Стратегия будущего: педагоги России и Абхазии обсудили развитие системы воспитания
Президент Республики Абхазия Бадра Гунба и Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко провели стратегическую сессию «Стратегия будущего: развитие системы воспитания в школах Республики Абхазия» на базе школы № 2 имени А.С. Пушкина в городе Сухуме 6 августа 2025 года. Во встрече приняли участие Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, Министр просвещения РА Хана Гунба.
Участники сессии проанализировали актуальные вызовы, стоящие перед системой воспитания, и определили приоритетные направления для дальнейшей работы.
Модераторами мероприятия стали советники директоров по воспитанию. Они поделились опытом российских наставников и лучшими практиками работы с молодежью и обсудили ключевые аспекты воспитательной работы в современных условиях.
С приветственным словом выступил Бадра Гунба, Президент Республики Абхазия, подчеркнувший необходимость эффективных подходов к патриотическому воспитанию и формированию ценностных ориентиров у подрастающего поколения.
«Сегодня, конечно же, перед нами встают новые вызовы и угрозы. Мы должны реагировать на эти вызовы. Именно с этим было связано обращение руководителя Российской Федерации Владимира Владимировича Путина – с возможностью помочь методикой, методологией системы воспитания патриотичной молодежи», – отметил Президент Республики Абхазия Бадра Гунба.
Особое внимание было уделено роли нового специалиста в области воспитания – педагога-наставника. На основе лучших практик участники встречи сформировали предложения по его функционалу и интеграции в школьную среду.
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко обратил внимание, что наставники передают ценности благодаря личному примеру.
«Президентом России были приняты принципиальные решения: вернулась в законодательство ответственность государства за воспитательную работу. Мы вводили должность советников по воспитанию постепенно, потому что считаем, что главное – избегать формализма. Очень важно, что это командная работа с директорами и завучами школ. В Абхазии есть свои особенности, никакой кальки здесь не может быть. Действительно, традиционные ценности в Абхазии должны стать основой того, чем будут заниматься педагоги-наставники. Наша задача – передать весь накопленный опыт. Важно, что это взаимная история – вы покажете ваши успешные практики, и мы с удовольствием поучимся», – сказал Сергей Кириенко.

Также в ходе сессии разрабатывалась модель эффективного взаимодействия с советником по воспитанию как частью команды школы. Участники предложили примерную структуру штаба воспитательной работы и стратегию коммуникации между педагогом-наставником и коллективом.
Всего в мероприятии приняли участие 80 советников директоров по воспитанию российских школ и колледжей, руководителей абхазских образовательных учреждений, а также педагогов, реализующих воспитательные программы.
«Институт наставничества – это то хорошо забытое старое, что было в советское время, но в новом формате, в котором очень нуждаются школьники. Благодаря методической поддержке институт наставничества будет развиваться и в Республике Абхазия. Планируется создание центра идейно-нравственного воспитания, где наставники будут проходить обучение. В свою очередь, мы готовы поделиться опытом и наработками», – сказал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения России выступил с предложением присвоить будущему центру имя выдающегося абхазского педагога или видного деятеля как нравственного ориентира, который формирует человека с большой буквы.
Организаторами сессии выступили Министерство просвещения РА и ФГБУ «Росдетцентр» при поддержке Минпросвещения России.
«Институт советников директоров по воспитанию в России объединяет профессиональное педагогическое сообщество, стремясь к важнейшим государственным задачам: формированию ценностных ориентиров и социальной ответственности у школьников и студентов. «Навигаторы детства» активно вовлекают родителей в воспитательный процесс, создавая единое образовательное пространство, где семья и образовательная организация действуют сообща. Особое внимание мы всегда уделяем обучению наставников, и это позволяет выстроить мощную и слаженную систему воспитательной работы на всех уровнях», – поделился опытом директор Росдетцентра Александр Кудряшов.

Он также подчеркнул, что в Республике Абхазия этот подход дополняется уникальным историческим и культурным кодом, который ляжет в основу воспитательной работы. Конкурс «Навигаторы детства Республики Абхазия» призван не только выявить талантливых педагогов-наставников, но и сохранить богатое наследие и традиции республики. Это становится ключом к развитию ярких личностей, укреплению нравственных основ общества и созданию благоприятной среды для гармоничного развития детей в стремительно меняющемся мире.
Встреча стала важным шагом в формировании единого подхода к воспитанию школьников в Республике Абхазия и России, объединив лучшие региональные и международные практики.
Источник: https://edu.gov.ru