Исследование особенностей работы тренеров WorldSkills Великобритании

Данная статья посвящена роли тренеров (или менеджеров по обучению) в системе подготовки к соревнованиям WorldSkills в Великобритании. В работе проанализирована роль тренеров, преимущества для участников от взаимодействия с ними, существующие проблемы, влияние на образовательную траекторию и трудоустройство обучающихся. Статья опирается на материалы исследования, полученные методом полуструктурированного интервью. В ходе исследования была проведена работа со всей командой тренеров, участвовавших в подготовке команды Великобритании к соревнованиям WorldSkills 2015 в Бразилии. В завершении авторы делятся своим видением целей участия Великобритании в соревнованиях.

Материал представляет собой перевод статьи «WorldSkills UK training managers: Midas touch or fool’s gold?», опубликованной в журнале International journal for research in vocational education and training 2 (2015) 2, S. 85-98

Материал подготовил:
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва

Информация об авторах:

Стефани Уайлд (Stephanie Wilde) – ведущий научный сотрудник факультета образования Оксфордского университета. Соревнования WorldSkills являются одой из областей её научных интересов.

Сьюзан Релли (Susan James Relly) – доцент факультета образования Оксфордского университета. Её научные интересы сосредоточены на профессиональном образовании.

Введение

Соревнования WorldSkills (далее – WSC) – крупнейшее в мире мероприятие, посвященное профессиональному мастерству и образованию. В нем принимают участие делегации всех стран-участниц ассоциации WorldSkills. К соревнованиям, проходящим каждые два года, допускаются участники в возрасте от 18 до 22 лет. Великобритания принимает участие в соревнованиях с 1953 года и выступает в 40 дисциплинах. Чтобы быть допущенным к участию, претендент должен быть учащимся колледжа или университета, иметь собственный бизнес или работать в одной из отраслей, связанной с компетенциями из перечня дисциплин. Отобранные в команду участники в 2015 году соревновались с конкурентами из других стран в Сан-Паулу.

В процесс подготовки включено множество людей – это претенденты на место в команде, тренеры, эксперты – ведь предстоит защищать честь страны. В каждой профессиональной области, являющейся соревновательной дисциплиной, свой тренер. Они несут ответственность не только за подготовку молодых людей к соревнованиям, но и выполняют функции, связанные с поддержкой, наставничеством и администрированием процессов.

В данной статье мы критически рассмотрим роль и контекст работы тренеров WSC в существующей в Великобритании системе подготовки. Статья основана на эмпирических данных, полученных методом полуструктурированного интервью, проведенного практически со всеми тренерами, участвовавшими в подготовке команды Великобритании к соревнованиям в 2015 году. Также мы будем рассматривать вопрос победы как основной цели участия в WSC. Есть предположение о том, что в настоящей системе подготовки присутствует излишняя фокусировка на медалях, что идет в ущерб системе профессиональной подготовки в более широком смысле. Несмотря на слабую систему профессиональной подготовки в Великобритании, некоторые тренеры и участники побеждают на соревнованиях конкурентов из стран, в которых система развита лучше. Они объясняют такие победы «прикосновением Мидаса».

Мы утверждаем, что такое положение может быть описано скорее, как «золото дураков». Ведь такие достижения даются лишь единицам, хотя в систему подготовки к соревнованиям WSC вкладываются серьезные финансовые ресурсы. Система образования и бизнес оказываются в убытке, так как затраты не окупаются. Вопрос инвестиций не был ключевым в нашем исследовании, но в ходе интервью он поднимался тренерами и участниками WSC неоднократно. Сейчас мы утверждаем лишь то, что усилия, приложенные в рамках соревнований WSC могут считаться эффективными лишь в том случае, если пользу получает более широкая группа, чем просто участники.

Исследование, о котором мы здесь говорим, является частью системы исследований развития профессионального мастерства (Developing and understanding Vocational Excellence (DuVE), более подробно о проекте можно прочитать по ссылке), которые направлены, в том числе, на соревнования WSC. Основной предпосылкой проектов является соображение о том, что именно формат подобный WSC потенциально способен развивать всю систему профессиональной подготовки, которая в настоящий момент имеет ряд серьезных проблем. Основные из них: отсутствие паритета с академическим образованием (Pring, 1995), недостаточное финансирование (Keep, 2014), незаинтересованность со стороны работодателей, а также сокращение производственного сектора экономики. В статье мы сфокусируемся на том, как тренеры могут помочь в преодолении этих проблем, находясь в контексте соревнований WSC.

Исследовательские вопросы

До настоящего момента исследований о роли тренеров в системе подготовки к соревнованиям WSC практически не было (Mayhew et al., 2013). И это удивительно, ведь именно эти люди играют ключевую роль в подготовке молодых ребят, которые представляют страну на крупных международных соревнованиях. Существует доклад о том, какие преимущества получают тренеры (Rowe, Windmill, Willis and Opie, 2013), однако ни слова не сказано о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в своей работе. Мы постараемся исправить это упущение и рассмотрим четыре основных вопроса, которые помогут нам разносторонне оценить деятельность тренеров WSC.

  1. Какие ключевые элементы в роли тренера, работающего в рамках подготовки к соревнованиям WSC?
  2. Какие основные преимущества получает тренер, участвующий в соревнованиях WSC в Великобритании?
  3. Каковы основные трудности и барьеры, с которыми приходится сталкиваться тренеру?
  4. По мнению тренеров какие преимущества и недостатки участия в соревнованиях WSC видят учебные заведения и работодатели?

Эти вопросы были сформулированы с опорой на предшествовавшие исследования (Mayhew et al., 2013).

Методология исследования

В ходе исследования был использован метод полуструктурированного интервью, с помощью которого были опрошены 36 из 38 тренеров команды Великобритании на соревнованиях WSC в 2015 году в Бразилии. Два тренера были намеренно исключены из выборки, так как могли исказить результаты. Все респонденты участвовали в течение 2 лет в процессе отбора и подготовки участников. Таким образом, были охвачены практически все профессиональные области, присутствовавшие на соревнованиях (с полным перечнем можно познакомиться по ссылке).

Если говорить об особенности выборки, то 30 из 36 респондентов были мужчинами, по происхождению связанными с Великобританией или Ирландией. Тринадцать из них были преподавателями колледжей, девять самозанятыми, еще девять на пенсии и лишь пять представляли производственный сектор. Из этого можно сделать следующий вывод: лишь одна треть тренеров являлись полностью занятыми данной работой, причем существенный вклад в работу тренеров вносят люди пенсионного возраста. С точки зрения опыта работы в роли тренеров у большинства из них присутствовал опыт по предыдущим этапам, или правильнее сказать, циклам подготовки к соревнованиям.

Интервью проводились в период с марта по декабрь 2014 года и обязательно касались всех основных исследовательских вопросов. Всем респондентам была гарантирована полная анонимность за исключением их занятости и региона происхождения. Каждое интервью было собрано в формате аудиозаписи, а затем расшифровано. Первичный анализ проводился путем сортировки по ключевым вопросам и иным сквозным темам, которые касались: пути появления специалиста в команде тренеров WSC, режима работы с подопечными, преимуществ и недостатков работы в роли тренера WSC. Дальнейшая обработка материала предполагала сравнение данных, выделение ключевых цитат и аргументов. Далее мы рассмотрим полученные результаты.

Полученные результаты
Роль тренера

Респонденты описывали роль тренера как непростую и состоящую из многих частей. Конечно, основная задача связана с обучением и подготовкой будущих участников соревнований. Однако, помимо этого необходимо организовывать и поддерживать связь с учебными заведениями, будущими работодателями, участвовать в профессиональных конференциях от организации, ответственной за участие в соревнованиях WSC от Великобритании, а также позаботиться о необходимом оборудовании и снаряжении подопечного. Сама роль тренера не оплачивается, но существует возможность подать специальную заявку, по которой 150 фунтов стерлингов за рабочий день при определенных обстоятельствах государство может возместить. Такое возможно только в случае, если тренер является самозанятым (и соответственно несет убыток от подобной деятельности) или пенсионером. В случае с преподавателями учебных заведений, государство направляет аналогичную сумму работодателю, который может потратить её для оплаты работы сотрудника, который выходит на замену. Некоторые учебные заведения решили не претендовать на компенсацию, видя в подобной работе тренеров способ отдать долг обществу со своей стороны.

Рекрутинг и отбор тренеров осуществляется организацией «Find the Future», которая является оператором подготовки участников к соревнованиям WSC в Великобритании. Каждый тренер утверждается лишь на один цикл соревнований (имеется в виду подготовка и непосредственное выступление на соревнованиях, что суммарно занимает 2 года – примеч. пер.) и для продолжения работы в следующем цикле должен быть заново утвержден. Рекламные объявления о вакансии тренера размещаются в профильных профессиональных журналах, а финальное решение по кандидатурам принимается после собеседования.

В своей работе тренеры используют разные подходы к обучению, включая индивидуальный подход, гибкие методы предоставления информации, поддержки и получения обратной связи. Тренеры осуществляют обучение самостоятельно, однако могут привлекать других экспертов и зачастую ребят, которые ранее принимали участие в соревнованиях WSC. Большое количество респондентов высказалось в пользу необходимости стажировок, которые позволяют молодым людям попробовать себя в профессии, столкнуться с необходимостью в реальных условиях проверить свои навыки, увидеть как те или иные методы обучения, личные качества и способности влияют на результат практической деятельности. Абсолютно все тренеры отметили эффективность индивидуального формата работы с обучающимся.

«Во время обратной связи, когда мы делаем оценку развития с обучающимися, они говорят, что предпочли бы индивидуальное занятие групповой работе. Ребята постоянно конкурируют друг с другом, боятся задать вопрос, чтобы никто другой не услышал советы и рекомендации, которые я им даю. Каждый из них учится по-разному и каждый нуждается в помощи по совершенно разным проблемам».

В дополнении к прочему, существует необходимость научить ребят работе с конкретными задачами, связанными со спецификой соревнований WSC (самое главное, это управление временем, возможность рассчитать затраты и соблюдать строгие сроки, ну и, например, не слишком сильно шуметь, подсказывая, таким образом, конкурентам). Следующая цитата хорошо иллюстрирует значение времени:

«Мне постоянно приходится видеть, как люди не справляются с давлением в режиме цейтнота. Некоторые работают мастерски, когда весь мир подождет. Качество хорошее, но в режиме соревнований World Skills это не актуально. Так что это два разных подхода: один основан на технике и работе с умениями, а другие сначала разбираются с тем, что это за задача такая и лишь потом приступают к её решению, чётко понимая временные рамки».

Почти все тренеры используют в процессе работы с подопечными задания, которые были предложены на предыдущих соревнованиях WSC. Сложность и разброс задач такой работы требует, чтобы тренер WSC был настоящим профессионалом в своей области.

Основные выгоды тренеров от участия в WSC

Все респонденты очень быстро формулировали ответ о преимуществах и выгодах от исполнения роли тренера в системе WSC. Например, все они ссылались на выгоду от своего статуса и принадлежности к сообществу тренеров WSC не только своей страны, но и на международном уровне.

«Выгода от работы в большой команде заключается в возможности знакомиться с самыми разными людьми, заводить новые профессиональные контакты, друзей по всему свету. Ведь если говорить об узкой профессиональной нише, связанной с конкретными навыками, умениями – это очень небольшой мирок. Процесс обучения в разных странах – а я бывал в Швейцарии и Германии – очень разный. Увидеть это, знать, как оно устроено – это серьезный бонус».

Это сообщество включает в себя всех британских тренеров, а также молодых людей, принимающих участие в соревнованиях, представителей колледжей, работодателей, местных и международных партнеров. Упоминались пересечения и с тренерами, которые занимаются другими компетенциями WSC.

“Я буквально чувствую, как выросли мои знания. Работать с другими тренерами было фантастикой, потому что я мог вникнуть в тонкости, специфику их работы. Для описания WSC я использую аналогию с семьей, когда твоя сеть дружеских контактов охватывает весь земной шар. Мы очень близки с коллегами”.

Приведенные выше цитаты наглядно показывают значение сообщества на базе WSC для наработки профессиональных контактов и расширения знаний, подходов к обучению в профессиональной области. Еще одним важным пунктом, который упоминали респонденты, было ощущение единой общей цели, заключающейся в стремлении к профессиональному совершенству.

Многие тренеры отмечали в качестве преимущества рост собственного профессионального мастерства. Также отмечено чувство гордости от осознания того, что ты представляешь свою страну на международной арене, что служило дополнительным мотивирующим фактором. Флаги, национальные символы – вся атрибутика заставляет почувствовать причастность и гордость.

“Знаете, я никогда не стану Дэвидом Бэкхемом, не буду играть за сборную Англии в футбол, крикет или что-то другое, но представляя свою страну на соревнованиях WSC я испытываю чувство гордости”.

Многие тренеры относились к своей работе как к привилегии. Это связано с двумя основными факторами: во-первых, возможность работать с лучшими, самыми талантливыми учениками, особенно в сравнении с ребятами, которых приходится учить по основному месту работы; во-вторых, эти самые ученики еще и мотивированы так, что хотят буквально превзойти своих тренеров, стать лучшими в мире. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что работа тренером в системе WSC позволяла улучшить собственные умения, опробовать новые педагогические приемы, которые пригодятся в дальнейшей работе.

Обобщая все полученные ответы, мы можем выделить следующие группы преимуществ от работы тренером системы WSC: возможность сетевого взаимодействия (как с коллегами, так и с предприятиями, организациями на национальном и международном уровне); полная вовлеченность и возможность влиять на процесс обучения и соревнования, развитие умений и навыков подопечного; принадлежность к профессиональному сообществу внутри системы WSC; развитие собственных умений и повышение профессионального уровня. Объединенные общими целями и дискурсом системы WSC, тренеры стремятся к развитию профессионального мастерства.

Основные трудности и препятствия, с которыми сталкиваются тренеры WSC

Для того, чтобы улучшить систему отбора и обучения тренеров WSC, необходимо понимать основные проблемы, с которыми они сталкиваются в своей работе. Выявление возникавших в работе барьеров может помочь оценить проделанную тренерами работу. По полученным данным, главной трудностью было время. Очень напряженная работа с ограниченным сроком. Особенно тяжело было тем тренерам, которые совмещали свою деятельность с основной работой на полный рабочий день.

По условиям договора тренер должен был отработать 90 дней в течение двухлетнего периода подготовки, что включало около 20 дней в период соревнований в Бразилии, а также 4 дня мероприятия «Skills Show» в Бирмингеме.

Тренеры, которые работали преподавателями в колледжах (а это чуть больше трети респондентов), жаловались на трудности, которые возникали при необходимости заменять их занятия и т.д. Работающие в промышленной отрасли тренеры упоминали о негативном влиянии на результаты работы необходимости отсутствовать в течении продолжительных отрезков времени. При этом отмечалось, что чаще всего работодатели относились к этому с пониманием и поддержкой. Очевидно, что для самозанятых тренеров такая ситуация приводит к снижению количества заказов, которые они могут выполнить, и, соответственно, дохода. Для неработающих тренеров (имеются в виду специалисты, вышедшие на пенсию) подобное препятствие не являлось существенным, поскольку они могли относиться к построению графика своей занятости максимально гибко.

Второй большой проблемой является недовольство тренеров механизмами финансирования, в частности серьезными задержками возмещения расходов.

“Конечно, я понимаю, что наша работа осуществляется на волонтерских началах. Но это стоит мне серьезных денег и для меня основной проблемой является скорость возмещения расходов, которая отнюдь не быстра”.

Третьей проблемой, которую называли респонденты, является отсутствие адекватной структурированной системы передачи дел, системы подготовки и плана тренировок при смене тренеров. Для новых тренеров это делает работу очень тяжелой и непонятной. Возможно, что пережив подобный период, тренеры вырабатывают представление о том, как можно было бы готовить новичков. Видимо, именно это и является причиной появления данного пункта.

Четвертой проблемой тренеры отмечают низкую оценку их деятельности, её значения со стороны общества. Порой она выражается лишь в сухом благодарственном письме от руководства WSC. Некоторые отмечали, что этот вопрос активно обсуждается в сообществе тренеров, в чьей поддержке и черпают ресурс люди, сталкивающиеся с этой проблемой.

Вышеуказанные проблемы по мнению тренеров WSC представляют угрозу эффективности их работы, профессиональной идентичности и могут влиять на решения о том, продолжать ли участвовать в подобной работе на следующий цикл подготовки к соревнованиям WSC. Конечно же, эти проблемы повлияют и на привлечение новых кандидатов на роль тренеров. Однако, стоит заметить, что большинство тренеров считают, что плюсы от их работы перевешивают те недостатки и проблемы, которые у них возникают в процессе работы.

Преимущества участия в соревнованиях WSC для колледжей и работодателей

Успех системы WorldSkills в Великобритании зависит от вклада многих сторон. Это и сами участники соревнований, люди, которые им помогают и поддерживают, вклад организации «Find a Future», а также нацеленность на развитие непрерывного образования в профессиональной отрасли со стороны колледжей и работодателей. Вклад последних заключается в предоставлении оборудования, помещений, создания возможности участия для студентов и сотрудников путем освобождения от учебы/работы на период мероприятий.

Выгоды колледжей и работодателей включают в себя пиар, возможности сетевого взаимодействия, повышение квалификации (в широком смысле) сотрудников. Система WorldSkills позволяет осуществлять сетевое взаимодействие на местном, региональном, национальном и даже на международном уровне. Агентами взаимодействия могут быть отдельные специалисты, тренеры, промышленные предприятия, учебные заведения и другие партнеры. Под повышением квалификации сотрудников понимается, в первую очередь, выгода от взаимодействия с коллегами определенной профессиональной среды, взаимообогащение знаниями.

Тренеры отмечали, что с началом работы их как отдельных сотрудников в системе WorldSkills, организации, в которых они работали, постепенно встраивались в эту систему и начинали получать определенные преимущества от этого сотрудничества.

В качестве области, которую стоило бы улучшить относительно нынешнего состояния, тренеры называли работу со средствами массовой информации. Многие колледжи и другие организации не получают информацию о системе WorldSkills или же получаемой информации недостаточно, чтобы начать встраиваться в систему. На это негативно влияют и изменения в регламенте работы системы WorldSkills с партнерами и участниками, поскольку информация о них не всегда доходит до адресата.

Подводя итог, еще раз отметим, что главными проблемами, связанными с участием в соревнованиях WSC, тренеры назвали: недостаток времени и проблемы, связанные с оторванностью от основной работы.

Прикосновение Мидаса или золото дураков?

Согласно информации на сайте WorldSkills, их основные цели заключаются:

  • готовить молодежь к участию в соревнованиях и предоставлять им необходимый инструментарий;
  • сообщать о преимуществах участия для партнеров;
  • организовывать соревнования и мероприятия для молодежи на всех уровнях и по всему миру;
  • быть местом, платформой для демонстрации исключительного мастерства профессиональных навыков юных талантов;
  • объяснять мотивационное и образовательное значение конкурсов, показывая их влияние на развитие уверенности, самооценки и характера;
  • предложить компаниям и целым отраслям лучших молодых специалистов, которые продемонстрировали свой высочайший уровень профессиональных компетенций.

Существует некоторое напряжение, вызванное противоречием между глобальными целями и погоней за медалями со стороны команд-участниц. Британские СМИ освещают соревнования WSC с сильным акцентом на погоню за золотом, серебром и даже бронзой.

«Прикосновение Мидаса»?

По материалам полученных в ходе исследования интервью хорошо видно, что нацеленность на достижение результатов, получение медалей у тренеров, конечно же, присутствует.

“Мы буквально из ниоткуда достали эту золотую медаль. Это просто отлично! Мы доказали, что Великобритания соответствует высоким мировым стандартам, и я этим очень горжусь”.

Когда тренеров спрашивали о том, что из их вклада в работу они бы отметили в первую очередь, то часто деятельность оценивалась через призму завоевания медалей.

“Я подготовил золотого медалиста! Я подготовил золотого призера соревнований в Лондоне 2011 года. За период моей работы тренером с 2005 года конкуренты всегда оказывались сильнее, завоевывали награды, улучшали результаты, готовили ребят мирового класса. Парень, которого я тренировал в 1995 году, выиграл бронзу. Так что у меня золото и бронза. Неплохо, да?”.

Многие тренеры жаловались на неравный уровень базовой подготовки ребят из разных стран. Многих британских ребят приходилось в течение этого двухгодичного цикла подготовки натаскивать на те вещи, которые их конкуренты уже знали. В качестве примеров чаще всего приводили знания и умения из области математики и технических навыков.

Таким образом, «прикосновение Мидаса» – это метафора, применимая к существующей системе подготовки, когда ценой интенсивных усилий, с помощью педагогического таланта тренеров, самоотдачи, конкретным ребятам удается обойти конкурентов и завоевать медали соревнований WSC. Проблема аналогична области профессионального спорта и спорта массового. Всегда найдется кто-то талантливее, физически более одаренный, чем ты. Но занятия спортом важны не для победы, а для укрепления организма, физического развития, а также формирования правильной мотивации. Для достижения более широкой цели необходимо построить систему подготовки так, чтобы все ребята получали одинаково высокий уровень подготовки, одинаково высокое качество образования с правильными индивидуальными маршрутами в любой профессиональной среде. Ключевой вопрос заключается в том, может ли система WorldSkills достичь этого? Текущее исследование позволяет задать этот вопрос, но, к сожалению, недостаточно, чтобы на него ответить.

«Золото дураков»?

Существует конфликт между концепциями конкурсов элитных навыков и повышением стандартов и уровней компетентности по всем направлениям. Может ли WSC и соревнования по навыкам это сделать? Эта тема затрагивалась в интервью с некоторыми тренерами. Если это невозможно, то значит ли это, что соревнования WSC являются своего рода «золотом дураков», обещая доступ к международному признанию высоких стандартов профессиональных навыков, которые оборачиваются ложным обещанием большинству тренеров и участников?

Для тренеров большое значение имеет базовый уровень подготовки участников соревнований, которые попадают в команду сборной Великобритании, поскольку от этого зависит, как хорошо они могут их подготовить. Эти ребята – лучшие в стране, но очень часто тренеры отмечали, что прежде чем заняться подготовкой непосредственно к соревнованиям WSC, придется обучить их многим более простым навыкам. Дополнительным элементом ситуации «золота дураков» является то, что сияние результатов соревнований WSC совсем не прельщает колледжи.

“Как только вы попадете в число людей, принимающих участие в соревнованиях – и сегодня это правда – я смогу вам показать пальцем на те колледжи, которые станут победителями национального этапа соревнований в этом году. Потому что это постоянно одни и те же лица. Угадывать победителей просто из года в год”.

Такая ситуация подрывает результат «прикосновения Мидаса», если оно имеет место быть. На региональном уровне конкурировать будет тяжелее, что повлияет на возможности и престиж WorldSkills. Колледжи, которые давно в системе соревнований и имеют в штате тренера, получают непропорционально большую выгоду. Дополнительным негативным фактором является то, что у большинства участников путь соревнований быстро прерывается, ведь на каждый следующий этап переходят только лучшие. Поддержка тех, кто не прошел дальше, прекращается.

Видение WorldSkills

Как WorldSkills в Великобритании соотносится с видением, которое есть у международного движения WorldSkills? С положениями этого видения можно познакомиться на официальном сайте.

Результаты исследования, проведенного с тренерами WSC, показывают, что многие особенности этого видения отражены в британской системе: международное сотрудничество и развитие; возможность для молодых людей стать лучшими в мире специалистами в своей профессиональной области; обмен знаниями. Тем не менее, исследование показало, что есть точка для роста, которая отражена в видении движения WorldSkills: осознание «среди молодежи, а также их родителей, учителей и работодателей, что наше будущее зависит от эффективной системы обучения навыкам».

Можно утверждать, что в список целевых групп должны входить политики и СМИ. Первые, конечно, несут ответственность за существование в Великобритании «эффективной системы обучения навыкам», что по мнению наших респондентов в настоящий момент не соответствует реальности. СМИ, в свою очередь. могли бы провести работу по информированию о ценностях и работе движения WorldSkills более широкой аудитории, помимо тех, кто уже осведомлен. Это не произошло даже во время проведения главного мероприятия WorldSkills в Лондоне в 2011 году.

Заключение

Данное исследование, проведенное с тренерами системы WorldSkills, показало, что мощное сообщество тренеров, британских участников, международное сотрудничество и контакты, в значительной степени влияет на мотивированность и эффективность в их работе. Тем не менее, большие перспективы для развития в будущем находятся в области расширения партнерской базы, связей с колледжами и дополнительным образованием, работодателями. Для подобной работы могли бы быть полезны исследования о практике подготовки к соревнованиям WSC в других странах.

Возвращаясь к метафорам «Прикосновение Мидаса» и «Золото дураков», можно сказать, что оба элемента в какой-то степени присутствуют в работе тренеров в настоящий момент. Система профессионального образования в такой форме сталкивается с серьезными трудностями. Несмотря на это, тренерам WSC из Великобритании и их подопечным удается выигрывать медали на международных соревнованиях WSC. Таким образом, у тренеров есть достаточно аргументов, чтобы говорить о своей работе, как о «прикосновении Мидаса».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий

Войти с помощью: