Патриотическое воспитание дошкольников разного возраста на музыкальных занятиях и в дополнительном образовании

В статье рассказывается об опыте работы в дошкольном образовании, о роли музыки в патриотическом воспитании дошкольников, о целях и задачах, которые ставятся на музыкальных основных и дополнительных занятиях по патриотическому воспитанию.

О.С. Просвирнина,
музыкальный руководитель,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 384 имени Д.К. Корнеева»,
г. Москва

С чего начинается Родина?
М.Л. Матусовский

Что такое патриотизм? Большая российская энциклопедия трактует: ПАТРИОТИ́ЗМ (от греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – родина, отечество), осознанная любовь к Родине, своему народу, его традициям [3].

А с чего начинается патриотизм для маленького ребенка, который только делает первые шаги в этом мире? Для малыша, в первую очередь, – это любовь к родителям, бабушке и дедушке, к своему дому, к природе, к ребятам в детском саду, ко взрослым.

Дошкольный период в жизни ребенка – важнейший этап  становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре [11; 12; 13].

Патриотическое воспитание особенно актуально в условиях современности – это связано с установлением в нашем обществе приоритетности материальных ценностей перед духовными (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»). Воспитание подрастающего поколения в уважении и любви к Родине сегодня формирует будущее нравственное и здоровое, жизнеспособное общество.

С какого возраста начинать воспитание патриотических чувств у детей? Понятны ли они малышам – первые чувства патриотизма? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать  утвердительный ответ.

Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать социальные явления, а выбранные педагогом методы  работы с детьми должны стимулировать проявление любознательности, познавательной и эмоциональной активности, выражение чувств, в том числе и патриотических.

Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы,  эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию и сочувствию [14]. С раннего возраста идет процесс формирования личностных  ориентиров, поэтому на музыкальных занятиях необходимо проводить воспитательную работу.

Цель  патриотического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении – закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми; становление устойчивой связи поколений.

Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются (М.Д. Маханева)[5]:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о столице и городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Комплексно-тематическое планирование дошкольного отделения большей частью направлено на патриотическое воспитание. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя различные мероприятия. Содержание, задачи и мероприятия представлены в таблице ниже.

Таблица 1

Возраст обучающихся

Задачи

Содержание

Мероприятия

2–3 года

Знакомство с самим собой, со своей семьей.

Познакомить с добрыми отношениями в семье;

показать заботу о растениях и животных;

познакомить с музыкальными произведениями о семье.

·        «В лес осенний мы пойдем»

·        «Посмотри, какой флажок»

·        «Приключения ежика»

·        «К деткам елочка пришла»

·        «Мамочка любимая»

3–4 года

Развивать представление о малой родине и выражать это в разных видах деятельности.

Познакомить с музыкальными произведениями о стране;

воспитывать чувство любви к Родине и родному краю;

знакомить с русскими народными музыкальными инструментами.

·       «Мой любимый детский сад»

·       «Дом, в котором я живу»

·       «Наша дружная семья»

·       «Веселая игрушка – наша погремушка»

4–5 лет

Воспитывать любовь к Родине, уважение к символам страны и памятным датам.

Укреплять чувство привязанности к России;

знакомить с государственной символикой (гимн);

познакомить с государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы);

воспитывать интерес к народной культуре (народное творчество, музыка, танцы, игры).

·       «Идет зима аукает…»

·       «Россия – Родина моя»

·       «Богатырские состязания»

·       «А за окном гремит салют»

·       «Зимние колядки»

·       «Осенины»

5–6 лет

Воспитывать любовь и уважение к Родине и ее культурному наследию;

развивать патриотические чувства и гордость за подвиги Героев Отечества.

Познакомить с многонациональной природой России;

воспитывать уважение к разным национальностям;

развивать интерес к жизни и традициям разных национальностей через музыку, игры и танцы;

расширить знания детей о важных государственных событиях (День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики).

·       «У моей России…»

·       «Наша Родина большая»

·       «Танцы большой страны»

·       «Мы едины – мы непобедимы»

·       «Песни Великой Отечественной войны»

 

6–7 лет

Расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране;

развивать гордость за достижения России в искусстве;

воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах;

формировать гражданственно-патриотическое отношение и чувство причастности к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа;

 

воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как у представителя своего народа;

 

воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, край;

 

воспитывать патриотические чувства, уважение к Родине и разнообразию культур.

Поддерживать интерес ребенка к слушанию и исполнению музыки, продолжая развивать эмоциональную отзывчивость на нее;

побуждать самостоятельно определять настроение и характер музыкального произведения;

знакомить с жанрами музыкального искусства (инструментальная и вокальная музыка);

продолжать знакомство с музыкальными инструментами;

знакомить с песнями о России;

учить народные песни и танцы.

·       «Страна, где мы живем»

 

·       «Я – будущий защитник Родины»

 

·       «Мама, папа, я – творческая семья» (совместное участие детей и родителей)

 

·       «В единстве наша сила!»

 

·       «Хорошо рядом с мамой» (музыкально-литературная гостиная)

 

·       «Песни солдат» (литературно-музыкальная композиция)

 

·       «Защитникам Родины слава!»(музыкально-спортивное развлечение)

 

·       «Масленица»

 

·       «День Победы» (музыкальнопатриотический праздник)

 

 

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственно-патриотических качеств.

Средство становится эффективным в сочетании с адекватными формами, методами и приемами воспитания.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, где происходит приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. В рамках дополнительного образования возможны экскурсии, мастер-классы и другие виды занятий. Также на занятиях по дополнительному образованию детей возможно знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; проведение совместных праздников и развлечений к патриотическим датам: День матери, День защитника Отечества, 9 Мая и т.д.

Организация творческой, игровой музыкальной деятельности является необходимым условием для успешного развития ребенка.

Яркие впечатления о родной природе, истории родного края, Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать достойным гражданином, патриотом своей страны.

          Список источников:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / И.В. Алексеева. М.: ВЛАДОС, 334 с.
  2. Бекина С.И. Музыка и движение. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / С.И. Бекина. М.: Просвещение,
  1. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2324213 (дата обращения: 01.05.2025).
  2. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5–7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. 112 с.
  3. Климова С.И. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Школа. 2000. № 4. С. 28–29.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: методическое пособие. Москва: «Творческий центр Сфера», 2010. 90 с.
  5. Музыкальное сопровождение и оформление праздников в детских садах. Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Нам весело. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение, 2013.
  7. Сорокина Н. Театральные занятия в детском саду // Дошк. воспитание. 2003. № 1. С. 104–122.
  8. Фурмина Л.С. Развлечения в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Л.С. Фурмина. М.: Просвещение, 1975. 231 с.
  9. Егорова И.А., Наумова Г.П. Патриотическое воспитание дошкольников // Стратегические ориентиры развития науки и образования. 2023. С. 45–47.
  10. Папенкова Ю.И., Подчасова И.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Интерактивная наука. 2022. № 6 (71). С. 48–49.
  11. Мухлыгина Т.С. Патриотическое воспитание дошкольников –основа формирования будущего гражданина // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы. 2016. С. 36–41.
  12. Кондрашова Н.В., Турбаева А.А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок // Концепт. 2014. № 3. С. 21–25.

Добавить комментарий

Войти с помощью: