Система работы по развитию графомоторных навыков как профилактика нарушений письменной речи у младших школьников

Данная статья предназначена для педагогов и логопедов, которые работают в системе дополнительного образования. В статье рассказывается о системном и комплексном подходе к развитию общей и мелкой моторики как пропедевтической работе по предупреждению дисграфии.

 Код УДК 376.37

Е.В. Седова,
учитель-логопед,
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Тула

Комплексный подход в работе по развитию графомоторных навыков в системе дополнительного образования

Многолетняя логопедическая практика говорит о том, что частыми причинами дисграфии являются нарушения графомоторных навыков, развитие которых зависит от уровня развития общей и мелкой моторики. Но если своевременно активизировать работу по развитию общей и мелкой моторики, то мы окажем огромную помощь детям в преодолении трудностей при освоении письменной речи.

Объем работы в данном направлении обширен. И логопеду одному сложно охватить весь этот комплекс. Поэтому на базе нашего дома детского творчества всеми педагогами дополнительного образования были разработаны такие направления работы, которые в совокупности помогают ребенку в развитии общей и мелкой моторики. Задания, которые отрабатывает на своих занятиях логопед, находят продолжение на занятиях педагогов дополнительного образования.

В начале учебного года логопед составляет перспективный план, который согласовывается с педагогами дополнительного образования по лепке, рисованию, физкультуре, аппликации. Этапы работы, темы и приемы подбираются так, чтобы материал, усвоенный на занятиях одного педагога, применялся, обобщался, расширялся и находил свое продолжение на занятиях у других педагогов.

Работа начинается с развития общей моторики на занятиях по физической культуре, где основными задачами педагога являются: развитие точности движений, быстроты, силы, гибкости, преодоление мышечного напряжения. Особое место в работе занимает развитие координационных способностей. Если все другие физические качества обеспечивают ребенку возможность выполнять движения с необходимой быстротой и силой, то координационные способности позволяют придать движениям большую точность по амплитуде, направлению, темпу и развиваемым усилиям. Они представляют собой специфические сенсомоторные свойства организма, обеспечивающие ему возможность тонко регулировать свои взаимоотношения с внешним миром посредством двигательной активности. На занятиях по физкультуре начинается работа по формированию пространственных представлений у детей: перестраиваясь в колонну или шеренгу, ребята называют того, кто стоит впереди или сзади, слева или справа. Подвижные игры подбираются таким образом, чтобы играя, дети учились ориентироваться в пространстве (игры с условиями по выбору нужных направлений).

Педагоги дополнительного образования, которые ведут занятия по аппликации, также обучают детей ориентироваться в пространстве, определяя свое место по отношению к месту соседа слева или справа, затем они включают задания по ориентированию на плоскости, определяя правую-левую стороны листа, верх-низ; вводят в свою работу задания на сравнения предметов по форме и величине; задания на узнавание контурных предметов, наложенных друг на друга или перечеркнутых изображений предметов.

И педагоги по рисованию используют в своей работе задания по развитию пространственных представлений, определяя правый верхний или левый нижний угол на листе бумаги, а также включают в свою работу упражнения на развитие силы пальцев, быстроты их движений. На занятиях дети учатся штриховке по контуру, обводке, срисовыванию геометрических фигур, дорисовывание недостающей детали предмета.

Все педагоги используют в своей работе задания на развитие зрительной и моторной памяти (это задания на восстановление первоначального расположения предметов, фигур, позы человека и т п.); задания на развитие зрительного восприятия (цвета и формы) и представления; развития зрительного анализа и синтеза (составление картинок из частей, выполнение заданий «Лабиринт», «Подбери заплатку»)

В доме творчества существует такое направление работы как предшкольное развитие. И с педагогом данного направления логопед работает в самой тесной взаимосвязи, разрабатывая единый подход в развитии у детей зрительно-моторных координаций, мелкой моторики. Совместно подбираются упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук: упражнения на противопоставление пальцев, круговые движения кистями, работа с мелкими предметами (шариками кольцами, кружками, счетными палочками), отведение и приведение пальцев, игры с воображаемыми предметами.

Логопед, работая над развитием мелкой моторики, включает в свою работу задания по кинезиологии. Это универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Такие упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, помогают улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость. В своей работе мы используем такие упражнения как:

  • «Кольцо» поочередно перебираем пальцы рук, соединяем в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
  • «Кошка» последовательно меняем два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
  • «Ухо-нос» левой рукой беремся за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опускаем руки и меняем их положение.
  • «Лезгинка» – левую руку складываем в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После одновременно меняем положение правой и левой рук.
  • «Кулак – ребро – ладонь» – последовательно меняем три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
  • «Ладушки-оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»,
  • «Симметричные рисунки» рисуем в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круга. Затем квадрат и в последнюю очередь – треугольник. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку). Сначала все фигуры рисуются из одной точки и в одном направлении, затем из разных точек и в разных направлениях.

Логопедом разработана система упражнений для развития графомоторных навыков, направленная на формирование моторной и психологической базы для овладения навыками письма. Содержание занятий предполагает работу по укреплению мелкой моторики, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Занятия проводятся в групповом или индивидуальном режиме, в игровой форме, с постепенным усложнением, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Количество занятий определяется потребностью детей.

Работа ведется в нескольких направлениях:

  • развитие координационных способностей (развитие общей моторики): развитие точности и равновесия; преодоление мышечного напряжения; развитие силы, быстроты; нормализация мышечного тонуса рук;
  • развитие изобразительных и графических способностей: тренировка изолированных движений рук; развитие движений пальцев рук; формирование правильного захвата; обучение правильному способу удержания карандаша;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие зрительно-моторной координации: обучение формообразующим движениям; «письмо» пальцем; ориентировка на листе бумаги;
  • развитие графомоторных навыков: автоматизация проведения линий различной конфигурации; развитие силы пальцев и быстроты их движения; овладение основными элементами букв; знакомство с рабочей строкой;
  • формирование буквенного гнозиса.

Работа начинается с формирования моторной базы для овладения навыками письма. На этом этапе решаются следующие задачи:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • развитие способности выполнять движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах пишущей руки;
  • обучение дифференцированному захвату различных предметов;
  • формирование правильного захвата и удержания ручки;
  • формирование пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги.

Для нормализации мышечного тонуса используются приёмы:

  • контраст и криотерапия (для улучшения кровоснабжения и снятия мышечного тонуса);
  • работа с глиной или тестом (учим разминать, отщипывать, отрывать, раскатывать, лепить простые прямые, затем изогнутые или волнистые линии, основные элементы букв);
  • работа с песком и влажной поверхностью в качестве дополнительного тактильного раздражителя для закрепления следовых образов, игры с линейкой-спирографом.

Работа по развитию двигательного праксиса начинается с копирования движений по элементам, затем воспроизведение небольших двигательных комплексов.

Лечебно-педагогическая работа по развитию манипулятивной функции рук строится в соответствии со следующими принципами:

  • учёт последовательности этапов формирования моторики кисти и пальцев в онтогенезе;
  • вся работа по формированию движений кистей рук проводится под контролем рефлекс-запрещающих позиций;
  • воспитание каждого движения начинается с пассивного его выполнения, затем движение выполняется активно, автоматизируется и переносится в повседневную жизнь;
  • предъявляемые задания должны соответствовать возможностям ребёнка.

Для тренировки изолированных движений рук можно использовать следующие упражнения: разглаживание листа бумаги ладонью правой руки, придерживая лист левой, и наоборот; последовательные движения «ребро – кулак – ладонь»; встряхивание по очереди кистями; поочередная смена положений кистей, правой и левой.

Одновременно с перечисленными упражнениями необходимо развивать произвольное отведение и приведение пальцев рук. Особое внимание обращаем на работу пальцев пишущей руки. Полезно обучать детей элементам самомассажа пальцев рук и кистей, используя такие движения как: растирание, поглаживание, надавливание тыльной стороны кистей рук, ладоней и пальцев рук. В некоторых видах упражнений для усиления кинестетического раздражения можно использовать специальный массажный мячик или аппликатор Кузнецова.

Чтобы сформировать правильный дифференцированный захват, учим ребят брать предметы, отличающиеся между собой по размеру, форме различными способами: всеми пальцами, большим и указательным пальцами, всей кистью, «щепоткой». Для тренировки точности используются упражнения на помещение мелких предметов в сосуд с узким горлом.

Для развития мелкой моторики рук полезно нанизывать бусы, складывать разборные игрушки, раскручивать и закручивать крышки, сматывать и разматывать клубки ниток и др.

Для обучения правильному способу удержания карандаша или подбору индивидуального способа удержания ручки, сегодня предлагаются ручки и карандаши Stabilo. Трехгранная эргономичная форма, резиновая накладка с прорезями позволяют встать кисти правильно. Эти ручки учитывают индивидуальные особенности детей (для левшей и правшей) Если у ребенка мышечный тонус не нарушен, то такие карандаши и ручки действительно помогают освоить правильный захват. В противном случае необходимо последовательное выполнение серии заданий. Таких как: принять позу руки и пальцев, имитирующую удерживание ручки и зафиксировать на некоторое время вместе с карандашом, резинкой. Некоторое время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев.

Используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребёнка проводит с ним линии или иные фигуры;  вкладывать ручку левой рукой в правую, лежащую на парте в соответствующем положении; брать правой рукой одним движением ручку, лежащую на парте и принимать положение для письма; расслаблять и напрягать пальцы, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев; сгибая и разгибая пальцы, передвигать по ручке к верхнему и нижнему краю; выполнить несколько движений пишущей ручкой и после каждого принимать правильную позу для письма; поставить несколько точек на листе бумаги, выполняя движения пальцами, не сдвигая руки, не напрягаясь.

Затем можно переходить к обучению графическим навыкам:

  • обучение формообразующим движениям в воздухе и на плоскости;
  • обучение «письму» пальцем;
  • автоматизация навыков проведения прямых линий и линий разной конфигурации;
  • овладение основными элементами букв;
  • развитие зрительно-моторной координации.

Для воспитания точности и завершённости движения выполняются упражнения на соединение разноудалённых точек. Сначала точки должны располагаться на расстоянии 2-3 см друг от друга, затем можно увеличивать расстояние и количество точек на листе. Точки, которые следует соединять, можно обозначать одним цветом. Затем нужно порисовать «лесенки», «ёлочки». Главным при выполнении этих заданий будет соблюдение размера и симметричности и сохранение направления движения руки.

Для коррекции недостатков функции переключения движения, нарушения ритмичности и направленности движения учим детей изображать ломаные линии. При этом требуется обвести ломаную выше или ниже уже изображённой линии. Следующим этапом будет проведение ломаной по опорным точкам. Начинать надо с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размеру буквы.

При обучении ведению волнистой линии наиболее эффективным представляется метод рисования по готовому рисунку. Ознакомление со способом выполнения геометрических фигур следует начинать, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем левую и правую стороны. Также, соединяя точки, можно построить треугольник и окружность. Освоение основных видов линий делает возможным обучение ребёнка написанию печатных букв.

Параллельно с такой многоплановой подготовкой логопед проводит работу и по предупреждению специфических нарушений письменной речи. Применяя и обобщая изученный детьми материал, он осуществляет перенос полученных знаний на другие виды деятельности: формирует речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения; учит соотносить одни и те же буквы, изображенные разным шрифтом; дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые по оптическим признакам буквы; закрепляет связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Таким образом, придавая огромное значение развитию умственных способностей детей, особое внимание нужно уделять развитию общей и мелкой моторики. А своевременная многоплановая слаженная пропедевтическая работа всего коллектива поможет будущим школьникам предупредить трудности освоения письма.

Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения на развитие координации.

«Слушай сигнал».

Содержание игры. Дети идут в колонне по одному. Ведущий дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например, когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут.

«Кто дальше бросит?»

Подготовка. На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м от нее параллельно ей проводятся 3-4 линии с интервалом между ними 4 м. Играющие делятся на несколько групп — команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока по мешочку с горохом.

Содержание игры. Играющие поочередно в своих командах бросают мешочки с горохом возможно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны. Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию.

Правила игры. Каждый может бросить только один мешочек. Мешочки бросают по очереди каждый раз по сигналу руководителя. Бросивший мешочек сразу уходит в конец своей колонны.

«Снайперы».

Подготовка. Для игры нужны городки и теннисные мячи (желательно по количеству играющих). Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые – другая. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга – команда. Перед носками играющих проводится черта, за которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 м от этой черты и параллельно ей ставится в ряд (в полутора шагах один от другого) вперемежку по 5 городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают названия (например, синие и белые).

Содержание игры. По сигналу педагога команды по очереди залпом (все игроки одновременно) метают мячи в городки из положения стоя, с колена или лежа, по условиям игры. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок команды противника – на шаг ближе. Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели.

Правила игры. Городки ставятся на новые места после залпа одной из команд. Брошенные мячи подбираются игроками другой команды. Сбитые городки ставит на новые места помощник педагога.

Игры на преодоление мышечного напряжения.

«Психологическая лепка».

Цель: снятие мышечного напряжения, формирование умения сотрудничать. Педагог просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например, морскую звезду, и показать, как она движется. Можно предложить ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

«Рисуем на ладошках».

Цель: снятие напряжения в области мышц рук, формирование доверия. Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой – вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например, море, ветер, камень, вата и т.д.). Затем пары меняются.

Игры на развитие зрительно-моторной памяти.

  1. Приготовьте парные картинки знакомых предметов. На одной должен быть изображен объект, лучше яркого цвета и простой формы, на другой – тот же самый предмет, но с отсутствием некоторых элементов. Сначала предложите ребенку первое изображение и дайте время на рассмотрение (около 1 минуты), затем уберите первую картинку и дайте другую, попросив назвать отличия.
  2. Разложите перед ребенком до 10-12 картинок с изображениями простых знакомых предметов или сами предметы (это могут быть кубики разных цветов, мячики, мелкие игрушки, посуда). После того, как ребенок внимательно их рассмотрит, уберите все и попросите назвать те, которые он запомнил. В возрасте 5-7 лет хорошим результатом будет, если ребенок назовет 6-8 предметов.
  3. Возьмите 5-8 предметов, разложите их на ровной поверхности и позвольте малышу хорошо их рассмотреть. Затем попросите его отвернуться и поменяйте 2 предмета местами, уберите или добавьте один. Предложите ребенку рассказать, что изменилось.
  4. Возьмите счетные палочки и сложите из них простую фигуру (квадрат, треугольник, домик, елочку). Попросите ребенка запомнить фигуру, а затем сложить такую же. Ребенок должен по возможности использовать такое же количество палочек и расположение цветов.

Игры на развитие пространственных отношений.

«Кто правильно назовет».

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Содержание: ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя». Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

«Вратарь».

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Содержание: взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри! Ориентация в пространстве

Игра «Где звенит колокольчик?»

Цель: тренировать в ориентировке в пространстве, в пользовании словами «далеко», «близко», «впереди», «сзади», на слух определяя местонахождение предмета.

Педагог предлагает кому-либо из детей позвенеть в колокольчик так, чтобы все видели и слышали, что колокольчик находится совсем рядом или далеко, где его почти не слышно. Один ребёнок выходит из класса. В это время остальные дети договариваются, где будет находиться ребёнок с колокольчиком. Когда ребёнок возвращается, его усаживают на стул и завязывают глаза. Колокольчик звенит в условленном месте. Ребёнок с завязанными глазами должен определить, близко или далеко от него звенел колокольчик, и точно указать направление, откуда раздался звук (впереди, сзади и т. д.). Игра повторяется.

Игры на развитие ориентации на листе бумаги.

Игра «Карта путешествий».

Цель: формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определить взаимное расположение предметов в пространстве; развивать внимание, умение находить ошибки, пространственную ориентировку.

– К нам сегодня пришел в гости мишка. Ему нравится, как у нас в игровой комнате стоит мебель. Он хочет также поставить мебель у себя дома. А чтобы не забыть, решил нарисовать план комнаты. Поможем ему?

Учитель вешает на доске прямоугольный лист бумаги – это комната. На чертеже обозначает окна, двери. Посередине рисует круг, обозначающий стол. Аналогично рисует обозначения всех остальных предметов. Получится план комнаты. Когда план будет готов, детям предлагается поиграть. Один водящий выходит за дверь, дети прячут небольшую игрушку, а на плане кружком обозначают это место. Ведущий, войдя в группу, по плану определяет, где спрятана игрушка, и находит это место в самой комнате.

Игра «Нарисуй фигуру».

Цель: продолжать учить ориентироваться на тетрадной странице; работать без образца, пользуясь словесной инструкцией.

Педагог предлагает детям выполнить задание:

Отсчитайте четыре клетки в верхней строчке и отметьте точками крайние клетки;

Отсчитайте четвёртую строчку от верхней строки вниз и поставьте точку;

Отсчитайте вправо четыре клетки и поставьте точку;

Соедините точки между собой.

Какая геометрическая фигура у нас получилась? (Квадрат). А теперь, пропустив одну клетку, нарисуйте ещё один квадрат.

Игра в тетради «Самолёт».

Учитель предлагает рассмотреть рисунок, нарисованный в тетради, а затем рассказать, как его надо перерисовывать, в каком направлении надо двигаться, на сколько клеток и в какую сторону проводить линию. Нужно поставить точку, отсчитать одну клетку вверх и поставить точку, отсчитать три клетки вправо и соединить точки линиями, отсчитать четыре клетки вверх, одну вправо, четыре вниз, две вправо, одну вверх. Одну вправо и соединить все точки линиями; отсчитать три клетки вниз, одну влево, одну вверх, две влево, четыре вниз, одну влево, четыре вверх и три влево. Соединить все точки линиями – получился самолёт. После этого дети приступают к выполнению задания. Во время работы педагог уточняет действия детей.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

«Золушка».

Насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

«Месим тесто».

Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

«Кто больше соберет фасоли

Собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

«Бусы для любимой бабушки».

Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.

«Покорми Куклу».

Под пробкой-шапочкой нарисована смешная рожица, а вместо рта – отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!».

Пуговицы.

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок.

«Забавная змейка».

Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, таким образом будут стимулироваться тактильные рецепторы.

«Пуговки-застежки».

На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

Игра, развивающая внимание, восприятие.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью.

Игра, развивающая зрительно-моторную координацию.

Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

Игра «Пуговица«.

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции. – М., 2007.
  2. Беззубцева Г.В. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. – М., 2004.
  3. Безруких М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – Тула, 1996.
  4. Безруких М.М. Обучение письму. – Екатеринбург, 2009
  5. Буцыкина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников. – Логопед, – № 3.
  6. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб., 2006.
  7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.
  8. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб., 2005.

Добавить комментарий

Войти с помощью: