Индивидуальный образовательный маршрут как эффективная форма реализации проектной и исследовательской деятельности с одаренными детьми разного возраста

Учебно-методические материалы разработаны в ходе реализации общеразвивающей программы творческого объединения «Проектная лаборатория» и анализа проектной деятельности с использованием индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут представлен как эффективная форма реализации проектно-исследовательской деятельности с одаренными детьми разного возраста.

С.А. Афанасенкова,
методист,
педагог дополнительного образования высшей категории,

МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Московская обл., г. Королев

Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренной личности, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривается обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ, отвечающих интересам детей с разными образовательными потребностями.

Отдельное внимание в рамках федерального проекта уделено созданию системы сопровождения и развития работы с одаренными детьми. Работая по программе определенной направленности, педагог дополнительного образования выбирает формы, методы, технологии для осуществления работы с руководимым им детским коллективом и следует им в ходе образовательной деятельности.

В приказе Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» прописаны в Главе II «Общие требования к порядку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения». А именно: “При обновлении содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения в субъекте Российской Федерации должны соблюдаться следующие принципы: <…>

г) создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;

д) конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ, реализация междисциплинарных программ, включающих… элементы нескольких направленностей«.[1]

Одним из оптимальных вариантов реализации задач комплексной направленности современного дополнительного образования и конвергентного подхода стали декоративно-прикладная и исследовательская деятельность, реализуемая в рамках программы «Проектная лаборатория» Декоративно-прикладные проекты позволяют обучающимся формировать креативные задатки и способность к осуществлению своих творческих замыслов, умению определять пути достижения целей в деятельности, анализировать этапы выполнения проекта и постепенно достигать высоких, разносторонних результатов в обучении.

Педагогический эффект данной технологии заключается в том, что проектная деятельность мотивируется решением личностно значимой проблемы ребенка через самостоятельный выбор направления и характера деятельности в проектной и исследовательской практике.

Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одаренными детьми.

Подростки зачастую многократно пробуют свои возможности в различных направленностях учреждения дополнительного образования. Им недостаточно посещать занятия, которые несут узкие знания и умения в направлении деятельности творческого объединения. Поэтому мы стараемся создать такие условия, чтобы, в совокупности, действия были направлены на реализацию преобразований и решение проблем социума, кроме того, они должны способствовать развитию позитивных изменений в самом человеке — ребенке.

Одним из видов работы с одаренными детьми в ЦРТДиЮ является проектная деятельность в творческом объединении «Проектная лаборатория», которая предполагает высокий уровень подготовки в различных аспектах художественной, декоративно-прикладной и компьютерной практики. Такая позиция в организации процесса обучения в творческом объединении особенно актуальна для развития подростков и дальнейшего их профессионального самоопределения.

«Индивидуальный образовательный маршрут — это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка» [2]. Обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам требует серьезной и кропотливой предварительной работы со стороны педагога.

Изучив теоретические аспекты по вопросу построения индивидуального образовательного маршрута, нами была разработана примерная программа по реализации индивидуального образовательного маршрута для одаренных обучающихся Центра по разным направлениям деятельности и предложена для внедрения педагогам.

Рассмотрим содержание и методы работы педагога по реализации индивидуальных образовательных маршрутов на основе программы «Проектная лаборатория» подробнее.

Методика работы педагога по реализации данной программы соединяет в своем содержании работу с обучающимися над исследованием материала по теме проекта и практическим выполнением проекта в художественных и прикладных техниках с использованием различных подручных материалов в объеме и на плоскости. Подготовка презентации и защита проекта является научным обоснованием самого проекта.

Изучение основ архитектурного проектирования имеет непосредственную связь и отражение в таких видах искусства, как рисунок, живопись, скульптура, архитектурная графика, макетирование, архитектурная бионика, анализ архитектурно-исторической среды, и др. Ряд специальных заданий в программе, реализуемых детьми в творчестве, дают возможность осваивать художественные материалы и техники, придумывать изобразительные вариации всевозможных проектов, импровизировать в различных изобразительных техниках, выбирать правильное решение, используя наблюдение, сравнение. Обучающиеся имеют возможность расширить свои знания и практические умения не только в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, но и в проектно-исследовательском поиске в выполнении проектной работы, занимаясь по программе естественнонаучной направленности.

Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что иногда заниматься в изостудии в рамках одного направления детям постепенно наскучивает, теряется интерес к узкой направленности в творчестве. Стремление охватить как можно больше направлений изобразительной деятельности внешне привлекательно для детей и родителей, но на самом деле часто чревато «хождением по верхам». Это формирует у детей ошибочное мнение собственной разносторонности. Поэтому таким детям и их родителям иногда требуются разъяснения, консультации, определенные рекомендации. Необходимо учитывать также возрастные и психологические особенности ребенка при выборе направления дальнейшего творческого развития.

Целью деятельности педагога в данном направлении по реализации индивидуального образовательного маршрута становится сопровождение, консультирование и обеспечение условий для развития познавательных интересов, реализации интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

При поступлении в творческое объединение «Проектная лаборатория» предполагается высокий уровень подготовки в различных аспектах художественной и декоративно-прикладной практики. Также необходимо обладать определенными навыками работы с компьютером в программах Microsoft Word и Power Point (педагог анализирует эту сторону подготовленности по результатам собеседования и входной диагностики). Особенностью обучения по программе является возможность реализации индивидуальных маршрутов в освоении содержания программы. Вновь прибывшие дети проходят собеседование и по результату входной диагностики могут приступить к обучению с любого года с основным составом. Проектная и исследовательская работа с детьми построены на принципах тематической цельности и последовательности, предполагают четкость поставленных задач и вариативность их решения. Предусматривается чередование занятий индивидуального практического творчества обучающихся и занятий коллективной творческой деятельностью в сотворчестве педагога и обучающегося.

Вопросы взаимосвязи различных видов искусств рассматриваются в установленной логической последовательности, т. е. от изобразительного искусства (плоскость, объем) к архитектуре (пространство), где архитектура выступает в роли универсального объединяющего искусств. Методика разработки подобных занятий построена на основе принципов развивающего обучения с использованием различных упражнений импровизационного характера, задач, способствующих появлению нестандартных идей, коллективных творческих замыслов, элементов рефлексивной методики. Они же подготавливают кульминационную работу — проект, модель, каждая из которых реализует отдельную задачу.

Выделим критерии эффективности реализации проектной деятельности с обучающимися с использованием индивидуального образовательного маршрута.

  1. Умение определять цель проектной и учебно-исследовательской деятельности.
  2. Владение организационно-деятельностными качествами по реализации проекта.
  3. Умение использовать различные приемы и навыки работы с различными материалами (бумагой, природным и бросовым материалом).
  4. Наличие креативных (творческих) идей в воплощении проекта.
  5. Умение работать в команде.
  6. Умение работать над исследованием материала и воплощением идеи в прикладной проект.
  7. Умение презентовать свой проект.

Для обучающихся в соответствии с возрастной спецификой, на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков, в связи с этим исследовательская деятельность организована в групповых формах. Темы детских работ выбираются из любой предметной области. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные формы работы (самостоятельные и индивидуальные исследования).

Программой предусмотрены задания для самообразования. Эти задания представляют собой образовательные модули в виде электронных файлов, содержащие методический материал, сгруппированный по темам. Каждый образовательный модуль включает текстовые файлы, мультимедийные презентации, иллюстративные примеры. Получаемый результат обязательно должен быть социально и практически значимым. Презентация результатов проектной деятельности проводится на публичных выступлениях. При этом определяются реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планируется завершение проектных работ. У обучающихся есть шанс публично заявить о себе и своей работе, возможность развития личностных качеств, проектной и исследовательской компетентности.

Подробно остановимся на этапах работы над проектом по индивидуальному образовательному маршруту, начиная от выбора проекта, продолжая реализацией и завершая демонстрацией — защитой. Определим роль педагога и обучающихся на каждом этапе. См. Таблицу 1.

Таблица 1. Деятельность педагога и обучающихся на стадиях реализации проекта

Темы проектов бывают различны, разным может быть объем и варианты исполнения. Одним из важнейших условий развития творчества детей является разнообразие применяемых при декоративной изобразительной и дизайнерской деятельности художественных материалов и техник. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. Обучающиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящие для воплощения замысла художественные материалы. Система занятий осуществляется комплексно, что позволяет проявить себя в формировании универсального тематического круга знаний, который органично сочетает общие проблемы каждого вида искусства и отвечает его индивидуальной специфике. В Таблице 1 приведен пример выполнения обучающимися прикладного проекта за период учебного года.

В практической деятельности группа делится на подгруппы, в зависимости от возраста, степени готовности, личностного опыта ребенка в ведении такого масштабного проекта, поставленной цели по индивидуальному образовательному маршруту, который рассчитан на весь предстоящий учебный год, мотивации и художественного опыта. Обучающиеся осваивают уровни программы, переходя из первого года обучения во второй, затем в третий. Вновь прибывшие дети проходят собеседование и по результату входной диагностики могут приступить к обучению с любого года с основным составом, но, как правило, это обучение по индивидуальной образовательной траектории.

Примеры проектов: Фото № 1″Жертвам лагеря Освенцим посвящается«; Фото№ 2 «Танковое сражение».

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется и для обучающихся с высоким уровнем готовности к выполнению проекта. С правильно обозначенными последующими задачами эти дети готовы выполнять по два проекта в год.

В художественно-творческой практике с обучающимися предусмотрена многоуровневая система заданий, которую можно проследить в использовании индивидуальных образовательных маршрутов. Примеры проектов: Фото № 3. Проект по книге «Сага об Элрике и Мелнибонэ»; Фото № 4. «Эко — город моей мечты на воде».

Приведем пример поэтапной реализации одного из проектов на основе индивидуального образовательного маршрута для Виталия, возраст 13 лет. Маршрут ориентирован на выявление интеллектуальных и творческих качеств личности обучающегося в творческом объединении «Проектная лаборатория» и его подготовки к конкурсу прикладных проектов, публичное представление и защиту проекта и участие во Всероссийской Олимпиаде «Созвездие 2019».

ФИО обучающегося — Виталий.
Сроки реализации — октябрь 2018 — февраль 2019 учебного года.
Возраст — 11 лет.

Цель: создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося в ходе выполнения исследовательского прикладного проекта «Обучающий центр МЧС России».

Задачи:

  • приобретение знаний о художественной, проектной, исследовательской деятельности, способах поиска необходимых для творчества информации;
  • формирование самостоятельности, инициативности, активной потребности в знаниях;
  • формирование умения применять средства наглядности, технические средства для раскрытия содержания исследовательской работы прикладного проекта, научиться оформлять исследовательские материалы, готовить презентацию и защиту проекта.

Проводится психолого-педагогическая диагностика.

Анализируя данные анкетирования и психолого-педагогической диагностики можно определить ожидаемые результаты для отдельно взятого воспитанника.

Ожидаемые результаты

Узнает:

  • основные понятия и определения, включенные в теоретический курс;
  • этапность ведения объемной по содержанию прикладной проектной работы;
  • основные информационные источники поиска необходимой информации.

Научится:

  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации умений и навыков в художественной деятельности;
  • пользоваться специальными справочниками для поиска учебной информации об объектах.

Овладеет:

  • культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации;
  • умением логически верно, аргументировано и ясно выстраивать устную речь при защите проекта, умениями использовать накопленный опыт творческой деятельности в выполнении работы на конкурс.

Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности (заполняется обучающимся).

Примерные критерии оценок художественной деятельности:

  1. Самостоятельность работы.
  2. Актуальность и значимость темы.
  3. Полнота раскрытия темы.
  4. Оригинальность решения художественного образа.

Ниже приводится пример отслеживания результатов выполнения исследовательского прикладного проекта «Обучающий центр МЧС России» Виталия, 11 лет. См. Таблицу 2.

Таблица 2.

Пример проекта «Обучающий центр МЧС России» Виталия 11 лет. См. Фото №№ 5, 6

Выводы

В результате работы по индивидуальным образовательным маршрутам:

  • реализуется положительная динамика качества обучения по программе;
  • повышается уровень предметных и метапредметных результатов;
  • повышается уровень самооценки в учебно-познавательной деятельности;
  • увеличивается число обучающихся — победителей конкурсов и олимпиад;

Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Обучение по образовательной программе в творческом объединении «Проектная лаборатория» расширяет культурное пространство для самореализации и саморазвития личности обучающегося, стимулирует к творчеству. Прохождение уровней программы и обучение с использованием индивидуального образовательного маршрута, создает каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становления его как субъекта собственной жизни.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут представлен как эффективная форма реализации проектной и исследовательской деятельности с одаренными детьми разного возраста. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивается выбором индивидуальной программы в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут — это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и педагогического коллектива, становится персональным путем в развитии творчества обучающегося в условиях дополнительного образования.

Литература

  1. Арциман Е.Н, Кардабнёв А.А. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей. Учебно-методическое пособие. — Гродно: ГрГУ, 2007. — 102 с.
  2. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева, С.В. Агапонов, М.А. Горюнова [и др.] / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.
  3. Джонс Дж.К. Методы проектирования / Дж.К. Джонс. — М.: Мир, 1986. — 326 с, ил. — Загл. 1-го изд: Инженерное и художественное проектирование.
  4. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. — М.: Академия, 2012. — 160 с.
  5. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф. Васильченко, Я.П. Атласова. — СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. — 2-е изд. — 39 с.
  6. Штанько И.В. Модель индивидуальной образовательной траектории профессионального совершенствования педагога в условиях модернизации образования. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. // 2012. — № 2. — 0,2 п. л.
  7. Штанько И.В. Формирование основ художественной культуры средствами музыкального и театрального искусств // Сборник материалов из опыта работы образовательных учреждений Московской области. Вьшуск 2. «Преемственность между дошкольным и начальным образованием» /Под. ред. Т.С. Комаровой. — М., ИПК и ПРНО МО 2003. — С. 166-173.

Интернет-источники

  1. Cайт Министерства образования Московской области — http://mo.mosreg.ru/
  2. Cоциальная сеть работников образования — http://nsportal.ru/
  3. Опыт педагогических инноваций С.А. Афанасенковой — https://crtdu.3dn.ru/news/opyt_pedagogicheskikh_innovacij_afanasenkovoj_s_a/2017-09-25-191
  4. Видеопрезентация «Проектной лаборатории» — https://www.youtube.com/watch?v=RrAcJMDcdtY&t=495shttps://vk.com/videos484728499?section=album_4https://vk.com/album484728499_25385304

[1] http://docs.cntd.ru/document/561232576

[2] https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/02/18/seminar-praktikum-struktura-individualnogo

Добавить комментарий

Войти с помощью: