«Театр должен нести добро, и пусть мир будет добрее!» – финальное открытое занятие в рамках конкурса «Мастерство и творчество»
28 декабря 2020 года, в канун самого доброго и всеми любимого праздника — Нового года — открытое занятие в рамках конкурса «Мастерство и творчество» провела Ольга Александровна Хальчевская, педагог дополнительного образования Центра «Западный» ГБПОУ «Воробьевы горы».
Она руководит кукольным театром для самых младших, театром «Улыбка» для детей среднего звена и театральной студией для старшеклассников, где акцент делается на постановках произведений русских классиков.
Занятие, которое завершало цикл в этом конкурсном году, Ольга Александровна вела по программе «Кукольный театр и сказочный дворик». Программа имеет ознакомительный уровень, адресована детям в возрасте 7-11-ти лет, т.е. тем, кто учится в начальной школе. Срок освоения программы — 2 года, педагог объяснила, почему: ее главная цель — раскрепостить детей на данном этапе, так как специального отбора не ведется, и приходят не только талантливые и свободные ребята, но и зажатые, которым трудно сразу включиться в театральную деятельность в полной мере.
Именно по этой причине Ольга Александровна и обратилась к такому жанру, как кукольный театр: ширма, за которой играют юные артисты, раскрепощает, позволяет двигаться, говорить, играть более свободно. В то же время это своего рода макет портала театра, где есть и декорации, и возможность ощутить потребность говорить громче обычного, чтобы звук достигал последнего ряда зрительного зала. Так — исподволь — происходит подготовка к постановке драматических спектаклей.
Кроме того, кукольный театр позволяет делать компактные постановки, и дети, еще не привыкшие к систематичной, последовательной работе над актерским мастерством, дикцией и т.д., получают возможность довольно быстро выйти на сцену. А именно этого они и хотят!
Занятие началось с повторения видов театра, которые являются основными. Опрошены были все, никто из ребят не был разочарован тем, что на него не обратили сейчас внимания. Затем перешли к специфике кукольного театра: какие виды кукол используются в нем? Ребята уверенно перечислили все известные им виды.
От теории — к практике. Сначала все повторили несколько упражнений (маленьких стихотворений), помогающих научиться управлять перчаточной куклой, а потом выполнили еще одно задание: произнести текст своего персонажа образно, выразительно и точно. А далее — ведь занятие велось на платформе Zoom — педагог взяла на себя роль того, кто будет показывать действия героев сказки «Рукавичка», а детям надо было правильно озвучить это. Все были увлечены этим процессом, хотя и не всегда все шло гладко: ведь это обычная работа над будущим спектаклем, а не его показ зрителям.
В заключение Ольга Александровна предложила детям поздравить друг друга с Новым годом, и здесь были загадки, стихотворения как собственного сочинения, так и классические. Но — вот и особенность кукольного театра — каждый должен был произнести это от лица некоего персонажа — той куклы, которую он выбрал среди всех, которые есть у него дома.
Когда участники жюри приступили к обсуждению занятия, первый вопрос был таким: «Каков главный результат освоения Вашей программы?». Ольга Александровна ответила, что это и рост дисциплины, и слаженная работа в команде во время репетиций и спектакля, и обретение ребенком уверенности в себе. А затем добавила, что для нее главное — «стараться воспитать коллектив единомышленников».
Она рассказала о том, что дети, которые участвовали в открытом занятии, все занимаются первый год, и хотя дистанционные технологии не позволяют синхронно произносить текст в нужный по сценарию момент, в их использовании есть и плюсы для начинающих: когда они видят, как ведет себя персонаж (кукла) во время показа педагога, они, фактически, видят себя со стороны, и это важно.
Отвечая на последний вопрос о выборе репертуара, Ольга Александровна подчеркнула, что относится к этому очень осторожно — чтобы ни в коем случае не навредить. Она ищет сказки и другие произведения, которые учат добру, несут добро, веру в справедливость. А дальше она озвучила свое кредо, которое и вынесено в заголовок этого материала.
Нет, она не ставит задачи готовить будущих актеров и иногда даже отговаривает юных от этой стези, но есть и те, кто стали продюсерами, звукорежиссерами в профессиональных театрах. «Но все пригодится в жизни», — говорит педагог тем, кто покидает пенаты родных студий.