В Москве прошла конференция «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность»

23-25 октября 2019 года в г. Москве прошла V Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность», организованная Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Московским государственным психолого-педагогическим университетом.

Целью конференции явилось обсуждение проблемы непрерывности инклюзивного процесса в образовании, анализ основных достижений и противоречий в реализации преемственности процесса инклюзии на всех уровнях отечественного образования, объединение усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивного образования.

В конференции приняли участие представители органов власти в сфере образования, специалисты, развивающие теорию и практику инклюзивного образования в России и за рубежом: руководители образовательных организаций и педагоги, эксперты, ученые, научные сотрудники и преподаватели учреждений среднего профессионального и высшего образования, студенты, аспиранты и магистранты; представители общественных организаций, родители, решающие проблемы социальной, культурной и образовательной инклюзии.

Направления работы конференции:

  • Преемственность образовательных технологий и инклюзивных практик на всех уровнях общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования.
  • Непрерывность психолого-педагогического сопровождения как условие качества инклюзивного процесса.
  • Социокультурная адаптация, профориентация и трудоустройство.
  • Профессиональная подготовка и взаимодействие педагогов в условиях инклюзии.
  • Дистанционное обучение в инклюзивном образовании, преемственность технологий.
  • Межведомственное взаимодействие в реализации непрерывного инклюзивного процесса.
  • Непрерывность сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  • Общественные организации в развитии социальной, культурной и образовательной инклюзии.

В каждом тематическом направлении были представлены теоретические основы, результаты исследований, практический опыт. Для организации конференции и взаимодействия участников предлагались пленарные доклады, секционные обсуждения, стендовые доклады, панельные дискуссии, круглые столы.

В рамках конференции была организованна тематическая выставочная экспозиция производителей и дистрибьюторов оборудования и методической литературы по работе с детьми с ОВЗ.

Лекцию по теме «Тьютерство как ресурс инклюзивного образования» провела Ковалева Татьяна Михайловна, доктора педагогических наук, руководитель кафедры индивидуализации и тьюторства Московского городского педагогического университета, президент Межрегиональной тьютерской ассоциации.

В процессе лекции были рассмотрены понятия «инклюзия», автор использовал определение «…процесс вовлечения людей в социально одобряемую деятельность, т.е. такую деятельность, которая обеспечивает, с одной стороны, права, а, с другой, — социальную активность» (В.Р. Шмидт).

В свете этой проблемы Ковалева Т.М. раскрыла актуальный вопрос максимальной адаптации детей с ОВЗ в условия современной общеобразовательной школы. И не просто адаптации, а полного вовлечении и включения особого ребенка в школьную жизнь. Таким образом одной из центральных фигур в процессе инклюзии становится педагог, однако стоит отметить, что не только в общественном сознании, но и в профессиональном педагогическом мышлении ценности инклюзивного образования пока не стали доминирующими. Поэтому, на современном этапе развития общества актуальное значение приобретают личностные формы качеств самого педагога, его ценностные ориентиры. А если педагогу самому трудно принять ребенка с ОВЗ, понять его потребности, его нужды и чаяния, здесь на первый план выступает фигура тьютора.

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ, обучающихся и студентов, а также сопровождение процесса индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как такового не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения такие как Царскосельский лицей, примеры наставничества в воспитании царских особ. Широкого распространения тьютоское сопровождение в России не получило. Только в конце ХХ века отечественная педагогика стала проявлять большой интерес к тьюторскому сопровождению образовательного интереса обучающихся.

Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути. Для создания ресурсной карты тьютор использует все имеющиеся возможности окружающей социальной, и культурной среды, руководствуясь основными принципами полноты тьюторского действия: антропологическим, социальным, культурным. И если преподаватель или учитель являются прежде всего трансляторами знаний, то тьютор является помощником для обучающегося в эффективном усвоении этих знаний.

В настоящее время в России определены должностные обязанности тьютора общего образования. Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010 г.).

Тьютор в инклюзивном образовании представлен как специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, детского сада. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства.

Итогом лекции явилось суждение о том, что в условиях открытого образовательного пространства тьютор в условиях инклюзии становится держателем культурных основ и традиций тьюторства, которые сформировались еще в средневековой Англии.

Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду. Тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.

Далее прошла панельная дискуссия по теме «Возможна ли индивидуализация в массовом образовании?».

Основной целью панельной дискуссии стали попытки объяснить культуру индивидуализации образования.

Поиск оптимальных подходов к организации эффективной образовательной, коррекционной, воспитательной помощи детям с ОВЗ стала темой дискуссионной панели, где каждый дискутант представил своя мнение о возможности индивидуализации образовательной среды.

Индивидуализация — это участие ребенка в группе и оценка собственного ресурса, не потеря своего индивидуального мира. Все дети разные и у каждого есть свое внутреннее содержание.

Участники дискуссионной панели услышали о том, что:

  • отличии принципа индивидуализации обучения и индивидуального подхода,
  • выбор на право ученика формировать свое содержание образование, адекватное его структуре личности,
  • даны понятия индивидуализации, субъективности и субъекта.

Особое внимание было уделено индивидуализации в образовательном процессе в части построения индивидуальных образовательных программ. Индивидуальная образовательная программа не может опираться только на субъектность. Каждое образовательное учреждение должно переходить на индивидуальную образовательную программу, которая должна включать помимо учебной деятельности, субъективность каждого ученика. Процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.

Индивидуализация — новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика — он становится субъектом, а не объектом образования. Особую роль, по мнению дискутантов, в педагогическом коллективе должен играть принцип индивидуализации, что дает возможность ввести тьторское сопровождение.

Для такого образования введение только позиции тьютора является явно недостаточным — нужна новая организация всего образовательного процесса — он должен быть организован, как процесс предоставления ребенку разных образовательных возможностей, и организация выбора ребенком из разных предложений своего индивидуального направления образования и способа его получения — взрослый становится для ребенка организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения. Назвать такого взрослого можно и учителем и тьютором — в любом случае это требует иного профессионализма от педагога, чем тот, который есть сейчас.

Практико-ориентированный семинар по теме «Технологии работы с детьми с множественными нарушениями развития в учреждении дополнительного образования» на базе ГБОУ ДО Центр детского творчества «Строгино».

В рамках семинара участники ознакомились с опытом работы подразделения социально-творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Круг» который представила его руководитель Попова Наталья Тимофеевна. Опыт работы в партнерских проектах с учреждениями культуры по направлению «Реабилитационные аспекты культурно-динамического подхода в системе помощи детям с нарушениями развития».

В подразделении социокультурной реабилитации работает 11 педагогов дополнительного образования и реализуется около 30 программ, в том числе инклюзивные, специальные (для детей с ОВЗ), а также программы, с участием родителей.

В «Круге» на регулярной основе занимаются более 100 детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет, а также молодые люди старше 18 лет. Из них около 80% имеют ограниченные возможности здоровья: интеллектуальные нарушения, проблемы психического развития и эмоционально-волевой сферы, соматические заболевания, нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, нарушения слуха.

Основная цель деятельности является содействие интеграции детей и молодежи с ОВЗ и их семей в культуру и общество. Все программы имеют социально-педагогическую направленность и служат созданию развивающей социокультурной среды, которая способствует формированию внутренних механизмов самоорганизации рефлексивного типа поведения ребенка в процессе разнообразной творческой деятельности. Разнообразие программ позволяет включать ребенка с ОВЗ в образовательное пространство, исходя из его актуального уровня развития, его предпочтений и пожеланий родителей.

Участники посетили занятия дополнительного образования «Древо ремесел», что позволило ознакомится с моделью социокультурной реабилитации в учреждениях дополнительного образования представленной Верховская Марина Александровна, педагогом ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино».

Фактором успешного завершения обучения по программе, как правило, является возможность перехода ребенка к следующей программе или блоку программ. Так, освоив блок программ «Занятия для детей с ОВЗ «Карусель» (Театрализованная игра), «Занятия для детей с ОВЗ «Карусель» (Игра в песочнице), «Занятия для детей с ОВЗ „Карусель“ (Музыкальные занятия), ребенок с ОВЗ может быть включен в групповые занятия по программам, где осваиваются социальные формы взаимодействия: „Комплексная программа занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья“, „Комплексная программа занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ. Развивающие игры“, Творческие занятия „Общение в движении“. В качестве следующего этапа возможно участие в программах „День пребывания“ (основы коммуникативных и социально-бытовых представлений, знакомство с окружающим миром); „Особая школа“ (для детей с ОВЗ), „Архаичный театр“. Возможно участие в инклюзивных программах, в которых занимаются дети с ОВЗ и их здоровые сверстники: „Кукольный сундучок“, Реабилитационный цикл „Круг I“, интегрированная театральная студия», «Музыкальное развитие», «Азбука пластического выражения», «Язык музыки». Занятия успешно дополняются занятиями в одной или нескольких мастерских. Но перечисленные программы могут стать и началом индивидуального образовательного маршрута, исходя из актуальных потребностей ребенка, уровня его развития.

Завершающим стал мастер-класс с участием обучающихся по программе: «Интегрированная театральная студия «Круг». Демонстрация базовых технологий Поповой Натальей Тимофеевной, руководителя структурного подразделения, педагога ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино».

Театр с участием юных актеров с ОВЗ — самобытное явление. И он должен искать собственные пути, а не имитировать привычные для современной культуры образцы театрального творчества. Как это ни парадоксально звучит, особый театр — это не театр ограничений, а театр возможностей, — ведя поиск дополнительных возможностей актеров, режиссер такого театра, его педагоги, по сути, ведут работу с резервами человеческого тела, психики, интеллекта. Такой театр возвращает нас к истокам театральной культуры, помогая вновь обрести забытые ценности, способствует обновлению современной культуры

Данная программа показала, что в результате внутренней связанности содержания всех программ и их преемственности, возможно непрерывное совершенствование навыков и умений в различных творческих мастерских или в театральных студиях.

Мероприятие посетила Водяницкая Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, методист Отдела профессионального развития кадров УДОП ГБПОУ «Воробьевы горы».

Добавить комментарий

Войти с помощью: