Патриотическое воспитание дошкольников разного возраста на музыкальных занятиях и в дополнительном образовании
В статье рассказывается об опыте работы в дошкольном образовании, о роли музыки в патриотическом воспитании дошкольников, о целях и задачах, которые ставятся на музыкальных основных и дополнительных занятиях по патриотическому воспитанию.
О.С. Просвирнина,
музыкальный руководитель,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 384 имени Д.К. Корнеева»,
г. Москва
С чего начинается Родина?
М.Л. Матусовский
Что такое патриотизм? Большая российская энциклопедия трактует: ПАТРИОТИ́ЗМ (от греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – родина, отечество), осознанная любовь к Родине, своему народу, его традициям [3].
А с чего начинается патриотизм для маленького ребенка, который только делает первые шаги в этом мире? Для малыша, в первую очередь, – это любовь к родителям, бабушке и дедушке, к своему дому, к природе, к ребятам в детском саду, ко взрослым.
Дошкольный период в жизни ребенка – важнейший этап становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре [11; 12; 13].
Патриотическое воспитание особенно актуально в условиях современности – это связано с установлением в нашем обществе приоритетности материальных ценностей перед духовными (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»). Воспитание подрастающего поколения в уважении и любви к Родине сегодня формирует будущее нравственное и здоровое, жизнеспособное общество.
С какого возраста начинать воспитание патриотических чувств у детей? Понятны ли они малышам – первые чувства патриотизма? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ.
Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать социальные явления, а выбранные педагогом методы работы с детьми должны стимулировать проявление любознательности, познавательной и эмоциональной активности, выражение чувств, в том числе и патриотических.
Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы, эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию и сочувствию [14]. С раннего возраста идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому на музыкальных занятиях необходимо проводить воспитательную работу.
Цель патриотического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении – закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми; становление устойчивой связи поколений.
Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются (М.Д. Маханева)[5]:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о столице и городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Комплексно-тематическое планирование дошкольного отделения большей частью направлено на патриотическое воспитание. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя различные мероприятия. Содержание, задачи и мероприятия представлены в таблице ниже.
Таблица 1
Возраст обучающихся |
Задачи |
Содержание |
Мероприятия |
2–3 года |
Знакомство с самим собой, со своей семьей. |
Познакомить с добрыми отношениями в семье; показать заботу о растениях и животных; познакомить с музыкальными произведениями о семье. |
· «В лес осенний мы пойдем» · «Посмотри, какой флажок» · «Приключения ежика» · «К деткам елочка пришла» · «Мамочка любимая» |
3–4 года |
Развивать представление о малой родине и выражать это в разных видах деятельности. |
Познакомить с музыкальными произведениями о стране; воспитывать чувство любви к Родине и родному краю; знакомить с русскими народными музыкальными инструментами. |
· «Мой любимый детский сад» · «Дом, в котором я живу» · «Наша дружная семья» · «Веселая игрушка – наша погремушка» |
4–5 лет |
Воспитывать любовь к Родине, уважение к символам страны и памятным датам. |
Укреплять чувство привязанности к России; знакомить с государственной символикой (гимн); познакомить с государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы); воспитывать интерес к народной культуре (народное творчество, музыка, танцы, игры). |
· «Идет зима аукает…» · «Россия – Родина моя» · «Богатырские состязания» · «А за окном гремит салют» · «Зимние колядки» · «Осенины» |
5–6 лет |
Воспитывать любовь и уважение к Родине и ее культурному наследию; развивать патриотические чувства и гордость за подвиги Героев Отечества. |
Познакомить с многонациональной природой России; воспитывать уважение к разным национальностям; развивать интерес к жизни и традициям разных национальностей через музыку, игры и танцы; расширить знания детей о важных государственных событиях (День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики). |
· «У моей России…» · «Наша Родина большая» · «Танцы большой страны» · «Мы едины – мы непобедимы» · «Песни Великой Отечественной войны»
|
6–7 лет |
Расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране; развивать гордость за достижения России в искусстве; воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах; формировать гражданственно-патриотическое отношение и чувство причастности к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа;
воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как у представителя своего народа;
воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, край;
воспитывать патриотические чувства, уважение к Родине и разнообразию культур. |
Поддерживать интерес ребенка к слушанию и исполнению музыки, продолжая развивать эмоциональную отзывчивость на нее; побуждать самостоятельно определять настроение и характер музыкального произведения; знакомить с жанрами музыкального искусства (инструментальная и вокальная музыка); продолжать знакомство с музыкальными инструментами; знакомить с песнями о России; учить народные песни и танцы. |
· «Страна, где мы живем»
· «Я – будущий защитник Родины»
· «Мама, папа, я – творческая семья» (совместное участие детей и родителей)
· «В единстве наша сила!»
· «Хорошо рядом с мамой» (музыкально-литературная гостиная)
· «Песни солдат» (литературно-музыкальная композиция)
· «Защитникам Родины слава!»(музыкально-спортивное развлечение)
· «Масленица»
· «День Победы» (музыкально–патриотический праздник)
|
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными формами, методами и приемами воспитания.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, где происходит приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. В рамках дополнительного образования возможны экскурсии, мастер-классы и другие виды занятий. Также на занятиях по дополнительному образованию детей возможно знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; проведение совместных праздников и развлечений к патриотическим датам: День матери, День защитника Отечества, 9 Мая и т.д.
Организация творческой, игровой музыкальной деятельности является необходимым условием для успешного развития ребенка.
Яркие впечатления о родной природе, истории родного края, Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать достойным гражданином, патриотом своей страны.
Список источников:
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / И.В. Алексеева. М.: ВЛАДОС, 334 с.
- Бекина С.И. Музыка и движение. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / С.И. Бекина. М.: Просвещение,
- Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2324213 (дата обращения: 01.05.2025).
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5–7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. 112 с.
- Климова С.И. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Школа. 2000. № 4. С. 28–29.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: методическое пособие. Москва: «Творческий центр Сфера», 2010. 90 с.
- Музыкальное сопровождение и оформление праздников в детских садах. Волгоград: Учитель, 2008.
- Нам весело. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 2013.
- Сорокина Н. Театральные занятия в детском саду // Дошк. воспитание. 2003. № 1. С. 104–122.
- Фурмина Л.С. Развлечения в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Л.С. Фурмина. М.: Просвещение, 1975. 231 с.
- Егорова И.А., Наумова Г.П. Патриотическое воспитание дошкольников // Стратегические ориентиры развития науки и образования. 2023. С. 45–47.
- Папенкова Ю.И., Подчасова И.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Интерактивная наука. 2022. № 6 (71). С. 48–49.
- Мухлыгина Т.С. Патриотическое воспитание дошкольников –основа формирования будущего гражданина // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы. 2016. С. 36–41.
- Кондрашова Н.В., Турбаева А.А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок // Концепт. 2014. № 3. С. 21–25.