Игра «Интеллектор»: открытое занятие Вадима Романова
14 декабря 2020 года состоялось открытое занятие педагога дополнительного образования Центра «Лидер» Вадима Романова. Он начал его с представления программы, так как она посвящена освоению очень молодой и пока малоизвестной игры.
Автор ее — преподаватель психологии Михаил Львов, игра была запатентована в 2014 году, в 2015 появилась первая онлайн-версия, в широкий обиход она стала входить три года назад. Вадим отметил, что цель игры — это тренировка когнитивных способностей детей, она относится к категории игр шахматного семейства. В игре участвуют шесть фигур:
- Agressor — нападающий первым;
- Progressor — двигающийся вперед;
- Liberator — освободитель;
- Defenssor — защитник;
- Dominator — повелевающий;
- Intellector — главная фигура, аналог шахматного короля.
В игре используется гексагональная доска — эффективный тренажер развития интеллектуальных способностей, творческого мышления.
Игра способствует становлению и развитию системного и алгоритмического мышления, способности к стратегическому планированию, мотивирует к саморазвитию, выстраиванию коммуникации.
Конечно, основная цель программы «Интеллектор» — это обучение игре, но она неразрывно связана с развитием познавательных интересов обучающихся, формированием компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе. В качестве ключевой задачи среди других Вадим выделил развитие 4К-компетенций: коммуникация, командная работа, критическое мышление, креативность. Программа имеет ознакомительный уровень и рассчитана на детей в возрасте от 7-ми до 18-ти лет, занятия проводятся по 2 часа в неделю. На занятии присутствовала группа детей от 9-ти до 13-ти лет.
Тема открытого занятия — «Прием „связка“ как возможность побеждать». Цель занятия — не только освоение данного приема, но и развитие тактического зрения, мышления у обучающихся.
Вначале ребята узнали, что такое «связка», как при этом действуют фигуры, затем проанализировали вместе с педагогом несколько комбинаций: кто выигрывает, кто проигрывает, благодаря каким действиям фигур. Было предложено несколько простых задач, в результате чего был сделан вывод: «связка» — это тот случай, когда фигура связана и не может выполнить свои ходы.
Затем шел разбор задач, чередующийся с игрой: мимикой и жестами показать фигуры, в том числе связанные. Вадим показал собственную авторскую партию с вариантом дебюта и эндшпиля. При этом ребята предлагали свои варианты, что наглядно показало возможность развития творческих и мыслительных способностей при помощи «Интеллектора». Итогом занятия стало закрепление понимания и применения приема «связка» в игре.
Отвечая на вопросы жюри, Вадим сказал, что задачи для занятий пишет сам, поскольку теории по «Интеллектору» пока нет. Для работы в условиях дистанционного обучения применяется комплекс программ и сервисов: Photoshop, Zillions of Games, PowerPoint, Google Classroom, Zoom.
Так как гексагональная доска (не виртуальная, а реальная) есть не у всех, с проведением турниров (не локальных, в центре «Лидер», а более широких) возникают сложности. Но если такое получится, Вадим будет считать это событие главным результатом реализации программы. Поэтому кроме уже существующей программы ознакомительного уровня он планирует создать программу базового. Вадима интересует все новое, поэтому он пропагандировал игру и продолжает это делать на своих занятиях, во время проведения Дней открытых дверей, на своем канале в YouTube. Результат — заинтересованность детей, так, в дистанционном режиме на каждое занятие выходят 7-10 человек, а во время традиционной формы обучения группа стабильно включала 15 детей.