Музей – пространство педагогическое!

В сознании современных подростков музейное пространство все еще воспринимается как что-то формальное и что-то «старорежимное». Образ «хранилища пыльных древностей» или «лубочных учреждений» для туристов еще силен и у многих взрослых.  Несмотря на многие изменения, преобразования учреждений культуры, внедрение различных музейных проектов – отношение к музеям только формируется, раскрывая богатый потенциал и возможности различных музейных пространств.

Константин Андреев
руководитель Образовательного центра
Государственного Музея истории ГУЛАГа,
победитель и лауреат московских и всероссийских педагогических конкурсов

img_4740

Государственный музей истории ГУЛАГа, переехавший в новое здание, в новое пространство год назад, основной упор в своей работе делает на взаимодействие с подростками и молодежью. Эта целевая аудитория особо важна для раскрытия сложной и глубокой темы, представленной в Музее.

Родившиеся и сформировавшиеся в своих предпочтениях в 1990-2000-е годы молодые люди, зачастую не знакомы с историей политических репрессий системы ГУЛАГа. Находящиеся в дефиците содержательных исторических знаний, подростки и молодые люди любят соприкасаться с прошлым в форматах приключений, легенд, мифов.

Мощный информационный поток, захватывающий внимание подростков, молодых людей, формирует и их уровень информационный культуры, и способности работать с информацией. Всё более востребованы емкие и наглядные, эмоциональные и визуально привлекательные способы преподнесения информации. Отсюда же – непонимание форматов, взывающих к долгому восприятию информации или к необходимости делать монотонные действия для знакомства с информацией.

prosmotr

Современный молодой человек, учащийся, подросток, растущий в Москве, совсем иной, нежели 15-20 лет назад. Молодые люди по-другому учатся, общаются, используют инфраструктуру города. В этих условиях поведенческие особенности формируются иными способами. И это заставляет учреждения образования и культуры придумывать иные формы и способы привлечения этой удивительной целевой аудитории.

Музей истории ГУЛАГа, понимая еще и свою ответственность за знакомство подрастающего поколения с темой репрессий, обязан выверять все свои шаги по организации мероприятий и дел, образовательных программ и проектов.

Многие из форм культурно-просветительских и образовательных дел, применяемых в музеях, не могут быть реализованы в музеях памяти и в музеях совести. Уж очень тонка грань между адекватностью и неадекватностью, корректностью и некорректностью. Каждый шаг – глубокое осознание целей и задач, последствий и последействия.

Особенности работы со сложными историческими темами в музейных пространствах описаны и хорошо известны в мировой практике. В нашей стране музеи только начинают работать с этими темами, только сейчас знакомятся с лучшими мировыми практиками. И если раньше музеи работали с темами войны, репрессий, человеческих трагедий, то сейчас старые формы все больше становятся атавизмами, не давая ожидаемых результатов.

Музей истории ГУЛАГа сейчас находится на этапе поиска адекватных форм работы с подростками и молодежью. Но то, что опробовано за последний год вызывает интерес и дает вектор для привлечения в музей молодежи.

tur

Все формы, применяемые в работе с молодежью в Музее истории ГУЛАГа, соотносятся с концепцией развития и миссией. Это принципиально. Только в этом случае культурно-просветительская работа может быть целенаправленной и системной. Логика организации публичной работы любого учреждения должна прослеживаться от входа на сайт и посещения учреждения до участия в проектах и программах.

Критерий оценки качества публичных программ – это неоднократный приход посетителей. Это важно, так как сегодня музеи – не одноразовые площадки, на которые люди приходят один раз. Музеи – это место общения, сбора друзей, место совместной деятельности, если угодно третье место после дома и учебы/работы.

К принципиальной позиции Музея по организации дел для молодежи и подростков является открытость для инициатив. Это позволяет привлечь в музей молодых людей, заинтересованных в реализации культурных проектов. Объединения, которые формируются в Музее, объединяют учащихся для реализации тех проектов, которые рождаются в стенах музея. Первоочередной шаг – предоставление готовых тем проектов. Следующий шаг – демонстрация способов реализации проектов. Идеальная же ситуация, когда участники проектных команд предлагают и инициируют тот или иной проект, с интересом вовлекаются в совместную деятельность и достигают поставленных целей.

В этом году Музей пробует работу проектных команд. В этой работе упор на студентов педагогических вузов, которым практика реализации социокультурных проектов не только важна, но и может быть полезна для дальнейшей учебы и работы в образовательных организациях.

Темы, предлагаемые для реализации в этом году: работа с архивом юноши 1930-х годов; формирование дополненной реальности района, в котором находится Музей; работа с отзывами посетителей и их ответами на вопросы, сформулированные в экспозиции. На выходе проектов должны получиться осязаемые результаты. Может это будет созданный и записанный аудиогид по территории Самотёчных переулков, а может – передвижная выставка для школ района.

Музей выступает площадкой для реализации и школьных исследовательских проектных работ. У Музея есть «запас» тем, документов, экспонатов для самостоятельного (под кураторством сотрудников Музея) изучения и исследования, реализации проектных идей.

gulag

Музей истории ГУЛАГа стремится в своей работе найти надежных друзей в реализации программ. Принцип социального партнерства как никогда важен в работе современных музеев.

Объединенные целями и подходами, организации и учреждения могут качественно воплотить в жизнь идеи самого разного масштаба. Прошло полгода от момента обсуждения до реализации проекта Школы гидов «Магистр», полноценными авторами которого являются: Еврейский музей и центр толерантности, Государственный музей истории ГУЛАГа и Государственный литературный музей. Объединение этих музеев для реализации проекта, направленного на подростков, является символом социального партнерства. Подписанный договор о сотрудничестве между тремя разными по принадлежности музеями (частный, московский, федеральный) говорит о том, что многое возможно при неформальном подходе и заинтересованности руководителей и сотрудников музеев.  Программа школы гидов также получилась неформальной и насыщенной. В рамках программы ребята знакомятся с основными музейными специальностями, узнают об экспонатах и хранении, пробуют работать с голосом и многое другое. Участники проекта приобретают те компетенции, которые очень важны современному подростку, современному молодому человеку.

Интересен будет и тот факт, что в составе слушателей школы гидов много ребят, сдающих в этом году ЕГЭ и ГИА. И основная программа школы приходится на весну. Можно было бы предположить, что многие будут пропускать или же вовсе не приходить на занятия, но старшеклассники ходят, не пропуская. И это позволяет сделать вывод, что если в музеях интересно, и если программы правильно сформированы – это привлекает и тех, на кого давно махнули рукой, на выпускников школ. Музей, учреждения культуры и дополнительного образования думают, что эти подростки потеряны для любой деятельности. А именно эта категория наиболее интересна. И именно с выпускниками школ имеет смысл работать, так как они и есть потенциальные посетители музеев в ближайшие годы. Прививая им «небоязнь» музеев, культуру взаимодействия с современными музейными пространствами, можно качественно изменить аудиторию посетителей.

В этом году Музей истории ГУЛАГа совместно с электронным корпусом личных дневников XX века «Прожито» запустили «Прожито: лабораторию», в рамках которой каждый пришедший в музей может попробовать себя в расшифровке реальных дневниковых записей. В процессе таких расшифровок участники (как правило молодые люди) знакомятся и с историей страны, и с историей повседневности. Такие форматы интересны для молодежи тем, что позволяют узнать что-то новое, прикоснуться к реальным историческим документам, наладить общение с людьми, привыкшими к культурному проведению своего досуга. В 2016-2017 гг. «Прожито: лаборатория» занимается расшифровкой дневников первого послереволюционного поколения. По итогам работы будет выпущена книга, соавторами которой станут участники проекта.

У всех дел, инициируемых Музеем, должна вырисовываться еще одна важная позиция – социальная значимость. И в случае с проектом «Прожито: лаборатория» эта значимость ощутима. Ощущаем и результат расшифровок. Все расшифрованные тексты становятся доступны для интернет пользователей и помогают широкому кругу изучать прошлое по подобным источникам личного происхождения. Молодые люди, подростки хотят, чтобы их действия приносили пользу. Они хотят видеть результат своей работы. Результат признанный и результат полезный. Дать такую возможность посетителям – смелый шаг музея.

Работая с подростками, молодыми людьми в музее надо очень четко понимать, какие интересы у нее, какие мысли, какая повседневность. Основной мотив подросткового возраста сейчас часто переносится и на возраст студенческий, а иногда и на более старший. Мотив позитивного общения. Мотив деятельностного общения.

К осознанию этих мотивов и выработке системы работы с молодежью необходимо прийти, попробовав разное.

Очень хорошо эти подходы могут быть показаны на примере организации кинопросмотров. Можно просто смотреть фильмы. А можно сопровождать их лекцией. Или же выводить просмотр на дискуссию и обсуждение с обоснованием своих позиций зрителями. Верхом же организации просмотров может служить полноценное последействие, основанное на коммуникации участников просмотра.

%d0%bd%d0%b0%d0%bf%d1%8f%d0%bc%d1%82%d1%8c2

Одна из важных особенностей современных музеев, да и любых организаций – это предчувствие трендов. Важно уметь предвосхищать появляющиеся интересы. Это можно делать, если постоянно общаться с молодежью, с подростками. И общаться надо на паритетных началах. Менторство и поучения ни к чему хорошему не приведут. Надо больше спрашивать мнение, надо ориентироваться на взаимодействие, надо интересоваться ими самими. В такой уважительной среде можно изучать тенденции и интересы.

Музей истории ГУЛАГа пытается как можно больше создавать на своей базе возможностей для взаимодействия подростков и молодежи – это позволяет постоянно находиться в информационном поле, важном для рождения новых проектов и идей.

В этом году было интересно наблюдать, что на мастер-классы по «Семейной истории» пришли молодые люди и подростки. Тяжело поднимаемая в прошлые годы тема родословия и домашних архивов сейчас особо важна и актуальна. И развитие всевозможных сервисов общения, изучения прошлого, получения архивных справок подхлестывает, казалось бы, естественный интерес к истории своей семьи.

Музей почувствовал это и начал регулярно устраивать мастер-классы по семейной истории. Это одно из самых востребованных направлений в организации образовательных мероприятий. Люди хотят знать свои корни. Знать своих прабабушек и прадедушек сейчас модно, как ни странно звучала бы эта фраза. Задача музея – познакомить с механизмами поиска информации о семье и способах сохранения семейной памяти и домашних архивов. Но если это делать не современно, так как делалось это 10-15 лет назад – ничего не получится. Знание современных сервисов, архивных баз, алгоритмов запроса информации, способов презентации своих поисков – важная составляющая организации такой работы.

img_4902

У педагогической общественности также есть серьезный инструментарий для взаимодействия с Музеем. Образовательные организации Москвы могут бесплатно посещать Музей в рамках реализации Постановления Правительства Москвы, регламентирующего бесплатное посещение музеев и театров. Для этого необходимо оформить в школе бесплатный билет.

Многие школьные театры и творческие коллективы, работая над специфическими постановками, обращаются к сложным историческим темам, и музей готов оказывать консультативную помощь, проводить для таких коллективов встречи и экскурсии. Так представители театральной студии «Феникс», создавая спектакль по произведению Бориса Васильева «Завтра была война», несколько раз приходили в Музей истории ГУЛАГа, чтобы понять, подумать, сформулировать важные для юных актеров вопросы, услышать истории своих соотечественников.

Для школьников и студентов открыты мероприятия: лекции, кинопросмотры, дискуссии. Это серьезная содержательная поддержка для тех, кто увлекается историей, социологией, политологий, обществознанием.

Молодой человек совсем иной сегодня, нежели вчера. Он меняется. Каждый день. За ним надо успевать. Раньше, приходящий в Музей человек был подготовлен. Он выстраивал аналогии и мог «читать» музей. Сейчас надо уметь молодого человека ввести в музей. Надо научить его понимать смыслы, видеть неочевидное, добывать информацию. Даже в экскурсиях надо знакомить с тем, как читать тексты, как осваивать музейное пространство, необходимо давать ключи к экспозиции. Это может вызвать интерес и понимание, что музейная экспозиция не просто набор экспонатов и текстов, а сложная система взаимодействия всех субъектов. В том числе и самого посетителя. И молодость посетителя не должна стать препятствием для знакомства с культурным наследием.

Библиографический список

  1. Ананьев В. Международная коалиция исторических мест совести / Журнал «Музей» – № 05/2016 – ИД «Панорма» – М., – 2016. – С. 54-57.
  2. Андреев К. А. Молодость – не препятствие. / Журнал «Музей» – № 05/2016 – ИД «Панорма» – М., – 2016. – С. 31-33.
  3. Иванова Г.М. История ГУЛАГа: 1918-1958. / Политическая энциклопедия – М., – 2015. – С. 6-17.
  4. История ГУЛАГа в музее: интонация, способы представления, потенциальные возможности и сложности.  Материалы дискуссии. / Журнал «Музей» – № 05/2016 – ИД «Панорма» – М., – 2016. – С. 22-24.
  5. Кураева Л. К. Культурное событие как механизм формирования образовательного пространства музея. / Политическая история России. Теория и музейная практика: Сборник научных трудов.// ФГУК ГМПИР. – СПб., – 2008. – С. 123-133.
  6. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. / Культурно-образовательная деятельность музеев. // ИПРИКиТ РФ. – М., – 1997. – С. 17-25.
  7. От Соловков до Колымы. Каталог выставки «Национальная память о ГУЛАГе» // Государственный музей истории ГУЛАГа – М., 2016. – С. 13-14.
  8. Чтобы знали и помнили. Память о Катастрофе в Яд Вашем. / Под редакцией Гутерман Б. и Шалев А. // Yad Vashem. – Jerusalem, – 2007.
  9. Army Museum – on war and people. / Editor Anna Maria Forssberg // Armemuseum. – Stockholm, – 2010.
  10. The Holokost museum in Washington. / Weinberg J. & Elieli R. // USHMM – NY, – 2015
  11. Williams P., Memorial Museums. The Global Rush to Commemorate Atrocities. /  BERG // – Oxford – NY, – 2007

Добавить комментарий

Войти с помощью: