Во Дворце пионеров прошло открытое занятие по литературе
3 декабря 2019 года состоялось открытое занятие по литературе, которое давал преподаватель Московского колледжа профессиональных технологий Евгений Александрович Федотов.
Занятие прошло в рамках конкурса «Мастерство и творчество» — 2019.
Тема данного занятия — И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества писателя с обобщением изученного. Художественный мир писателя«. Она является частью большого блока: «Русская литература второй половины XIX века».
Работа велась со студентами второго курса. В начале занятия они познакомились с эпиграфом — высказыванием Л.Н. Толстого об И.С. Тургеневе: «Главное в нем — это его правдивость» — и аргументировали свое понимание приведенного тезиса. Рассматривая портрет И.С. Тургенева, студенты выделили те особенности личности, которые можно было прочесть по нему.
Затем Евгений Александрович предложил достаточно неожиданный и нетрадиционный ход: познакомиться с И.С. Тургеневым через его Инстаграм. Для того, чтобы это было возможно, некоторые участники группы заранее получили задание подготовить краткие сообщения по следующим темам:
- «Детство будущего писателя»;
- «Университетские годы. Первые литературные опыты»;
- «Начало литературной деятельности. Знакомство с В.Г. Белинским»;
- «И.С. Тургенев и „Современник“»;
- «Романы И.С. Тургенева»;
- «И.С. Тургенев и Полина Виардо».
Слушая эти сообщения, студентам было необходимо вычленить и записать основную информацию, так как в конце урока их ждала викторина, включающая вопросы, составленные по материалам «страничек Инстаграма И.С. Тургенева». Ребята уверенно справились с этими задачами и достаточно полно и верно ответили практически на все вопросы викторины.
Подводя итог занятия, Евгений Александрович предложил студентам ответить на два вопроса: «Чего Вы не знали о Тургеневе и его творчестве до сегодняшнего дня?» и «Что Вы узнали о писателе сегодня?». Иногда ответы ребят были несколько неожиданными, но зато звучали «от первого лица».
Затем педагог охарактеризовал программу, по которой работает, отметив, что, по сравнению со школой, на изучение литературы, в частности, русской, в колледже отводится существенно меньше времени. Общий объем программы — 295 часов, из которых 195 отводится на аудиторные занятия, как теоретические, так и практические, например, написание сочинений, а остальные часы — на дистанционную работу со студентами.
Однако Евгений Александрович подчеркнул, что сочинения ребята пишут как некий итог изучения крупного произведения, а затем озвучивают их в классе. Это помогает развивать и письменную, и устную речь будущих педагогов. Поэтому тексты всегда проверяются на авторство.
Своей задачей Евгений Александрович считает воспитание, взращивание педагогов, которые затем придут к детям, и понимает, что нравственное наследие русской литературы очень существенно в этом процессе.