Продолжение цикла открытых занятий: биология и программирование
13 декабря 2020 года состоялось два открытых занятия участников конкурса профессионального мастерства «Мастерство и творчество». В этот день жюри и все желающие могли познакомиться с тем, как ведутся занятия по дополнительным общеразвивающим программам по биологии и программированию.
Олег Олегович Язвенко, педагог дополнительного образования Центра экологического образования представил занятие по программе «Юные зоологи», которая рассчитана на один год и имеет базовый уровень. По ней занимаются дети в возрасте от 7-ми до 17-ти лет. Следует подчеркнуть, что программа пользуется большим успехом у ребят: всего в объединении дополнительного образования, которым руководит Олег Олегович, занимается 57 человек, которых он объединяет в две группы. Некоторые дети занимаются по три года, находя для себя всякий раз что-то новое в осваиваемом содержании.
Открытое занятие было построено в режиме интерактивной лекции и проводилось на платформе Microsoft Teams. Тема занятия — «Подтип хелицерата (Chelicerata)». Речь шла о паукообразных, мечехвостах (реликтовом виде морских животных). Сразу стоит сказать, что применялось огромное количество специальных терминов, однако было видно, что дети, даже младшего возраста, хорошо ориентируются в них.
Олег Олегович подробно разбирал с детьми строение тела паукообразных (арахнидов), количество глаз у разных их подвидов. И оказалось, что глаз у них может быть от 2-х до 12-ти, чаще всего восемь, иногда шесть. Особое внимание было уделено строению фасеточного глаза.
Юные зоологи не обошли вниманием строение и работу органов дыхания, нервной и кровеносной систем разных видов хелицеровых. В конце первого часа занятия Олег Олегович начал разбирать с детьми подтему «Строение мечехвостов». Он рассказал, что сегодня их существует четыре вида, это достаточно крупные животные (длина тела 60 см.), обитающие в прибрежной зоне на глубине не более 40 см. Живут мечехвосты более 20-ти лет, а их синяя кровь применяется в различных медицинских исследованиях.
Когда дети отправились на перерыв, Олег Олегович вступил в беседу с жюри, чтобы дать характеристику программы и ответить на вопросы. Так как представленное занятие было выстроено в лекционной форме, один из основных вопросов был о том, какие еще формы применяются. Педагог перечислил несколько вариантов, в том числе просмотр видео тестирование онлайн, выполнение различных заданий, зарисовка строения животных. По желанию дети могут готовить доклады, и в этом случае уже они выступают в роли ведущего одной из частей занятия.
В качестве основных задач освоения программы Олег Олегович обозначил следующие: помощь в осознании и понимании единой картины строения животного мира, а также обучение искусству выступления (с возможностью последующего выхода на конференции, например, «Мы и биосфера»).
Второе открытое занятие — по программированию — провел Александр Олегович Акимов, педагог дополнительного образования Центра технического обучения. Он работает по программе «Основы обучения на языке Python». Срок освоения программы — один год, уровень — базовый, она адресована детям от 12-ти до 18-ти лет. По этой программе у педагога занимаются четыре группы. Занятия могут строиться как в лекционной форме (для более эффективного усвоения теории), так и в режиме выполнения серий практических заданий. Александр Олегович подчеркнул, что дети могут участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников по программированию благодаря освоению данной программы и практике написания программ под Windows.
В качестве цели программы он обозначил не только развитие интеллектуальных способностей обучающихся, но и формирование основ информационной культуры в процессе обучения основам программирования на языке Python. Для ее достижения, помимо достаточно традиционных форм деятельности, применяются мини-проекты, что способствует социализации обучающихся.
Темой открытого занятия стало составление новогоднего поздравления по определенному шаблону. Ребята изучали строки и возможность замены фрагментов текста. Они познакомились с тем, как можно создать соответствующую программу на языке Python, с шаблоном и теми элементами, которые могут быть заменены в нем при составлении текста поздравления.
Затем было предложено задание с намеренно допущенной ошибкой, задачей обучающихся было найти ее, и они успешно с этим справились. Была видна заинтересованность детей, стремление освоить и применить новые команды, выполнить задания как можно лучше.
Жюри задало Александру Олеговичу много вопросов, выделим один из них: «С каким возрастом детей Вам больше всего нравится заниматься?». Педагог ответил, что для него это 9-10-11 классы, так в этом возрасте появляется осознанность в применении знаний для решения прикладных задач. Однако от него это требует открытости для общения в течение всего дня: даже очень поздним вечером кто-либо из обучающихся может позвонить и задать вопрос.
Оба занятия были насыщенными и интересными. Пожелаем участникам удачи на других этапах конкурса!