В журнале «Обсерватория культуры» опубликована статья «Московский дворец пионеров в кино: история, застывшая в кадре»
30 сентября в четвёртом номере научного журнала «Обсерватория культуры» за 2024 год опубликована статья сотрудников службы организационно-методического сопровождения дополнительного образования ГБОУ Воробьевы горы» Ирины Анатольевны Афанасьевой и Нины Леонидовны Русановой «Московский дворец пионеров в кино: история, застывшая в кадре».
Журнал издается Российской государственной библиотекой с 2004 года. Издание включено в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук» Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.
Московский дворец пионеров на Воробьёвых горах — памятник архитектуры советского модернизма, самая успешная и узнаваемая постройка периода оттепели — встречается во многих советских и российских кинолентах: «Сказка о потерянном времени», «Дайте жалобную книгу», «Москва — Кассиопея», «Путь к концерту», «Афоня», «Опасный возраст», «Нина», «Легенда № 17», «Оттепель», «Людмила Гурченко», «Оптимисты» и других картинах.
В статье проведён обзор мест съёмок художественных и документальных фильмов, выявлены основные локации режиссёрских групп, проведены параллели и сопоставления ракурсов в кино с современной действительностью. Проанализированы причины режиссёрского выбора определённых залов, аудиторий, пространств; определены изменения роли и функционала помещений; прослежена связь с сюжетом. Показано, как благодаря художественному языку кинорежиссёры изменяют функционал зданий и пространств.
В отдельных фильмах запечатлены уникальные интерьеры Московского дворца пионеров, панно и мозаики. В других кинолентах режиссёрам были важны новаторские объекты и ракурсы, не имеющие четкой привязки к пионерской тематике.
Многие из рассмотренных картин содержат педагогическую составляющую: учат ценить время («Сказка о потерянном времени»), мечтать («Москва, любовь моя»), ставить высокие цели («Москва — Кассиопея»), держать слово («Оттепель»), добиваться успеха («Легенда № 17», «Людмила Гурченко»), искать правильный путь в жизни («Афоня»), быть патриотом («Оптимисты»). А документальные фильмы о Московском дворце пионеров можно назвать ярким примером успешной организации образовательного процесса.
Статья может быть интересна и полезна исследователям сфер культуры, кино, искусства, истории и образования, жителям и гостям столицы и всем, кто интересуется историей Московского дворца пионеров. Материалы исследования имеют также практическую ценность и могут быть использованы экскурсоводами, преподавателями, методистами и учителями.
Источник: https://vg.mskobr.ru