Федеральные государственные образовательные стандарты не соответствуют современным требованиям образования и воспитания
С какими вызовами сегодня сталкивается система российского образования? Соответствует ли материально-техническое оснащение образовательного процесса современным требованиям? Достаточны ли нормы правового регулирования образовательной системы?
Ответы на эти и другие вопросы искали эксперты в ходе работы круглого стола, который состоялся 25 июня 2019 года в Аналитическом центре при Правительстве России.
Дискуссию открыла ведущий советник Управления социальной политики Аналитического центра Инна Викторовна Каракчиева, которая отметила в своем вступительном слове, что современное развитие цифровых и креативных технологий дает стимулы для обновления образовательных программ всех уровней.
«При этом мы осознаем, что их обновление напрямую связано с материально-технической базой. Без современного технического оснащения реализация важных норм в виде федеральных стандартов невозможна», — пояснила И.В. Каракчиева.
Заместитель генерального директора корпорации «Российский учебник» Максим Борисович Лозовский обратил внимание участников круглого стола, что несоответствующая материально-техническая база и инфраструктура существенно влияют на качество образования и являются основными факторами разброса в результатах ЕГЭ. По его словам, изношенность школ в некоторых регионах достигает 50-70%. Кроме того, в образовательных организациях наблюдается дефицит мест, из-за чего школы работают в две или три смены. «В итоге растет недовольство школьным образованием, и более трети родителей учеников считают его качество неудовлетворительным», — добавил М.Б. Лозовский.
В стране необходимо построить и реконструировать 20 тысяч школ. Однако, по мнению руководителя проектов по социальным объектам ГК «ПИК» Анны Букиной, нормы проектирования объектов должны быть изменены. «Технические задания на строительство школ разрабатываются местными администрациями, и единых требований к ним нет, — пояснила Букина. — А с недавних пор отменили нормы по метражу спортзалов, поэтому мы получаем в регионах школы на 1200 человек с одним залом. Такой разрыв между образованием и проектированием неустраним».
Участники круглого стола высказали мнение, что для комплексного подхода к строительству школ директор образовательной организации должен назначаться еще на этапе проектирования объекта.
Еще одна болевая точка системы образования — отсутствие стандартов для учебного оборудования, добавил президент Ассоциации отечественных разработчиков и производителей учебного оборудования «Образовательная среда» Андрей Сергеевич Игнатенко. «У нас средства обучения не ориентированы на образовательную среду. Мы поставляем в школы интерактивные доски, но для них нет качественного контента. Система не сбалансирована», — сообщил А.С. Игнатенко. По мнению эксперта, в федеральный государственный образовательный стандарт необходимо внести перечень средств обучения.
В целом, участники дискуссии пришли к выводу, что все материально-техническое оснащение учебных заведений должно быть стандартизировано и сертифицировано, оборудование должно проходить обязательную медико-психологическую экспертизу, а преподаватели — развивать компетенции для работы с современной цифровой техникой.