Дополнительная общеразвивающая программа «Арлекин»: основы актерского мастерства
Актуальность программы состоит в возможности средствами театральной педагогики предоставить детям шанс самовыражения, решить характерологические конфликты и снять психологическое напряжение. Сценическая работа детей по данной программе — это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества и возможности.
Отличительные особенности программы состоят:
- в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр — синтетический вид искусства;
- в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
- в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы;
- в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
Целью программы является вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучение оценке действий других детей и сравниванию со своими собственными;
- обучение действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
- обучение основам актерского мастерства и сценической речи;
- знакомство с основами создания календарно-тематических праздников;
- знакомство с основами мастерства ведения календарно-тематических праздников;
- обучение основам анализа и разбора литературного произведения.
Развивающие:
- развитие чуткости к сценическому искусству;
- развитие умения владеть своим телом;
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии;
- развитие коммуникабельности и умения общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- развитие воображения и веры в сценический вымысел;
- развитие умения одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по-разному;
- развитие умения осваивать сценическое пространство, обретать образ и выражение характера героя;
- развитие голоса и речи.
Воспитательные:
- воспитание в ребенке готовности к творчеству;
- создание для детей условий для полноценного употребления своих способностей и самовыражения в сценических воплощениях;
- привлечение знаний и приобретенных навыков в работе над творческими проектами.
Дополнительная общеразвивающая программа по театральному творчеству «Арлекин» ознакомительного уровня реализуется в учреждении с 2015 года.
Дополнительная общеразвивающая программа «Арлекин»: основы актерского мастерства.
Организация: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр технологической модернизации образования»
Экспертное заключение
на дополнительную общеразвивающую программу
«„Арлекин“: основы актерского мастерства»,
составитель И.П. Храмова
Представленная на экспертизу программа в целом соответствует формальным и содержательным требованиям к документам данного типа. Она актуальна, направлена на вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков (необходимо уточнить, какими средствами это будет достигаться).
Необходимо также высказать ряд замечаний. Во-первых, автор указывает, что направленность данной программы — художественная, и это полностью соответствует ее названию и тому содержанию, которое в ней заложено. Но в то же время, пытаясь обосновать актуальности программы и формулируя ее задачи, И.П. Храмова делает серьезный акцент на психологии и коммуникативной составляющей образовательного процесса. В этой связи складывается впечатление, что целесообразнее было бы заявлять данную программу как принадлежащую социально-педагогической направленности.
Во-вторых, направленность программы на формирование практических умений не вызывает сомнений. В ней обозначены методы и формы работы и отслеживания ее результатов. Но не обозначены критерии их оценивания. Это может привести к субъективизму в оценивании результатов обучающихся.
В-третьих, в данной программе встречаются некорректные для документов такого рода формулировки, например, «интимно-личностное общение», в которое должны вступить обучающиеся, «застольный период» работы над сценарием и некоторые другие. Также встречаются грамматические и стилистические ошибки, опечатки.
Формы аттестации и оценочные материалы представлены в приложениях к программе. Программа оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, автор качественно оформляет документ (создается впечатление о качественной практической реализации программы), а с другой — допускает указанные погрешности.
Программа может быть рекомендована к реализации и использована для трансляции опыта данного педагога, желательно устранить указанные выше недостатки.