Круглый стол на Форуме наставников-2023 в Москве собрал наставников разных сфер деятельности
20 декабря эстафету выездных сессий, проходящих в рамках Форума наставников – 2023, принял Центральный федеральный округ. Организатором Форума выступил Государственный университет просвещения при поддержке Министерства просвещения РФ. ЦФО стал восьмым федеральным округом, в котором прошли насыщенные выездные сессии Форума. Благодаря накопленному опыту в рамках сессий участники смогли увидеть разные отрасли и сферы, метрики и подходы к системе наставничества.
В первый день Форума в Москве на площадке Центра международной торговли был организован круглый стол «Наставничество: опыт регионов», в ходе которого спикеры – представители федеральных органов исполнительной власти, руководители корпоративного, общественного, образовательного секторов, медицины и спорта обсудили тему наставничества и поделились реализуемыми кейсами, успешными практиками роли наставников в различных отраслях.
Исполняющий обязанности члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента образования Орловской области Ирина Патронова поделилась смыслами в наставнической деятельности: «В нашем коллективе мы исходим не от формальной профессии наставника, а от его личности. Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский, «только личностью можно воспитать личность». Наставник передаёт не столько способ и технологию работы в профессии, сколько именно своё мировоззрение, свою идеологию и свой образ жизни. Это как раз то, с чем мы очень часто сталкиваемся в системе образования».
О наставничестве в спорте рассказал Максим Рудин, директор департамента физической культуры и спорта Брянской области: «Наставничество в спорте существовало всегда, но понимание его все время модернизируется. В Советском Союзе говорили «делай, как я!», а потом эта форма изменилась и превратилась в «делай, как я сказал», то есть тренер не демонстрирует, не показывает, а просто дает указания и наставления. Сегодня в спорте мы стараемся привлекать молодых спортсменов для того, чтобы они могли все показать детям на своем примере. Такой подход помогает увлечь ребенка тренировками – он не только слышит, но и видит результат непосильного труда. В нашем регионе делается многое, чтобы тренерскому составу было комфортно растить новое поколение спортсменов. Для этого мы открываем новые крупные, современные спортивные пространства – например, Дворец единоборств имени Артема Осипенко».
Татьяна Маркина, первый заместитель директора департамента здравоохранения Брянской области, отметила, что наставничество и здравоохранение – две неразделимые вещи, поскольку без наставника сложно повышать профессиональный уровень и получать новую квалификацию: «Наставник отдает частицу себя молодому специалисту, который имеет некую базу, знает, как лечить в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями, но не имеет практики. Мы прекрасно знаем, что нельзя стать хорошим хирургом со студенческой скамьи, без совместной кропотливой практики с опытными хирургами».
Татьяна рассказала, что в Брянской области в 2023 году вышел приказ, на основании которого, каждая организация разработала свои типовые положения о наставничестве. Наставник – это специалист, который проявил себя в профессии с опытом не менее 7 лет с первой или высшей квалификационной категорией. Помимо этого, работают и региональные программы, благодаря которым привлекаются кадры. Например, с 2018 года молодым врачам выдали 302 квартиры.
В обсуждении вопросов о наставничестве принимали участие и представители производственного сектора. Так, директор административного департамента ГК «Роскосмос» Дмитрий Шишкин рассказал:«Если говорить о Роскосмосе, то для нас создание нового –это традиция. Тот, кто является наставником, прекрасно понимает, что нужно подготовить смену, которой можно передать наработанные ценности, необходимые для достижения общих целей. Нам интересно наставничество на производстве, когда для обучения молодых выделяются специальные производственные площади. Для нашей организации наставничество – это еще и способ технологизации основных процессов, выработка основных алгоритмов и маршрутизация процессов, поскольку для цифрового поколения это очень важно».
Обсуждения на круглом столе носили живой, интерактивный характер. Модератор мероприятия – научный руководитель ресурсной платформы «Карьера в России», Сергей Гиль задавал аудитории вопросы, которые порой не имели однозначных ответов. С кем работает наставник – с наставляемым, с опекаемым, с подопечным? И что есть главный результат работы наставника: самостоятельный человек или прирученный человек? Да и система поощрения наставников в разных организациях видится по-своему.
Во время круглого стола на Форуме между участниками сложился очень важный диалог, в ходе которого были определены ключевые слова, определения, нарративы наставнической деятельности. Полученные знания и опыт каждый из участников, несомненно, переведет потом в свою практику и управленческую деятельность. В будущем это, безусловно, принесет свои результаты, придаст стимул дальнейшему развитию такого важного института как наставничество.