Введение в проектную деятельность средствами театра

Основное содержание статьи составляет описание образовательного инструмента «Введение в проектную деятельность средствами театра». Данный инструмент является своеобразной матрицей, которая поможет педагогусформировать у обучающихся более точное понимание смысла проектной работы. Это важно, поскольку данный вид учебной деятельности в настоящее время используется на всех этапах обучения и предусматривает интеграцию основного и дополнительного образования. Театральные методики могут использоваться как эффективные средства патриотического воспитания. Данная статья представляет интерес для широкого круга специалистов: руководителей школьных театров, педагогов дополнительного образования, учителей, руководителей образовательных проектов, преподавателей педагогических вузов и колледжей, методистов системы повышения квалификации педагогов.

Е.Ю. Громова,
преподаватель,
Университетская гимназия
МГУ им. М.В. Ломоносова,
г. Москва

И.В. Ельчинов,
ученик,
Университетская гимназия
МГУ им. М.В. Ломоносова,
г. Москва

К.А. Казибекова,
ученица,
Университетская гимназия
МГУ им. М.В. Ломоносова,
г. Москва

Театр -– мощное средство патриотического воспитания детей и подростков, поскольку позволяет воспроизвести исторические события и показать, как они влияют на жизнь современного общества. Театр – это еще и интерактивный опыт, который позволяет детям не только увидеть, но и самим погрузиться в другую эпоху, почувствовать связь событий прошлого и настоящего, распознать добро и зло, получить представление о высших человеческих качествах – совести, чести, достоинстве. Все это способствует формированию духовно-нравственных и патриотических чувств.

Одним из преимуществ театрального творчества является возможность включения подростков в проектную деятельность, что позволит им выразить свои чувства, выбрать образец для подражания, сопереживать герою, наметить ориентиры поведения, повысить ответственность и самоуважение.

В современном мире все большую популярность набирает обучение в формате проектной деятельности, оно внедряется во все образовательные организации.

«Проектная деятельность школьников рассматривается как эффективная образовательная технология и средство личностного и профессионального самоопределения школьников. Включение школьников в проектную и учебно-исследовательскую деятельность направлено на формирование умений самостоятельно осваивать новые знания, осознанно применять их на практике для решения не только учебных проблем, но и проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях. Проектная деятельность школьников способствует успешному усвоению ими новых знаний, умений и компетентностей…»– говорится в методическом пособии учителя, разработанном на базе НИЦ «Курчатовский институт» [12].

В настоящее время перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2023/24 учебный год содержит около сотни различных мероприятий проектной направленности для детей разных возрастов [2]. Внимание к данному виду деятельности обусловлено тем, что она позволяет выстроить наиболее подходящую траекторию развития личностных навыков обучающихся при помощи таких особенностей, как командный формат работы, практико-ориентированность, отсутствие готовых решений, что стимулирует любознательность обучающихся, заставляет их принимать нестандартные решения, формирует активную позицию участника как гражданина и члена социума [5].

УГ МГУ. Круглый стол «Творчество в современном мире: роскошь или необходимость» Фото Ю. Михайловой

Важным представляется то, что все эти аспекты в рамках проектной деятельности активно интегрируются друг с другом. Обучающиеся тренируются принимать нестандартные решения ради конкретной практической цели, и все это подкрепляется четким пониманием социальной значимости проекта.

Кроме того, необходимость самостоятельно найти и предложить метод решения той или иной задачи развивает в обучающихся творческое начало и дает дополнительные возможности самореализации. А одной из общенациональных целей РФ является «возможность для самореализации и развития талантов» [1].

Опираясь на вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что проектная деятельность школьников является одной из перспективных траекторий развития образования. Но, как любой педагогический принцип, она требует методического оснащения и дополнительных инструментов для конкретизации и лучшего понимания задач. Без этого никакое полезное начинание не может быть реализовано в полном объеме.

Проект, являясь по своей сути альтернативой классно-урочной системе, пока не очень привычен для «рядовых» школ, несмотря на то, что в процессе модернизации школьного образования проектная деятельность приобретает все большее значение: учебный проект присутствует в школьной программе как отдельный предмет. В условиях обновленных ФГОС (2022 г.), данный вид учебной деятельности используется в процессе обучения на всех этапах школьного образования и предусматривает интеграцию основного и дополнительного образования.

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их самостоятельно приобретать и использовать [9].

Предполагается, что, выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС [3].

И все же любое нововведение влечет за собой и определенные трудности. В статье С.А. Вахрушева и В.А. Дмитриева говорится: «Если же сегодня обратиться к школьной практике выполнения учащимися различных проектов, то чаще всего столкнемся с неприглядной картиной затраченных временных, материальных и энергетических ресурсов на выполнение проектов, которые таковыми не являются. <…> То есть задуманная реформа школьного образования, в которой приоритет отдается школьным проектам учащихся, все больше обретает черты дежурного “инновационного” мероприятия…» [6].

Мы считаем, что одной из предпосылок данной ситуации является отсутствие у обучающихся четкого понимания проекта как деятельности, направленной на решение конкретной проблемы. А значит, необходимо предложить педагогам дополнительные инструменты, которые способны наглядно продемонстрировать обучающимся необходимые принципы и правила работы.

Одним из таких инструментов может быть введение в проектную деятельность средствами театра. Занятия в школьном театре являются одним из эффективных способов показать обучающимся на конкретном примере функционирование проектной деятельности, ведь каждая театральная постановка и работа над ней по сути своей являются самостоятельным проектом.

Создавая единое воспитательное пространство, образовательная организация должна стремиться к интеграции в образовательном процессе (не только урочной и внеурочной деятельности обучающихся, но и включать в себя ресурс дополнительного образования детей). И в этом процессе важную роль играет именно школьный театр. «Театральное искусство, являясь синтетическим и коллективным, не только позволяет реализовать творческие способности обучающихся, но и создает условия для формирования традиционных духовно-нравственных ценностей у школьников, а также способствует их социализации и применению ими предметных знаний и умений в новых условиях» [10].

Сценическое искусство дает большую наглядность в освоении материала и делает его понятнее. Театральный язык универсален, позволяет говорить с людьми разных возрастов, а значит, несложно интегрировать театрализованные элементы в подобные уроки для любого класса. Кроме того, стимулирование школьных театров Министерством просвещения при поддержке Правительства РФ [11], активная интеграция общего и дополнительного образования, в частности развитие театральной педагогики дает просторное поле для творческого эксперимента и при необходимости сотрудничества театральных студий с педагогами-предметниками и руководителями проектов. Важно воспользоваться существующими ресурсами и сделать процесс обучения более творческим и наглядным. Предлагаем ознакомиться с образовательным инструментом, который может в этом помочь.

Авторский мастер-класс проекта УГ МГУ «Театральная лаборатория: исследование, творчество, коммуникация». Фото Ю. Михайловой

Введение в проектную деятельность средствами театра

Занятия в театральном коллективе основаны на законах жизни социума, как и принципы проектной деятельности. Основные аспекты проектной работы включают в себя проблему, способы ее решения и конечный продукт. Похожую ситуацию мы наблюдаем на сцене, а стало быть, и в жизни. Ведь «сценическая быль» опирается на законы нашего мира, подпитывается ими и творчески осмысляет их.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬТЕАТРЖИЗНЬ
Предпосылка проблемыИсходное событие (без чего не было бы пьесы)«Что-то произошло, нарушив привычный уклад»
ПроблемаКонфликт«Что-то не так»
Решение проблемыСквозное действие (путь к сверхзадаче)Попытка изменить ситуацию
Задачи, методыПристройкиПоиск разных путей решения
ПродуктСверхзадача (к чему мы призываем зрителя)Цель, результат

Разберемся в сценически-проектных параллелях на конкретном примере. Представьте, что вы не знаете, что подарить другу на день рождения. Это проблема. На языке театра ее называют конфликтом (хочу поздравить, но не знаю, как: разрыв между желаемым и действительным). Однако, чтобы проблема возникла, должно было произойти какое-то событие, нарушающее привычный уклад: например, внезапно вы видите в календаре, что день рождения вашего друга уже через неделю, а вы не подготовили подарка. Это – предпосылка проблемы, то, без чего она не возникла бы, или исходное событие. У нас есть несколько способов решения. В проектной деятельности их называют методами, а в театре – пристройками: то, как именно мы решаем проблему. В нашем случае примеры пристроек: поискать идеи в интернете, обратиться к общим знакомым или спросить совета у самого друга. Процессом решения подобной проблемы будет являться поиск подходящего подарка (сквозное действие). Цель и результат – успешно выбранный подарок. На театральном языке это называется сверхзадачей. На проектном – продуктом.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬТЕАТРПРИМЕР
Предпосылка проблемыИсходное событие (без чего не было бы пьесы)Скоро день рождения друга
ПроблемаКонфликтНеясно, что дарить
Решение проблемыСквозное действие (путь к сверхзадаче)Процесс поиска подарка
Задачи, методыПристройкиПоискать идеи в интернете, обратиться к общим знакомым, спросить совета у самого друга
ПродуктСверхзадача (к чему мы призываем зрителя)Успешно выбранный подарок
УГ МГУ. Авторы со сборником скороговорок Фото Ю. Михайловой

Мы предлагаем использовать данные параллели для наглядной демонстрации структуры проекта и визуализации проектной работы в игровой форме, то есть мы предлагаем учиться разбираться в структуре проекта, опираясь на режиссерский разбор материала.

Основные этапы:

  1. Выбрать небольшой текст-историю;
  2. Проанализировать ее (определить заложенную в тексте проблему, ее предпосылку, цели и задачи);
  3. Презентовать решение в виде:

а. театральной зарисовки по выбранному тексту (опираясь на существующий сюжет);

б. авторской зарисовки на основе найденной проблемы (по собственному сюжету);

в. представления авторского проекта, решающего обозначенную проблему.

Подробное описание метода:

Этап 1. Выбор истории

Для демонстрации мы решили остановиться на сборнике авторских скороговорок, составленных на базе Университетской гимназии МГУ в рамках модуля «Искусство устной презентации». При выборе материала, кроме небольшого размера и наличия сюжета, свою роль сыграло то, что эти истории совсем новые. Они еще не успели обрасти социокультурными смыслами и дополнительными ассоциациями. Текст воспринимается «как есть», рождая ассоциации собственные, индивидуальные.

Возьмем скороговорку «Резвые руны»

Архитектор нарисовал на проекте театра Резвые Руны и забросил работу. А Руны-то уже нарисованы! И решили Руны рискнуть и заработать. Они резво разграбили мастерскую Архитектора и стали продавать ему его же работы. Так Резвые Руны заработали состояние. А одураченный Архитектор грустно побрел по парку. Прошел он метр-другой и вдруг сообразил, как вернуть потерянное. Пришел он к Рунам и произнес: «Вы придумаете решение странного вопроса. Если выберете правильное решение, то я передаю Рунам свой разум. А если неправильное – то я сотру вас, и вся страна будет говорить о том, как Архитектор одурачил Руны». Руны резво согласились. И не успел Архитектор предложить вопрос, как Руны резво выбрали решение. Но вопрос был заковыристый, и решение Рун оказалось неправильным! И стер Архитектор Руны, и говорила вся страна о том, как он их одурачил! Автор – Игорь Ельчинов[4].

Этап 2. Анализ

Чтобы разобраться в материале, для начала необходимо выделить проблему (конфликт, противоречие между желаемым и реальным). Что в данной истории нарушило привычный ход событий? Очевидно, взбунтовавшиеся руны, которые разграбили мастерскую. Значит, проблема – разграбленная мастерская. Что явилось предпосылкой? Можно предположить, что ожившие Руны. Но если бы Архитектор сохранил с ними хорошие отношения, проблема, наверное, вообще бы не возникла. Таким образом, мы понимаем, предпосылка – то, что Архитектор о них забыл. А цель – победить Руны и вернуть разграбленное. Сама же наша история – путь к этой цели, поиск решения проблемы, реализуемый через сквозное действие.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬТЕАТРПРИМЕР
Предпосылка проблемыИсходное событие (без чего не было бы пьесы)Архитектор забыл про Руны
ПроблемаКонфликтРуны разграбили мастерскую
Решение проблемыСквозное действие (путь к сверхзадаче)Борьба с Рунами
Задачи, методыПристройкиПари архитектора с Рунами
ПродуктСверхзадача (к чему мы призываем зрителя)Победа над Рунами

Этап 3. Презентация решения проблемы

Далее, чтобы создать театральную зарисовку, обучающимся необходимо определить событийный ряд, понять, как Архитектор придумал пари, как он рассуждал (исследовал ситуацию), сочинить диалоги и выйти на сценическую площадку. Главное, сохранить стройность линии – от проблемы через ее решение к продукту. Педагогу важно следить, чтобы продукт являлся решением именно той проблемы, которая заявлена. Иногда обучающиеся начинают с одного, а приходят к совершенно другому. Такая работа не может быть засчитана. Более того, это повод для разговора о целеполагании и структурном мышлении. Данный момент является самым важным при диагностике: насколько обучающиеся разобрались в принципах проектной работы. Наглядность театрального действия позволяет лучше понять, где совершена ошибка.

Рассмотренный нами вариант – создание сцены по сюжету выбранной скороговорки. Возможен иной путь, который помогает воспринять проблему «в чистом виде». Берем историю, находим конфликт и рассматриваем его в отрыве от существующего сюжета. Можно поменять не только время и место действия, но даже персонажей и финал. Ведь в самих историях не всегда предлагается подходящее решение. Иногда герои поступают деструктивно. Как, например, в скороговорке «Гном и конь».

Коренастый гном кричал на голубоглазого коня. Коня угораздило копытом согнуть и искалечить гномий красивейший тугой лук, которым гном грезил обогатить красавицу Гретту, что гуляла около его кузни.

«Гремящий кокон! Гад! – кипятился гном. – Какой тугой лук испоганил!»

Гном прокашлял горло и, как прежде, заголосил. Конь глупо качал головой и кривил губы: «Как громко…». Автор – Камила Казибекова[4].

Попробуем найти проблему в данном тексте. На первый взгляд все очевидно: проблема в том, что неаккуратный конь сломал лук гнома. Но можно подойти и с другой стороны: чтобы конь мог сломать лук копытом, тот должен был лежать на земле, а значит, гном за ним не следил. Таким образом, мы приходим к другой проблеме: невнимательное отношение к собственным вещам. Следующим этапом работы является поиск подходящей среды. В каких обстоятельствах актуальна обозначенная проблема? Например, в людном месте или общественном транспорте. Далее необходимо придумать персонажей. Допустим, это будет молодой человек с рюкзаком и грузная дама. Молодой человек влезает в битком набитый вагон и не снимает со спины рюкзак. За ним втискивается грузная дама, вдавливая своего попутчика в толпу. Следующая сцена: квартира, нарядная девушка накрывает на стол. Звонок в дверь. Девушка открывает, в комнату входит знакомый нам молодой человек, достает из рюкзака фигурный шоколад в виде влюбленной парочки и понимает, что подарок сломан. Немая сцена. Занавес.

Это вариант, в котором заявленная проблема не была решена. Далее мы показываем другую версию развития событий: молодой человек выходит на платформу, снимает со спины рюкзак, пропускает вперед грузную даму, видит ужасающую толпу в вагоне и решает подождать следующий поезд.

Для групп старшего возраста возможно иное задание: в выбранной скороговорке выделить проблему и презентовать авторский проект, решающий ее. Учащиеся должны подготовить небольшое сообщение о предлагаемом ими решении и представить его классу. Важно, чтобы ребята сохраняли структуру:

проблема => способ ее решения => результат.

После этого необходимо проверить сочиненное на практике: поставить сценку и показать, как именно проект может быть реализован. Вполне возможно, в процессе окажется, что предложенное решение проблемы не будет работать в реальной жизни.

Все три способа были опробованы в рамках мастер-классов театральной лаборатории, а также на Всероссийском фестивале «Наука 0+».

Апробация метода на Всероссийском фестивале «Наука 0+»
Фото Ю. Михайловой.

Нам представляется, что они могут быть полезны и в процессе стационарного обучения. Мы считаем, что данный инструмент может помочь обучающимся лучше разобраться в структуре проекта, получить возможность понять суть и принципы проектной деятельности, используя нашу игровую модель, и только потом переходить к работе. А использование сценического инструментария является дополнительным стимулом для развития у обучающихся творческого мышления и инициативности.

Главное для педагога, который решит воспользоваться нашим методом, – внимательно следить за тем, чтобы переход от проблемы к ее решению был обоснован и приводил к желаемому результату (продукту). Нужно, чтобы ребята учились мыслить практично, понимать причинно-следственные связи и принимать решения, помогающие прийти к заявленной цели, а не уводящие от нее в другие области. Сцена, как увеличительное стекло, полнее и нагляднее вскрывает нарушение логики и дает возможность увидеть, где у обучающегося возникают трудности при осмыслении проектной работы. Если нарушается стройность линии, необходимо задать серию наводящих вопросов, которые помогут обучающимся найти и исправить логическую ошибку внутри истории.

Ценность предлагаемого метода в том, что он позволяет отработать все этапы создания проекта, не сковывая себя ограничениями, связанными с реализацией программы, направленной на получение значимого продукта. Кроме того, творческий подход позволяет легко адаптировать образовательный язык для разных возрастов, а принцип работы над театральной зарисовкой заставляет мыслить конкретно, проверяя все свои тезисы на практике.

Разумеется, педагогу важно изначально четко сформулировать задачу, которая сможет пробудить в обучающихся точность мышления. Ведь эти вещи взаимосвязаны. «Если дано конкретное место действия, то мышление и воображение должны быть конкретны…», – напоминает в своей книге «Актерский тренинг» Л.В. Грачева [7]. Практическая проверка этой конкретики (т.е. в сценической пробе) важна на каждом этапе работы и является основным диагностическим инструментом в процессе обучения.

В данной статье мы провели параллель между понятиями из жизни, театра и проектной деятельности и предложили три основанные на режиссерском разборе материала задания, направленные на то, чтобы помочь обучающимся разобраться в структуре проекта. Можно предложить и другие, потенциал безграничный.

Представленный нами образовательный инструмент является своеобразной матрицей, которая помогает педагогу подтолкнуть обучающихся к более глубокому пониманию смысла проектной деятельности. Без понимания сути работы над проектом деятельность обучающихся будет мало отличаться от обычной классно-урочной системы. Без понимания того, что проект – это путь от проблемы через ее решение к конкретному продукту, обучающийся либо станет «простым лаборантом», выполняющим чужие задачи, либо увлечется различными исследованиями, потеряв из вида конечную цель. Мы убеждены, что в таких условиях человек не сможет получить весь набор компетенций, которые обрел бы, разобравшись в смысле проектной работы: самостоятельное мышление, творческие способности, чувство личной ответственности – именно то, что требуется сейчас вместо усвоения готовых знаний. Кроме того, проектная деятельность позволяет педагогам решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление понимания заданной темы. Занятия на проекте способствуют формированию ключевых навыков обучающихся, подготовке их к реальным условиям жизни [9].

Апробация метода на Всероссийском фестивале «Наука 0+» Фото Ю. Михайловой

Предлагаемый нами игровой метод помогает полнее погрузиться в изучаемый материал, ведь «приемы театральной педагогики, решают не только специальные учебные проблемы театрального образования, но и позволяют с успехом применять их и при решении общеобразовательных задач…» [8], так как элементы сценической деятельности, внедряясь в образовательный процесс, дополняют и обогащают его содержание, а главное – способствуют развитию жизненно необходимых качеств и умений современных школьников.

Список источников:

  1. Указ о национальных целях развития России до 2030 года от 21 июля 2020 года (пункт 1). – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 02.02.2024).
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2023 № 649 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2023/24 учебный год» (зарегистрирован 29.09.2023 № 75381). – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309290063  (дата обращения: 24.06.2024).
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 14.02.2024).
  4. Авторские скороговорки / под ред. Е. Громовой. – М.: Университетская гимназия МГУ им. М.В. Ломоносова, 2022. – 16 с.
  5. Бердникова М.Н., Прияткина Н.Ю. Проектная деятельность как способ формирования инновационной активности студентов // III Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум 2011». – URL: https://scienceforum.ru/2011/article/2011001975 (дата обращения: 02.02.2024).
  6. Вахрушев С.А., Дмитриев В.А. Некоторые проблемы внедрения проектной деятельности в школьном образовании. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-vnedreniya-proektnoy-deyatelnosti-v-shkolnom-obrazovanii/viewer (дата обращения: 02.02.2024).
  7. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. – СПБ.: Речь, 2003.
  8. Гребенкин А.В. Театральная педагогика вчера и сегодня // Сайт Театра «111» им. П.М. Ершова. – URL: http://theater111.ru/science03.php (дата обращения: 02.02.2024).
  9. Жариков О.А. Проектная деятельность в условиях обновления ФГОСЭ. – URL: https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/files/454/_proektnaya-deyatelnost-z.pdf (дата обращения: 02.02.2024).
  10. Критарова Ж.Н., Хорькова Л.Ю., Шапарина О.Н., Трушина М.Д. Интеграция содержания предметов «Литература» и «История» с деятельностью школьных театров // Реализация требований ФГОС основного общего образования: Методические рекомендации / [Ж.Н. Критарова, Л.Ю. Хорькова, О.Н. Шапарина, М.Д. Трушина] / Под ред. И.Н. Добротиной. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 80 с. – URL: https://kurl.ru/DKHoW  (дата обращения: 14.02.2024).
  11. Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://edu.gov.ru/press/6493/vladimir-putin-poruchil-podderzhat-teatralnoe-shkolnoe-dvizhenie (дата обращения: 02.02.2024).
  12. Проектная деятельность школьников: Методическое пособие для учителя / под общей ред. М.В. Ковальчука. – М.: Полиграфический комплекс, 2023. – 28 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: