Эстетизация «образовательной среды» учреждений дополнительного образования. Возможности средового подхода в воспитании
Показать возможности среды, технологии ее использования в эстетическом воспитании (в том числе в учреждениях дополнительного образования) – задача данной статьи. Средовой подход в воспитании инновационен не только особой терминосистемой, но технологией управления процессом становления личности: от постановки цели на уровне ребенка до управленческих действий взрослого.
Е.В. Тюттерина,
учитель ИЗО,
Частная школа «Знак»,
Москва
В настоящее время в нашей стране и за рубежом активно ведутся исследования в области эстетики как с философской точки зрения, так и с культурологической, нейробиологической и т.д. Частыми стали конференции, дискуссионные площадки, на которых обсуждаются проблемы влияния дизайна и архитектурных решений на окружающую среду, пространство школ, вузов, учреждений дополнительного образования, на обучение и развитие ребенка, проблемы эстетического восприятия обществом смелых подходов проектировщиков.
Проблема состоит в том, что, с одной стороны, эстетическое способно оказывать сильное воздействие на становление личности, когда по словам С.Л. Рубинштейна «прекрасное как завершенное в себе, совершенное явление, увековеченное в своем настоящем чувственном бытии есть первый пласт души человека» [2]. С другой стороны, в педагогике, как науке и искусстве управления формированием и развитием личности, исследований в области эстетики не так много. Часть из них традиционно посвящено эстетическому воспитанию в целом, часть – отдельным категориям эстетики: проблемам формирования вкуса, отношения, эстетическому как ценности. Однако, отвечая на вопрос «как», мы не находим должного ответа из-за отсутствия системного подхода в эстетическом воспитании, необходимого управленческого взгляда на решение задач становления эстетической личности.
У педагогики как инструментальной дисциплины есть множество средств для достижения цели. Показать возможности среды, технологии ее использования в эстетическом воспитании (в том числе в учреждениях дополнительного образования) – задача данной статьи.
На рубеже 90-х – 2000-х годов в научных работах нередко используются понятия «образовательная среда», «информационная среда», «среда обучения», «информационно-образовательная среда». Что мы имеем в виду, когда употребляем выражение «образовательная среда»? Любое понятие образовано путем исследования и выделения сущностных сторон чего-либо и выполняет различные функции. Оно «отражает нечто действительно существующее, поэтому является средством мысленного воспроизведения объекта» [1].
В сетевом пространстве можно встретить множество определений образовательной среды. Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание влияний, которые могут быть системными, и созданных педагогических условий и обстоятельств. Это и возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и предметно-пространственном окружении. Это и системно образованное пространство, в широком смысле как социокультурное. Отождествление среды с пространством вносит еще большую путаницу в такое непростое понятие, как «образовательная среда», так как само понятие «пространство» в образовательном контексте не получило точного определения. Это может быть все, что угодно: воспитательные системы, образовательные услуги, комплексы, детские учреждения, образовательные практики.
Педагогика как наука и искусство управления процессом развития и формирования личности является управленческой дисциплиной. А это означает, что педагоги с управленческих позиций смотрят на образовательную среду. Положение о том, что среда влияет на развитие ребенка, для управленца означает возможность ее использования. Иными словами, среда перестает быть лишь только условием, она становится средством.
С управленческих позиций смотрят на среду приверженцы средового подхода в воспитании. И нам видится подобный взгляд перспективным. Само понятие эстетизации предполагает придание чему-либо красивой внешней формы. Эстетизация среды, а по версии А.А. Беляева, эстетическая организация среды, – «система воздействия людей на природу и создаваемое ими материально-предметное окружение» [3]. Для педагогики это изменение среды субъектом управления для конкретных целей эстетического воспитания.
Инновационность средового подхода в воспитании профессора Ю.С. Мануйлова в том, что:
1) он базируется на фундаментальном положении, что среда и человек неотделимы – «где человек, там и среда»;
2) среда выступает не только как условие, но, прежде всего, как средство становления личности;
3) подход понимает личность как субъект обладания ценностями среды; что личность в среде имеет и умеет;
4) среда – это то, среди чего пребывает субъект, и что опосредует его развитие и формирование;
5) среда – понятие субъективное в отличие от столь частого понимания образовательной среды как объективной;
6) подход вносит ясность и разводит понятия «пространство» и «среда», где среда является всего лишь частью пространства, с которой субъект соприкасается;
7) субстанционально среда, как то, что предоставляет возможности, состоит из ниш, стихий и меченых (вводится оригинальная терминосистема).
Средовой подход в воспитании выдвигает основное положение о том, что среда у человека одна, и параметрировать ее на образовательную, культурную, информационную и какую-либо еще иную неперспективно. Культурная, образовательная, социальная и иные «среды» – это всего лишь ниши как ограниченные поля возможностей с находящимся в них «питанием». То, что среда питает известно еще от биологов. Применительно к педагогике, это питание носит название «трофика» (что с греческого переводится как питание) – то, что субъект в итоге потребляет из среды различными способами. Заметим, что трофика может содержать в себе эстетическое. Как это происходит, легко представить себе на примере ситуации, когда ребенок, затаив дыхание, смотрит на картину или репродукцию, которую показывает педагог на занятии изостудии. Изображение находится в среде. Ребенок с ней взаимодействует, созерцая, сопереживая, испытывает эстетические чувства, и в итоге – он соединяется с тем, что изображено. Картина «питает» маленького человека, воздействуя на него.
Контакты человека со средой происходят не напрямую. Связующим звеном выступает образ жизни с окружающим миром, как «способ бытия в со-бытии», по М. Хайдеггеру. Ребенок со-прикасается с картиной, со-зерцает ее, затаив дыхание, со-переживает тому, что изображается и т.д. Все эти глаголы мы употребили не случайно. Слова с префиксами со-, как показало лингвистическое исследование, относятся к древнейшей группе слов, и являются переменными образа жизни. Этих слов около пятидесяти, но их оказалось достаточно, чтобы описать всю палитру активности человека во взаимодействии его со средой.
Итак, образ жизни человека – это относительно постоянный порядок чередования повседневных занятий, проживаемых определенным способом. Для того, чтобы личность контактировала со средой, необходимо внести стихии. Стихии – непривычное понятие для педагогики. Однако без этого динамического компонента среды питание, в ней находящееся, так и не будет усвоено. Стихии – это властвующие над людьми мощные силы, которые увлекают и охватывают, обращают и изменяют, метят захватываемых ими индивидуумов. К примеру, чтобы ребенок обратил внимание на эстетический объект (красивую вещь в интерьере детского центра или Дома творчества), чтобы объект просто попал в поле его зрения, необходима стихия направленного внимания.
Личность, среда, образ жизни, как основные понятия средового подхода и педагогического процесса, неразрывно связаны с управлением. Для того, чтобы использовать среду как средство становления личности, субъекту управления, которым является взрослый, необходимо совершать управленческие действия. Педагог облагораживает среду, внося в нее эстетическую составляющую, одухотворяет ее, обогащает высокими образцами искусства, определяет те пространства, объекты, явления в среде, которые будут подвержены эстетизации. Средовой подход – подход технологический. Все элементы связаны между собой. Управленец использует средство – среду с ее нишами и стихиями, влияя на образ жизни, а он, в свою очередь, влияет на ребенка.
Итак, каким же образом можно использовать средовой подход в эстетизации среды учреждений дополнительного образования?
1) Постановка цели. Управленец ставит цель на уровне личности; например, личность, имеющая эстетическую установку. Установка, как специфический механизм, принципиально важна не только как готовность воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве, но и действовать в среде эстетически, преобразовывая ее.
2) Для достижения цели взрослый определяет, какой образ жизни должен вести ребенок, какими способами он будет взаимодействовать со средой. Прежде всего, личность каждодневно будет воспринимать эстетическое из среды, а это значит, что учащийся постоянно будет со-прикасаться и со-зерцать прекрасное, красивое, возвышенное, со-переживать и со-единяться с ним в повседневной жизни. Сделав эстетическое частью себя, личность будет готова со-зидать в окружающей действительности, преображая ее.
3) Это накладывает на педагога большую ответственность по тщательному подбору элементов среды, с которыми определенными способами взаимодействует ребенок: пространственные ниши, отдельные объекты, даже содержание занятий, личные вещи учеников, которые чаще всего используют дети в повседневности. Все это необходимо эстетизировать для достижения цели. Помня о том, что человек и среда неотделимы и постоянно взаимодействуют, нужно понимать, где, в каких нишах происходит это взаимодействие, и каково там питание. Важными оказываются такие условия:
А) Специфика ниши по типу питания – трофики: например, интеллектуальная (библиотека, математический кружок), чувственная (студия танца, экспозиция красивых вещей с музыкальным сопровождением), гастрономическая (красота оформления буфета в учреждении дополнительного образования), а также трофика для глаз, для слуха, осязательная, одорантная и т.д. Т.е. нишами могут быть как отдельные студии и кружки, так и физические части пространства Дома творчества, клуба, досугового центра и т.д.
Б) Частотность пребывания в нишах – где чаще всего в здании находится ребенок, там и больше шансов, что он встретится с красотой. Частотность пребывания детей в тех или иных нишах легко выяснить путем простого наблюдения и фиксации. Управленец «запускает» необходимые стихии: интереса, направленного внимания, больших чувств т.д.
4) Педагог проводит диагностику, составляет проект преобразования среды и реализует его на практике.
В завершении статьи хотелось отметить следующее. Новым направлением в педагогике стало обращение к дизайну зданий основного и дополнительного образования, как условию повышения качества. На многочисленных конференциях по данной тематике и педагоги, и архитекторы сходятся во мнении, что эстетическая составляющая образовательной среды играет очень важную роль в воспитании.
На наш взгляд проблема состоит в том, что в большинстве случаев нет четкого понимания:
а) что такое образовательная среда,
б) что эстетизировать (преобразовывать) необходимо не только «стены», но и всю среду школьника, когда среда понимается как то, среди чего пребывает ребенок и что опосредует его развитие и формирование,
в) отсутствует технология преобразования среды.
Понимание среды как средства перспективно, так как позволяет отнестись к ней технологически, системно. Средовой подход в воспитании инновационен не только особой терминосистемой (образ жизни, ниши, трофика, стихии, меченые), но, прежде всего, разработанной технологией мягкого опосредованного (через среду) управления процессом становления личности: от постановки цели на уровне ребенка до управленческих действий взрослого.
Примечания
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. М., Нижний Новгород, 2002. С. 175.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. С. 124.
- Эстетика. Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. С. 218.