Хранители русских традиций. Какие народные промыслы изучают дети в московских центрах творчества

Дымковская и каргопольская игрушка, жостовская и пермогорская роспись, вологодское кружевоплетение, обережные и обрядовые куклы — Россия богата народными промыслами. Рассказываем, как к ним приобщают юных москвичей.

Жостовская и хохломская роспись, кружевоплетение, создание глиняных игрушек и кукол-оберегов — это лишь некоторые из русских народных промыслов, которые осваивают юные москвичи в детских центрах творчества. Здесь, помимо классических занятий, например по живописи, балету и игре на фортепиано, проходит знакомство с культурой и ремеслами наших предков.

Рассказываем, чем отличаются глиняные игрушки из разных регионов России, можно ли привнести в роспись современные мотивы и почему важно сохранять старинные русские традиции.

Дымковская и каргопольская игрушка

Мы учимся продавливать глину через сито: из полученных полос можно сделать львиную гриву или кроны деревьев. Раскрываем и секреты изготовления свистулек: если правильно проделать отверстия, они зазвучат еще до обжига. Изделия украшаем народной росписью. Затем обжигаем их восемь часов в специальной печи при температуре около тысячи градусов. После печь долго остывает, готовые поделки можно вытащить через сутки. При слишком быстром обжиге керамика лопнет, а при скором остывании треснет глазурь.

Евгения Кузнецова, педагог по направлению «Керамика» Дома детского творчества на Таганке

Гончарное ремесло — одно из древнейших в мире, люди освоили технику обжига глины еще в эпоху мезолита и неолита. Постепенно керамика превратилась в вид искусства. На Руси промысел развивался с X века и до сих пор не потерял актуальность. В столичных центрах творчества дети проходят все этапы создания глиняных поделок: от рисования эскиза и лепки до росписи и обжига. Направление «Керамика» открыто, например, в Доме детского творчества на Таганке. Ребята пробуют разные техники: лепку из целого куска, пластовый метод (соединение деталей, как в конструкторе), работу на гончарных кругах.

Керамические фигурки людей и животных, посуда, мыльницы, салфетницы, настенные панно — все это ученики делают своими руками. Работая над народными игрушками, они погружаются в историю промысла. Одна из самых известных — дымковская — появилась в слободе Дымково (сейчас входит в городскую черту Кирова). Игрушка изображает городских жителей: барышней в пышных платьях, офицеров в парадной форме.

«Дымковская игрушка яркая, нарядная, но ее сложно лепить из-за мелких деталей — вееров, оборок, погон. Каргопольская игрушка появилась в Архангельской области, она посвящена деревне: здесь мы видим бородатых мужчин в рубахах, женщин в платках, медведей, кошек. На занятиях уделяем внимание и малоизвестным игрушкам, например хлудневской (Калужская область). Для нее характерны древние славянские образы. Наша страна богата промыслами, но многие из них были утеряны со временем. Радует, что сегодня они возрождаются», — подчеркнула Евгения Кузнецова.

Во Дворце творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова» ребята изготавливают глиняные фигурки персонажей русских сказок, тарелки и подсвечники. В центре творчества «Гермес» юные москвичи занимаются майоликой — эти керамические изделия, произведенные по особой технологии, стали популярны в России в XVIII веке. Дети лепят и расписывают изразцы, фигурки, кружки и чайники.

Жостовские подносы и матрешки со смартфоном

В центре детского и юношеского творчества «Бибирево» изучают разные виды народной росписи. Хохломой украшают деревянную посуду. Ее не зря называют золотой: в промысле преобладают желтые, красные, черные цвета. Жостовская роспись предназначается для металлических подносов, ее особенность — цветочные букеты на черном фоне. Гжель можно отличить по синим рисункам на белом фоне. В пермогорской росписи сочетаются растительные узоры и сцены из крестьянской жизни, в полховско-майданской — цветы, животные, пейзажи. В центре расписывают деревянные изделия: доски, матрешки, шкатулки.

Например, для матрешки сначала нужно продумать композицию, определить ее характер, выбрать одежду и решить, какой предмет она будет держать в руках. Я приветствую творческий подход. Пусть матрешка держит смартфон, а узоры и цветовая гамма ее платка будут любыми — как ребенку угодно. Чтобы глубже погрузиться в историю промысла, мы посещаем музеи изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Также ездили в подмосковную деревню Жостово.

Людмила Воронова, педагог по направлению «Декоративная роспись» центра детского и юношеского творчества «Бибирево»

Резьба по дереву — еще одно старинное ремесло. С ним знакомят в Московском дворце пионеров. Учащиеся вырезают узоры на деревянных шкатулках и подносах, создают скульптуры зверей, птиц и людей.

Кружевоплетение, куклы-обереги и народный календарь

Белоснежное вологодское, тонкое, похожее на паутинку елецкое, цветное михайловское — в Московском дворце пионеров учат и кружевоплетению. Дети создают салфетки, жилетки и украшения для одежды, которые показывают на московских и всероссийских конкурсах и фестивалях.

Занимаясь рукоделием, ребенок проявляет индивидуальность, развивает мелкую моторику и воображение, становится усидчивее. А участие в конкурсах — это шанс быть замеченным, оцененным публикой. Победы мотивируют продолжать оттачивать мастерство и завоевывать новые вершины.

Наталья Муранова, руководитель центра художественного образования Московского дворца пионеров

А в Доме детского творчества на Таганке, помимо керамических изделий, создают и народных тряпичных кукол. Они могут быть игровыми, обережными или обрядовыми. Иголки тут не понадобятся: кукол-мотанок оформляют лоскутами ткани, переплетенными нитями, лыком (внутренняя часть коры липы или других деревьев).

В нашей мастерской висит народный календарь, разделенный по временам года. В каждом сегменте представлено по три куклы. Мы обсуждаем, с каким событием они связаны, каково их предназначение. Например, Крупеничка появилась при сборе урожая. Ее наполняли зерном, а потом в качестве оберега хранили до следующего года.

Надежда Жигулина, педагог программы «Народные рукотворные куклы» Дома детского творчества на Таганке

По ее словам, занятия посещают как девочки, так и мальчики. Последним нравятся кулачники — игровые куклы. Ими бьются, стараясь снести с куклы соперника головной убор.

«Моя миссия как педагога — вызвать в детях интерес к истории. В XXI веке людям приходится воспринимать много информации, и культура родной страны не должна потеряться в этом потоке. Центры дополнительного образования в Москве стали площадками, которые дают возможность популяризировать и развивать народное творчество», — считает собеседница mos.ru.

Источник: mcvp.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: