что находится в среде. Стихия способствует тому, чтобы то, что находится в среде, усвоилось и стало частью личности учащихся. Например, стихия интереса побуждает ребенка пойти в тот или иной кружок, стихия направленного внимания позволяет ему постигать основы определенного вида искусства или науки, стихия творчества и самореализации помогает раскрыть способности и таланты учащегося в выбранной области.

Откуда появляется стихия, как она рождается? По мнению средовиков, с одной стороны стихии запускаются теми, кто управляет процессом (то есть педагогами), с другой стороны стихия может рождаться и в процессе творчества самих учащихся (в этом случае педагог лишь поддерживает и слегка направляет ее). И в том, и в другом случае стихийность создают меченые (это третий компонент среды). «Меченые – это выделяющиеся в среде индивидуумы, необычное (для других) поведение которых обусловлено зависимостью от прежних переживаний, оставивших след в их строе чувств, мыслей, внутреннем и внешнем облике…» (2). Меченые – это устойчиво предрасположенные к чему-либо индивидуумы, постоянно готовые действовать в определенном направлении свойственным им способом (Л.В. Волкова).

Все дополнительное образование можно представить как сообщество меченых, так как в эту сферу приходят как увлеченные взрослые, так и дети, которых можно различить даже по внешним признакам: походка балетмейстера, одежда художника, взгляд конструктора, идущего с книгой, телосложение спортсмена-тренера и т.д. Любящие свое дело педагоги вносят трофический (питательный) компонент в определенную нишу: новую красивую песню в вокальную студию, необычную технику рисования в изокружок, оригинальные движения в танцевальную композицию, сложную конструкцию модели в программу кружка авиамоделирования и т.д. Таким образом обогащается ниша.

Среда будет оказывать воздействие на личность ребенка лишь в том случае, если он будет постоянно взаимодействовать с ней. Человек – продукт среды, так утверждал еще А.С. Макаренко. Сама личность (как основное понятие средового подхода) от среды неотделима, это субъект обладания ценностями среды, и характеризуется личность по тому, что она в среде имеет и умеет.

Взаимодействие с нишами среды (а значит, с той трофикой, которая в них содержится) возможно благодаря инновационному понятию средового похода – образу жизни личности. Образ жизни – относительно постоянный порядок чередования во времени и пространстве повседневных занятий детей, осуществляемых различными способами (Е.В. Боровская). Ключ к пониманию образа жизни в тех самых способах (которые возможно осознать, запомнить и использовать педагогам в работе с детьми, в отличие от «лавины» УУД, которые чаще всего так и остаются лишь в отчетах и технокартах, подготовленных для проверяющего).

Что касается способов жизни ребенка, выраженных глаголами с префиксом «со», их всего несколько групп: интеллектуальные (со-поставление, со-измерение, со-отнесение), аффективные (со-чувствие, со-переживание, со-страдание), поведенческо-волевые (со-зидание, со-зерцание, со-участие, со-ревнование, со-перничество, со-стязание). Именно так, при помощи способов любой индивидуум взаимодействует со средой. Способы являются характеристикой личности ребенка и любого человека – важно не только само питание, но и способ употребления пищи. Например, ученик, постоянно посещающий изостудию, будет со-зерцать прекрасное, со-прикасаться с возвышенным и изящным, со-здавать на каждом занятии новое в области искусства (на лицо выраженный аффективный блок способов), такая комбинация способов несомненно окажет влияние на личность ребенка. Напротив, школьник, являющийся завсегдатаем кружка «Юный техник» или «Робототехника» чаще всего будет со-поставлять информацию, со-измерять детали и целое, со-относить полученные расчеты с опытным образцом и т.д. Учащиеся, которые приходят на занятие в секцию футбола или хоккея, постоянно будут со-ревноваться и со-стязаться командами. Это также отразится на их личности.

Что дает нам такое понимание сферы дополнительного образования?

  1. Средовой подход (подход к среде как к инструменту) – это, прежде всего, мягкое опосредованное управление процессом развития и формирования личности. Что является необходимым в данной сфере, где ребенок «ищет» себя («…кружок по фото, мне еще и петь охота…»), а мы, взрослые, стремимся предоставить учащимся максимум возможностей (ниш с трофикой) для самореализации, саморазвития.
  2. Представление дополнительного образования как среды творческого развития побуждает управленцев находиться в постоянном творческом поиске (нового содержания, методов, форм работы и т.д.)
  3. Средовой подход позволяет педагогам точнее ставить цели на уровне личности ребенка (учитывая его интересы, запросы, увлечения и способности), ведь личность и среда неотделимы: по среде можно определять личность и среду конструировать под цели личности.
  4. Возможность конструировать среду обогащает и окрыляет педагогов, данный подход расширяет горизонты управления процессом, когда одновременно создаются необходимые ниши, генерируются стихии, активно используются меченые (увлеченные своим дело люди).

В заключение хотелось бы отметить, что новые стандарты, как в основном, так и в дополнительном образовании, особые требования предъявляют к результату, который ставится на уровне личности ребенка. При этом все ресурсы и силы дополнительного образования направлены на самореализацию учащихся. Наиболее эффективным для нас представляется понимание этой сферы как среды творческого развития и роста учащихся, когда раскрытию творческих и познавательных способностей помогают возможности, заложенные в многочисленных нишах, а генерируемые педагогами стихии позволяют учащимся вести определенный образ жизни.

Список литературы

  1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – М.; Нижний Новгород, 2002. – С. 76.
  2. Рабочие материалы по освоению теории и технологии средового подхода в образовании. Раздел 5. Стихии, меченые. – Нижний Новгород, 2014. – С. 6

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий

Войти с помощью: