Открытое занятие по каллиграфии в рамках конкурса «Мастерство и творчество»
21 декабря 2020 года состоялось открытое занятие Веры Александровны Вилькоцкой, педагога дополнительного образования Центра художественного образования.
Занятие проходило на платформе Zoom в рамках реализации авторской дополнительной общеразвивающей программы «Каллиграфия» (внебюджет). Программа имеет художественную направленность и адресована детям в возрасте от 7-ми до 11-ти лет. В группе, как правило, работает 5-9 человек. По объему программа охватывает 64 часа, занятия проводятся два раза в неделю.
Целью программы является обучение основам каллиграфии. Изучаются материалы, которые используются в данном искусстве, из истории письма ребята осваивают каллиграфические гаммы, каллиграфическое рисование, русскую вязь, чистописание и, наконец, современную каллиграфию.
Занятие, с которым могли познакомиться участники жюри, было посвящено теме «Новогодняя открытка. Елочный шарик». Однако именно в этот день была запланирована работа над новогодней открыткой. Для начала все под руководством педагога проверили необходимые инструменты, а затем — при помощи демонстрации экрана познакомились с тем, что предстоит сделать. Попутно Вера Александровна рассказала, почему открытка называется именно так, дала справку, что самая старая открытка в мире датирована 1840 годом.
Прежде чем приступить к оформлению двусторонней открытки, с ребятами была проведена пальчиковая разминка (до появления ощущения тепла в руках), сначала только пальцы, затем — с кисточкой в руке. Затем на разлиновке началась работа над прямыми линиями. Педагог видела работу каждого ребенка и комментировала, правильно или нет он держит кисть, проводит линию. Бала проконтролирована освоенность линий и закручивания, над которыми работа уже велась ранее.
Поработав с разлиновкой шарика, дети под руководством педагога перешли к рисованию снежинки. Здесь участники жюри могли видеть, что делают дети, ребята работали в диалоге с Верой Александровной. Фактически, это была коллективная деятельность, в результате которой постепенно возникал образ снежинки, который понравился бы всем.
Затем ребята перешли к каллиграфии как таковой. На этом занятии сделать надпись «С Новым годом!» было предложено русской вязью. Педагог продемонстрировала, как это должно выглядеть, но так как разлиновку дети сделать не успели, это осталось домашним заданием.
Во время обсуждения занятия участники жюри задали несколько вопросов, например, есть ли конкурсы, в которых могут принять участие ребята, осваивающие искусство каллиграфии. Оказалось, есть конкурсы, и не только городского уровня, но и международного. Вера Александровна показала работы, удостоившиеся первого и второго мета в прошлом учебном году. Она отметила, что, помимо занятий в Zoom, есть группа в Instagram, где можно поддерживать оперативную связь с детьми и родителями. Например, высылать задания по прописям, которые педагог в период пандемии стала делать сама. Кроме того, применяются такие инструменты, как Kanwa, Photoshop.
Ольга Владимировна Лагранж задала вопрос, касающийся специфики воспитания художника в любой сфере: «Когда Вы строите занятие, сколько времени Вы отдаете тренировке руки?». Вера Александровна в ответе подчеркнула, что это происходит из раза в раз, на освоение того или иного алфавита уходит 3-4 занятия.
Один из вопросов звучал так: «Как Ваше искусство может повлиять на дальнейший выбор профессии? В чем Вы видите значимость этого искусства в этом процессе?». На это Вера Александровна ответила, что внимательность, концентрация, аккуратность, которые постепенно нарабатываются в процессе занятий каллиграфией, важны для многих профессий. «Творчество требует мужества», — привела она слова знаменитого французского художника рубежа XIX-ХХ веков Анри Матисса.