Серия открытых занятий по конкурсу «Мастерство и творчество»

С 3-го по 7-е декабря 2020 года конкурсанты продолжали представлять открытые занятия в условиях дистанционного обучения, а жюри по-прежнему выходило на платформы, наблюдало, давало советы, беседовало с конкурсантами.

3 декабря 2020 года с открытым занятием выступила Евгения Игоревна Родионова. Она работает в Центре астрономии и космического образования. Ее программа называется «Космическое путешествие», рассчитана на 3 года и адресована детям, которые — если говорить о школьном возрасте — занимаются во 2-3-м классе. На каждый год программы — свой тематизм: сначала «Солнечная система», затем «Галактика» (именно фрагмент этого большого блока жюри и смогло увидеть), затем — «Вселенная».

Особенность программ Евгении Игоревны применение интегративного подхода при создании. Ее задача: объединить астрономию, мифологию, историю и искусство (дело в том, что по первому образованию она теоретик искусства). Для чего? Создать у детей младшего возраста общую картину мира. Среди ключевых задач своей программы Евгения Игоревна назвала воспитание чувства прекрасного, развитие образного мышления, осуществление нравственного воспитания.

Тема занятия — «Созвездия зимнего неба» (дети по наводящему вопросу смогли сформулировать ее сами). Затем педагог предложила им вспомнить, какие древние цивилизации (культуры) им уже знакомы. Дети дали несколько вариантов, из которых была вычленена культура Древней Греции. Речь пошла о мифах и их связи с картиной звездного неба. При этом дети отметили, что мифы помогали лучше запоминать созвездия, а педагог подчеркнула, что это еще и способ для человека понять, что стоит делать, а что нет.

Затем ребята начали знакомиться с презентацией «Созвездия зимнего неба», основное внимание было уделено созвездию Ориона. Посмотрели и на то, как звезды разной величины видны в телескоп. Пришли к выводу, что крупные звезды видны хуже из-за своей дальности. Затем перед детьми появился стеллариум: картина звездного неба. При этом у них была возможность найти созвездие и обозначить его контуры.

В обсуждении участники жюри отметили, что это хороший прием интерактивного взаимодействия, отзывчивость, искренность детей, доверительные отношения с педагогом, ощущение отдачи даже в случае работы через экран.

На вопрос, что она считает главным итогом занятия для себя и детей, Евгения Игоревна ответила, что это те моменты, когда сами дети говорят, что им это интересно, приходят с книгами по мифологии, спрашивают, где их найти, чтобы прочитать.

4 декабря 2020 года состоялось открытое занятие педагога дополнительного образования Центра художественного образования Веры Сергеевны Игнатовой. Это молодой педагог, увлеченный книжной графикой и неустанно ищущий новые методы и формы передачи этой увлеченности детям.

Ее программа носит название «Книжная и прикладная графика» и адресована детям в возрасте от 8-ми до 12-ти лет. Программа имеет базовый уровень и рассчитана на три года. В настоящее время по ней занимаются ребята 9-11-ти лет, на открытом занятии присутствовали, в основном, десятилетние.

Тема занятия — «Волшебный город». Цель: вспомнить особенности техники (книжная графика) и закомпоновать текст. Нет никаких ограничений: это может быть лесной, подводный город, город какого-либо волшебника — все, что захочется задумать и воплотить юному художнику. Однако есть определенное требование (напомним: книжная графика!): текст необходимо осмысливать как элемент композиции.

Так как к этому моменту дети рисовали уже много пейзажей и знают, как выглядит город, для них не составляет большого труда понять объяснение педагога: должны быть не только жилые здания, но и театры, музеи и т.д. Нужно помнить о масштабе — различная высотность зданий.

Из инструментов юные художники могли пользоваться всем, что необходимо для четкой прорисовки и красочности книжной иллюстрации: карандаш (предварительная разметка), гелевые ручки, маркеры, акварель и очень разбавленная гуашь.

Для имитации книжного разворота обычно на занятиях используется бумага формата А3, но в данный момент, как и часто в традиционной форме работы, применялся формат А4 — для скорости и удобства компоновки листа. О композиции было сказано отдельно: не должно быть пустых мест, «белях пятен». Лучше размещать все ближе к центру, но и следить, чтобы домики друг на друга не заходили.

В процессе всего занятия педагог вела спокойный рабочий диалог с детьми, используя при этом наиболее популярный сегодня прием демонстрации рук и выполнения работы крупным планом: иначе в дистанционном режиме не будет понятно, сто и в какой последовательности надо делать. Стоит отметить, что и родители присоединились к созданию волшебного города. В конце занятия педагог проверила работы и поблагодарила всех.

Жюри понравился спокойный, в какой-то степени медитативный стиль и тон общения. На вопрос, есть ли возможность детям развиваться дальше, Вера Сергеевна ответила, что существует программа углубленного уровня «Книжная графика. Иллюстратор» и рассказала о конкурсах, в которых ребята принимали участие.

7 декабря 2020 года открытое занятие давала Наиля Ильдусьевна Биктимирова, педагог дополнительного образования Центра «Исток», кандидат педагогических наук. Она выбрала из своей палитры программу Юные психологи«, адресованную детям 12-18-ти лет, которая рассчитана на два года и имеет базовый уровень. Цель программы педагог сформулировала как формирование толерантности у обучающихся, взаимопонимания. В результате психология для них должна выступать не как наука, а быть инструментом совершенствования собственных психических способностей, умения видеть себя со стороны, принимать себя и находить друзей. Эмпатия и искренность — эти качества Наиля Ильдусьевна считает одними из основополагающих для современного подростка.

Программа, конечно же, восходит к другим, более ранним образцам, однако педагог нашел свою форму построения, технологии, методы и формы работы (часть из них разработана самостоятельно). Во главе угла — раскрепощение эмоций, умение принимать ошибки, сочетание текста (например, перенос логического ударения) и движения — нейролингвистическое программирование. Применяется большое количество игр для достижения обозначенных результатов.

Само занятие было поделено на два этапа: обращение к предыдущей теме («Воображение»), а затем работа с темой «Восприятие».

В первой части было много игровых моментов — и следует отметить, что это «конек» Наили Ильдусьевны — показ жестами настроения, зарядка для эмоционального интеллекта, перенос логического ударения во фразе в сочетании с жестами, движениями, игра «Битва умов», в которую вошли, блиц «Да или нет», интеллектуальный пинг-понг, упражнение на внимательность «Ухо — нос».

Следующий этап занятия — переход к теме «Восприятие». Были рассмотрены различные виды зрительных иллюзий, а затем последовали игры, позволяющие понять, насколько усвоен материал.

Жюри отметило высокий темп занятия, активность педагога и детей и пожелало Наиле Ильдусьевне успехов в дальнейших этапах конкурса.

Добавить комментарий

Войти с помощью: