Шесть страхов «неучастников» педагогических конкурсов
Андреев Константин Алексеевич, зав. отделом культурно-просветительских и образовательных программ Государственного музея истории ГУЛАГа, бывший педагог Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества
Какие страсти испытывают участники педагогических конкурсов! Но еще большие страсти и страхи охватывают тех педагогов, которые стоят на грани решения-нерешения участия в конкурсах.
Следует отдельно рассмотреть страхи «неучастников» – тех, кто боится принять участие в конкурсах, боится сделать шаг и окунуться в удивительный мир конкурсных испытаний.
Страх неудачи
Человек так устроен, что любая неудача в чем-либо бьет сильно по самолюбию. Бьет по ощущению, что ты самый великий в этом мире. Многие педагоги, уверенно возносящие свои достижения и себя самого до педагогического олимпа – непризнание и неудачи в демонстрации своих идей и наработок определяют как катастрофу. Часто, неготовые к критике педагоги, готовы обвинить всех и вся в предвзятости, коррупции, необъективном взгляде. Подобные ситуации происходят на разного рода конкурсах. Не только педагогических. Для того, чтобы успешно работать и развиваться как педагог, участвовать в конкурсах – необходимо отказываться от позиции «Я – величайший педагог» и принимать позицию «Я учусь быть педагогом».
Когда работаешь с детьми и играешь с ними в разные игры – вспоминаешь ситуацию при которой ребята бояться отвечать на вопрос из-за того, что боятся реакции других. Чтобы ребенок включился в активную стадию ответов на вопросы нагрузку ему даешь постепенно. От простого к сложному. И когда ребенок видит адекватную и нормальную реакцию окружающих – он не боится давать и неправильные ответы.
Педагог недалеко ушел от ребенка. Боязнь быть смешным скрывается в нас. И с этим страхом надо работать. Трудно вообразить, чтобы профессионал своего дела боялся бы быть смешным. Значит, есть то, что не дает возможности смело нести свои идеи и делиться своим опытом работы с детьми. Либо непрофессионализм, либо неуверенность. Но вряд ли эти строчки читают непрофессионалы, так как педагогические журналы непрофессионалы не читают. Поэтому остается одно – элементарная неуверенность. Вот с неуверенностью работать намного легче. И работать надо постепенно.
Во многих образовательных учреждениях работают психологи – они в помощь педагогам. Изданы многие книги – они в помощь педагогам. Педагог сам работает с неуверенностью у ребенка – собственный опыт в помощь педагогу.
Страх быть непонятым
Мы часто подозреваем, что кроме нас с детьми никто не работает. Или работают совсем по-иному. Это заставляет нас думать, что с другими педагогами мы разговариваем на разных языках. На абсолютно разных языках. И то, что мы сделали какие-то наблюдения, отметили для себя какую-то закономерность в обучении и воспитании – это только наше. И другие не способны к такому педагогическому поиску. Но это не так. Все педагоги – педагоги развивающиеся. Особенно участники конкурсов, члены жюри профессиональных конкурсов. С ними есть общий язык. Язык педагогический, язык взаимоуважения, язык поддержки, язык сопереживания.
Люди, открытые и совершенствующиеся увидят в вас то, что вы скрываете из-за боязни быть непонятым. Именно это, самородное и индивидуальное – ценится в профессиональном общении. А если суметь продемонстрировать свой уникальный опыт на конкурсе, то это, безусловно, будет оценено. Главное помнить, что надо быть таким, какой вы есть – без фальши, без заискиваний, без лести. Быть самим собой на педагогических конкурсах – главное. Человек, не боящийся быть самим собой – уж точно не побоится быть непонятым.
Страх подготовки
Когда педагог знакомится с положениями педагогических конкурсов – волосы встают дыбом. И уложить эти волосы удается не всем. Только у тех прическа будет в полном порядке, у кого есть четкое видение последовательности в подготовке к конкурсу. Своеобразный алгоритм подготовки к конкурсу поможет любому педагогу собраться, вычленить главное и определить второстепенное.
Многие из нас, видя огромный список приложений и того, что необходимо для конкурсов (Фото, видеопрезентация, анкета, заявка, методическая статья…), теряются. Но если здраво посмотреть на это, все становится на свои места. Когда рассудительно подходишь к подготовке к конкурсу, вспоминаешь, что фото у тебя собраны в отдельной папке на компьютере, видео может помочь обработать воспитанник, заявку составить это просто, методическую статью уже писали для сайта школы. Главное – держать себя в руках и понимать, что многие материалы уже готовы. Их надо только привести к единому знаменателю.
Боязнь большого объема подготовки к конкурсу сопряжена еще и с тем, что от занятий и уроков, от работы никто не освобождал. Но надо понимать, что если педагога направляет на конкурс руководство образовательного учреждения – то оно должно создать дополнительные условия для подготовки. Но директора по-разному подходят к этому вопросу. Кто-то считает, что это личное дело педагога. Кто-то дает дополнительные выходные дни. А кто-то организует все учреждение на подготовку конкурсанта. В каждом из этих случаев есть свои плюсы и свои минусы.
Но вне зависимости от наличия поддержки или её отсутствия – педагог должен обладать элементарными навыками планирования своего рабочего времени и планирования вообще. Четко следить за сроками сдачи материалов, понимать какой этап подготовки сколько займёт времени. Для более тщательной подготовки следует составлять план подготовки материалов, не откладывать все на последний момент; использовать ресурс образовательного учреждения; прибегать к помощи коллег; помнить, что качественно могут помочь в участии в конкурсе методисты – которые могут посоветовать, подсказать, обобщить, дать рекомендации в подготовке к конкурсным испытаниям.
Страх жюри
Все члены жюри – люди! А чаще всего, они еще и педагоги. И ничто им не чуждо. Они также как и все педагоги имеют чувство юмора, также понимают трудности и радости других, также желают увидеть что-то интересное и необычное, также как и все находятся в ожидании чуда.
Педагог, который может расположить к себе детей, их родителей – очень ценен в современных условиях. Открытый, искренний человек всегда вызывает интерес и желание общаться с ним. Когда высокий уровень эмпатии, обаяния, лучших человеческих качеств сливается с профессиональными качествами педагога – это дает свои результаты. На педагогических конкурсах члены жюри знакомятся с педагогами и как с профессионалами, и как с людьми.
Как правило, в качестве членов жюри выступают и те, кто в прошлые годы стал победителями конкурсов. Это дань уважения традициям конкурсов, и возможность поддержать преемственность конкурса. А те, кто сам участвовал в конкурсах, с пониманием относятся и к волнению, и к усталости, и к переживаниям.
К членам жюри следует относиться как к людям, на которых лег еще больший труд, чем на участников. Труд определять и анализировать, сравнивать и наблюдать, видеть и слышать, понимать и оценивать. Это очень нелегко, особенно в условиях большого количества участников и большого количества конкурсных документов.
Страх импровизации
Многие конкурсы насыщены испытаниями, при которых необходимо импровизировать. Сделать всё «здесь и сейчас». Это получается не у многих, так как требует компетенций иных, нежели конкурсные испытания, известных участнику заранее.
Предложенное задание, предполагающее активные действия в заданный промежуток времени для многих является самым серьезным испытанием. Не многие педагоги играли в КВН, и не каждый из них может сходу выполнить задание. Часто в таких ситуациях педагоги теряются, не могут сосредоточиться, начинают волноваться.
А организаторы конкурсов стараются, разрабатывают каверзные испытания, которые сможет пройти педагог, демонстрирующий самообладание, смекалку, креативность, чувство юмора, профессиональные знания.
Что же надо делать при таких обстоятельствах? Хорошая практика для подготовки к подобным испытаниям – это выступление на широкую аудиторию. Причем не детскую. Конечно, выступать перед детьми тоже важно уметь. Но выступление перед коллегами, перед профессионалами – зачастую важней, так как позволяет испытывать волнение и переживание задолго до конкурса.
Необходимо уметь ставить себя в подобные ситуации. Необходимо проигрывать разные варианты импровизационных заданий. Например, можно представить, что потребуется спеть любимую детскую песню. Какая у вас любимая песня? Или может потребоваться организовать «здесь и сейчас» агитбригаду из зрителей в зале. Каково это для вас?!
Самое главное при таких заданиях быть собранным и адекватно его воспринимать, быть готовым к созданию четкого алгоритма действий. И все время надо помнить, что можно вести диалог с собой-ребенком. И если сможете обращаться к себе-ребенку за советом, то сможете выйти из испытания победителем.
Страх конкуренции
Термин «конкуренция» хотя и относится к экономической теории, но глубоко впился в тело конкурсов как взрослых, так и детских. Многие из нас, педагогов, «накручивают» воспитанников для участия в конкурсах. Мол, конкуренты наступают на пятки. Как часто мы сами себе вбиваем в голову, что все участники конкурсов ваши непосредственные конкуренты. И что самое страшное – мы уверены, что и другие конкурсанты так думают про вас. И также как и вы видят друг в друге конкурентов.
Эта позиция ущербна. Люди, которые настраиваются на участие в конкурсе, исходя из позиции конкурента, никогда не смогут претендовать на серьезные результаты. И тайна хорошей организации конкурса заключается в умении создать атмосферу позитивных и искренних взаимоотношений между конкурсантами, членами жюри, организаторами. В хороших конкурсах одна из главных ценностей – это взаимоуважение.
Не каждый участник конкурса может отказаться от позиции «конкурент» и принять позицию «помощник». А между тем, помогая всем участникам конкурса сам участник раскрывается как полноценная личность. Помощь другим – не слабость. Помощь другим – осознанная позиция, с которой надо идти на конкурс.
И тогда, когда вы сможете организовать вокруг себя зону максимального комфорта для всех участников конкурса – тогда вы победите. И самое главное – уйдет страх конкуренции и «большой гонки» за «большим призом».