Дополнительная общеразвивающая программа «Горизонты моего Я»
Основной идеей программы «Горизонты моего Я», реализуемой в загородном стационарном детском оздоровительном лагере «Патриот», является формирование «Гибких навыков» или Soft skills, которые не зависят от специфики конкретного учебного предмета, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и управленческими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление).
Актуальность (социальная значимость)
На сегодняшний день, в свете идеи гуманизации системы образования, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к воспитанию становится приоритетными. Развитие личности, а также саморазвитие, становятся целью такого воспитания. Летние образовательные программы, в отличие от школьных образовательных программ, могут быть более демократичными и динамичными, так как главное в них — не конкретные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть школьники за определенный временной промежуток, а ориентир на развитие личности: формирование и развитие интересов, познание себя и мира вокруг, накопление опыта общения, создание условий для самореализации, удовлетворения актуальных потребностей, проявления индивидуальности и т.д. Летний лагерь позволяет менять «предметность» материала с конкретного, заранее запланированного и прописанного учебного материала, обязательного к усвоению, на формат, когда любое событие, действие или ситуация становятся материалом для формирования навыков. Таким образом, стратегической целью программы выступает помощь ребенку в социальном становлении, формировании метапредметных навыков.
Среди специальных профессиональных навыков XXI века эксперты отмечают такие: навык комплексно решать проблемы, критически мыслить, креативить, управлять людьми, координировать действия с другими, формировать собственные суждения и принимать на их основе решения и т.д. (навыки были декларированы на Всемирном экономическом форуме «Давос – 2016»). Основной идеей программы «Горизонты моего Я», реализуемой в загородном стационарном детском оздоровительном лагере «Патриот», является формирование «Гибких навыков» или Soft skills, которые не зависят от специфики конкретного учебного предмета, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и управленческими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление).
Педагогическая деятельность в лагере строится на основе деятельностного подхода, то есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы, создаются условия, чтобы ребенок мог выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Суть воспитания, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.
Цель: выявление и развитие способностей каждого ребенка, обеспечение организационно-методических условий для формирования у детей Soft skills.
В соответствии с указанной целью, программа направлена на организацию взаимодействия членов детского коллектива по созданию особой образовательной среды, где каждый, учитывая свои индивидуальные возможности, может выбирать предпочтительный объем и направление работы, генерирует идеи, согласовывает свои индивидуальные цели с коллективными и т.д. Совместный поиск ценностей, норм, законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в лагере в контексте деятельностного подхода.
Задачи:
метапредметные:
- владение социальными навыками (коммуникация, работа в команде, лидерство, эмоциональный интеллект):
- умение слушать;
- умение убеждать;
- публичные выступления;
- командная работа;
- владение своими эмоциями, самообладание.
- владение управленческими навыками (управление временем, развитием, решение проблем, ответственность, дисциплина, самоменеджмент), управление собственным развитием:
- планирование и целеполагание;
- тайм-менеджмент;
- возможность управления внутренним потенциалом (энергия / энтузиазм / инициативность / настойчивость);
- нацеленность на результат;
- формулирование проблем/ перевод проблемы в задачу / выработка и принятие решений умение анализировать собственные действия.
- владение навыками работы с информацией:
- креативное мышление;
- критическое мышление;
- поиск и анализ информации.
учебные:
- формирование навыков практической деятельности в рамках выбранного ребенком профиля.
оздоровительные:
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- организация физически активного отдыха, развитие физических способностей.
Дополнительная общеразвивающая программа «Горизонты моего Я».
Организация: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования “Центр творческого развития и гуманитарного образования”
Экспертное заключение
на дополнительную общеразвивающую программу
«Горизонты моего Я»,
авторы Е.Ю. Шалимова, А.А. Ермолаев, А.К. Галбура
Представленная на конкурс программа написана с учетом нормативных документов в сфере образования. Содержание программы соответствует государственной политике в сфере дополнительного образования детей, приоритетным идеям и направлениям развития системы образования. В то же время она имеет ярко выраженную психологическую направленность, в соответствии с чем указанные ниже недочеты имеют, скорее, рекомендательный характер.
Программа интересна тем, что она реализуется в течение летней лагерной смены. Хорошо прописано соответствие цели и задач программы ожидаемым результатам.
Представлен механизм выявления не только формирования у детей Soft skills, но и воспитания и развития. Общая культура оформления программы соответствует требованиям ГОСТ.
К сожалению, не все основные компоненты программы есть в наличии (разделы УТП и раздел «Содержание программы» заменены на раздел «Основное содержание и механизмы реализации программы», раздел «Список литературы отсутствует»). Это существенно снижает ее показатели эффективности и возможность тиражирования.
Программа может быть рекомендована к реализации и служить инструментом тиражирования опыта авторов в случае устранения указанных выше недочетов.