Нужен ли каждой школе театр? Отвечает Евгений Ямбург и другие эксперты

К 2024 году в каждой российской школе должен был появиться свой театр — так в 2022 году обещал министр просвещения Кравцов. По данным опроса SuperJob, это решение поддержали более половины родителей. Однако, 21% посчитали, что у школ есть более насущные проблемы — организация учебного процесса, например.

Современная педагогика — это педагогика событийная. У этого понятия, «событие», есть две коннотации. Первая — событие как то, что волнует и западает в душу. Для ребенка очень часто это не наши уроки и лекции, его волнуют другие вещи. Вторая коннотация — событие как совместная деятельность. Театр все это в себе совмещает: он, через совместную деятельность с педагогами, детьми и родителями, прививает детям нравственность — причем не какими-то архаичными методами, а живыми, цепляющими.

В первую очередь событийность работает с современными детьми. У них визуализировано практически всё. Есть такая пророческая сказка, которую мало кто понимает — про Буратино. Папа Карло продал куртку, чтобы купить мальчику азбуку, а тот обменял ее на билеты в театр, и именно там стал счастлив. Нынешнее поколение тоже привлекает что-то яркое и динамичное.

При этом визуализация, которую дает театр, вообще не сравнима с той, что дают гаджеты. В театре дети действуют, играют — телом и эмоциями. Это ни с чем не сравнимая живая жизнь.

Театр — еще и очень хороший способ вернуть человека к литературе. Ведь, чтобы проиграть на сцене персонажа, чтобы войти в образ, сначала нужно прочитать текст. Это лучший способ обратиться к слову, к книге.

И, что самое важное, игра в театре развивает эмоциональный интеллект. Мы всегда хотим, чтобы выпускники были умелыми, мобильными, начитанными. Эмоциональный интеллект — это умение чужую боль почувствовать, как свою собственную, это эмпатия, это толерантность — не нравится, возьмите русское слово «великодушие».

В театре дети это получают и через участие в постановках, когда нужно понять своего героя, и через общение друг с другом. Они взаимодействуют с учителями и товарищами, ощущают свою ценность и понимают, что их любят такими, какие они есть. Ведь в театре важен каждый герой, каждая реплика, и еще важнее чуткость и взаимопонимание: говорят, когда один играет короля — вся свита играет короля.

И все же я немного встревожен приказом, что школьные театры должны появиться по всей России

В целом, это правильное направление, но, мне кажется, в этом деле нельзя спешить. Не надо административными методами тащить людей в рай, так не бывает. Плод, перед тем как упасть на голову Ньютона, должен созреть. При этом я уверен, что люди, которые будут делать театры в школах, найдутся — талантливых людей много. Это могут быть и актеры в отставке, и просто сотрудники школы, психологи например, которые горят театром — надо, чтобы душа к этому лежала, а профессия не имеет значения. Но решать, нужен ли школе театр, все равно в конечном счете будут дети — они будут голосовать ногами.

Источник: mel.fm

Добавить комментарий

Войти с помощью: