Музыка и театр: два открытых занятия по конкурсу «Мастерство и творчество»
16 декабря 2020 года состоялись два открытых занятия в рамках конкурса «Мастерство и творчество».
Сочетание необычное, нетрадиционное: не только педагог дополнительного образования, но и концертмейстер. Не часто представители последней профессии выходят на конкурс. Но сколько интересного могут показать! Объединяло обеих конкурсанток то, что они работают в рамках художественной направленности.
Вначале все увидели открытое занятие Дарьи Викторовны Филатовой, концертмейстера и педагога дополнительного образования по классу фортепиано Центра эстетического воспитания детей «Моцарт». Она работает в качестве концертмейстера как по программе хора, так и по программам класса деревянных духовых инструментов.
Дарья Викторовна продемонстрировала, как концертмейстер может провести распевку, дыхательную гимнастику с детьми в случае необходимости или по просьбе педагога.
Затем она остановилась на функциях, которые должен выполнять концертмейстер, и качествах, присущих ему: артистизм, владение ансамблевой техникой, умение работать в команде, педагогический такт и чуткость, знание основ певческого искусства, умение читать партитуры, обладание большим объемом памяти и внимания. Если говорить о хоровых занятиях, то концертмейстеру необходимо уметь показать отдельные фрагменты звучания хоровой музыки, аккомпанировать хору в процессе занятий, участвовать в подготовке к выездным мероприятиям.
Дарья Викторовна работает концертмейстером по программе «Хор. I ступень», программа рассчитана на 3 года, уровень ее базовый, адресована детям 7-12-ти лет. Помимо пения в хоре, дети осваивают игру на различных инструментах. Она отметила, что в условиях дистанционного обучения есть все материалы для занятий, размещенные на платформе Google Classroom, что позволяет детям, у которых дома нет инструмента, разучивать партии. Это плюс дистанционного обучения.
«Концертмейстер для хора, как и для солиста, — это надежный тыл». Так охарактеризовала специфику своей деятельности Дарья Викторовна, и это верно на 100%. В младшей группе и она, и педагог основное внимание уделяют игровым приемам, дыханию, дикции. Это понятно — закладывается основа для дальнейшего развития юных певцов.
Когда началось само занятие, жюри смогло это увидеть: много внимания было уделено дыхательной гимнастике в игровой форме, затем началось распевание, его педагог и концертмейстер проводили по очереди, применялись песенки-игры. Затем ребята повторили партии разучиваемых песен. Так как в дистанционном режиме невозможно получить полноценное хоровое звучание из-за разной скорости сигнала интернет-канала, партию исполнял один участник хора, остальные могли петь, но при выключенном звуке. В финале занятия был представлен виртуальный хор в сопровождении Дарьи Викторовны: несколько детей пели практически синхронно.
Вторая часть продемонстрировала работу концертмейстера в рамках программы «Деревянные духовые инструменты». Программа рассчитана на две ступени, 1-я — 3 года, возраст детей — 7-12 лет, 2-я — 4 года, 10-18 лет. И здесь концертмейстер должен контролировать амбушюрный аппарат солиста, строй инструмента с учетом его разогрева при игре. Чтобы дети могли преодолеть технические трудности, качественно разучить новое произведение, делаются аудио-, видеозаписи партии концертмейстера.
На вопрос жюри: «В чем Ваш педагогический секрет?», Дарья Викторовна ответила, что любит работать в коллективе, любит свою работу и готова стать помощником других.
Второе занятие представила Маргарита Григорьевна Леонова, педагог дополнительного образования Театра юных москвичей. Программа, по которой было построено занятие — «Сценическая речь», ее уровень — базовый, занимаются дети от 8-ми до 18-ти лет, внутри этого большого промежутка идет членение на возрастные группы. Она сразу же отметила, что работает не по своей программе, однако это не мешает ей находить новые приемы организации деятельности с детьми. Цель программы — подготовить творческую личность актера (в нашем случае — ребенка, играющего в Театре юных москвичей). Главная задача — научить ребенка логически выстраивать речь, заражать соей энергией всех вокруг.
Итак, занятие по сценической речи. Вначале дети выполняют упражнение, с одной стороны, на полное расслабление, а с другой — концентрацию. Следующая его фаза — напряжение пальцев, затем других групп мышц, всего тела, а затем полное расслабление и возможность потянуться.
Следующий блок упражнений связан с дыханием. Задача — согреть связки для будущей работы. Здесь было много приемов, один из самых интересных — после глубокого вдоха написать свое имя в воздухе на одном выдохе.
Упражнение стоя: «Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки»: пока не закончится выдох, считаем Егорок. Упражнение «Я веселый, звонкий мяч»: во время проговаривания текста необходимо слегка подпрыгивать.
Затем последовала артикуляционная гимнастика и упражнения, способствующие развитию дикции. А следующим этапом работы стали скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит», «Купи кипу пик, пик кипу купи…», «Расскажите про покупки…». Здесь была включена актерская составляющая: при произнесении любой из трех скороговорок сделать так, чтобы это звучало как секрет, страшная история, что-то невероятное, наконец, сплетня.
Для следующего занятия ребятам необходимо подготовить фрагмент поэмы А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…» с интонацией и посылом удивления, желанием рассмешить, рассказать страшную историю и т.д.
Во время диалога с участниками жюри Маргарита Григорьевна сказала, что на занятии присутствовали дети первого года обучения, поэтому все видели, фактически, результаты трех месяцев работы с ними.
На ключевой вопрос — «Каким Вы видите своего выпускника?», заданный Андреем Андреевичем Задубровским, победителем конкурса в прошедшем учебном году, Маргарита Григорьевна ответила: «Главное, чтобы он состоялся как личность, вне зависимости от того, станет ли он актером. Главное, чтобы он мог пойти с той же уверенностью, как он выходит на сцену, в жизнь».