Эксперты обсудили вопросы образования, занятости и отдыха инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья
29 июля 2022 года состоялась конференция «Итоги первого полугодия реализации межведомственных комплексных планов по доступности всех уровней образования, отдыха, профориентации и занятости для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».
В мероприятии приняли участие представители органов власти в области образования и социальной защиты, общественных организаций и НКО из 81 региона, а также руководители 150 высших учебных заведений.
Эксперты обсудили ход реализации межведомственных планов, выявили проблемы и риски, а также внесли предложения по расширению инклюзивной среды для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Понятие «инклюзивное образование» было введено в 2012 году с принятием нового закона «Об образовании». С этого времени в стране проводиться работа по повышению доступности и качества образования для людей с инвалидностью и ОВЗ совместно с теми, кто не имеет ограничений по здоровью.
По словам заместителя Министра Просвещения РФ Дениса Грибова, результатом реализации планов стала разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для доступного образования обучающихся с ОВЗ, разработка адаптированных образовательных программ дошкольного, начального и основного образования, увеличение числа ребят с инвалидностью, получающих образование до 503, 3 тыс. человек в 2021/22 учебном году.
В этом году Минпросвещения разработало модель инклюзивной образовательной организации для детей с ОВЗ. Она включает систему оценки и способы финансового обеспечения мероприятий, направленных на создание специальных условий образовательной среды. Мониторинг оценки условий инклюзивного образования в школах планируют протестировать в российских регионах уже в ноябре текущего года. «Разработаны методика и инструментарий определения нормативных затрат на организацию общего образования и обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп. В мае текущего года в семи субъектах РФ указанная методика была апробирована, до конца августа мы направим ее в субъекты РФ для учета в работе», — поделился Денис Грибов.
По словам детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, для скорейшего перехода к полной инклюзии необходимо налаженное межведомственное взаимодействие. Она отметила недостаточную оснащенность образовательных организаций медицинскими кабинетами, которые позволили бы обучаться людям с инвалидностью, зависимым от медицинских процедур. Это приводит к тому, что многие обучаемые дети вынуждены оставаться на домашнем обучении. Также уполномоченный по правам ребенка предложила расширить набор в ВУЗы и ввести льготы на поступление по редким специальностям: сурдопедагог, тифлопедагог, тьютор, дефектолог. «Необходимо обновить и актуализировать список профессий, которые будут соответствовать и желаниям людей с инвалидностью, и обеспечат им максимальную самостоятельность во взрослой жизни. Чтобы человеку, который хочет расписывать лаковые миниатюры не предлагали отучиться на бондаря», – отметила она.
Сейчас в стране насчитывается 4 320 000 инвалидов трудоспособного возраста, из них работает только четвертая часть. «Очень важно помогать людям с инвалидностью и ОВЗ в профориентации и трудоустройстве», – сказал в ходе конференции заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко. «Например, мы изменили суть понятия «квота для трудоустройства инвалидов». Теперь это не просто выделение рабочих мест под трудоустройство, а заключение трудовых договоров с людьми, имеющими инвалидность».
Председатель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Клочко предложила прекратить практику регионов по принятию собственных нормативно-правовых актов в образовании в разрез с действующими. «Многие регионы указывают восемь часов надомного обучения, что не соответствует федеральным нормам, и часто выводят детей на надомное обучение. Реализация межведомственных комплексных планов поможет навести порядок в этой сфере», – заключила она.
Проблему инклюзивного образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), которые в большинстве регионов обучаются на дому и часто формально, не получают профессионального и дополнительного образования, подняла председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова. По ее словам, для детей с ТМНР необходимо реальное межведомственное взаимодействие. «В межведомственных комплексных планах дети с ТМНР вообще не выделены отдельно. Фактически мероприятия для детей с ТМНР и обучение педагогов по программе «Комплексное сопровождение обучающихся с ТМНР» предусмотрены только в Санкт-Петербурге», – отметила она.
Анна Битова предложила нормативно закрепить понятие «тяжелые множественные нарушения развития», нормативно подкрепить вопросы образования дошкольников и школьников и ТМНР, сопровождать семьи, воспитывающие детей с серьезными интеллектуальными нарушениями и ТМНР и начать готовить специалистов по работе с детьми и взрослыми с ТМНР и их семьями.
«Необходимо создать межведомственную рабочую группу при Минпросвещения России и подготовить предложения для внесения дополнений в межведомственные комплексные планы, а также подготовить рекомендации в адрес исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по созданию условий развития качественного образования для людей с ТМНР», – заключила Битова.