Организация проектной деятельности в инклюзивной школе
В статье представлен опыт организации проектной деятельности в инклюзивной школе. Программа курса имеет экологическую направленность и реализовывается в соответствии с рекомендациями для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и созданием специальных условий обучения. В процессе реализации проектов участники команды стали призёрами и победителями городского конкурса научно-технического творчества. Статья может быть использована в практике работы методистов и педагогов дополнительного образования детей образовательных организаций.
Назарьев Р.С., учитель,
Демьянова-Назарьева Г.В., педагог-психолог
Государственное казённое образовательное учреждение «Центр инклюзивного образования «Южный», г. Москва
e-mail: rsnazarev@mail.ru
Согласно заявлениям ЮНЕСКО, обеспечение каждого равными возможностями для достижения прогресса в обучении продолжает оставаться проблемой во всем мире. Организация считает необходимым внедрение систем инклюзивного образования, которые устраняют барьеры, ограничивающие участие и мешающие успеху всех учащихся, принимают во внимание разные потребности, способности и особенности и ликвидируют все формы дискриминации в учебной среде. [5]
Развитие инклюзии в России поддерживается государством. Согласно федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в общеобразовательной школе могут обучаются дети различных нозологий. Для них, согласно рекомендациям Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) региона, создаются специальные условия обучения. В соответствии со статьёй 79 федерального закона № 273 обучающиеся обеспечиваются учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения, для них создаётся «доступная среда». Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут испытывать трудности с освоением основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В этом случае, им предоставляются услуги психолога, логопеда, дефектолога, тьютора и ассистента. [4]
Важнейшая задача образовательной организации – использование потенциала ребенка, с целью его самореализации в учебном процессе, профессиональной и личной сфере. Детей с ограниченными возможностями здоровья становиться больше с каждым годом [1]. Обучающиеся с соответствующими рекомендациями ЦПМПК есть, наверное, в каждой школе Москвы. И все больше родителей используют право на обучение ребенка в близлежащей школе, с созданием необходимой коррекционно-развивающей среды. Для каждой школы и всего образовательного комплекса города становится актуальной проблема организации инклюзивного образования.
Инклюзия предусматривает адаптацию, под нужды ребенка с ОВЗ, учебного заведения, преподавателей, учебных программ и т. д. Основная цель инклюзии – максимальная реализация возможностей ребенка для его самореализации как в учебном процессе, так и в профессиональной и личной сфере. Важно учитывать такие особенности обучающихся с ОВЗ, как быстрая истощаемость, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, проблемы с памятью, низкая работоспособность, бедный словарный запас, замедленное восприятие и др. [3] Тем не менее, коррекционные специалисты убеждены, что дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостаточным уровнем интеллектуального развития, могут быть успешными обучаясь среди нормотипичных сверстников.
Рассмотрим организацию курса проектной деятельности в инклюзивном классе ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» г. Москвы.
Одним из перспективных методов, направленных на индивидуальное развитие личности обучающихся с ОВЗ, на формирование умения ставить и решать задачи, с целью разрешения возникающих проблем, является технология проектной деятельности. Она позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, для решения одной проблемы, и применять их на практике. Это, в конечном итоге, формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. Данный вид деятельности может стать важным шагом в профессиональной ориентации ребёнка. Проектная деятельность экологической направленности позволяет не только сформировать багаж профильных знаний, но и сформировать навыки бережного и ответственного отношения к природе. [2]
Курс «Проектная деятельность» начал реализовываться в 2020-2021 учебном году, как важный элемент экологического образования и воспитания. Основными целями курса заявлены – создание детьми с ОВЗ качественного проекта и воспитание ответственного отношения к природе. Курс разрабатывался как часть естественно-научного образовательного блока, с акцентом на изучение природы Земли. Особое внимание уделялось экологической повестке, как важному элементу экологического воспитания. Программа курса изначально формировалась с учетом возможности введения дистанционного образования.
Работа была организована в технологическом взаимодействии родителей, учителей и коррекционных специалистов –тьютора, психологов, логопедов и дефектологов. Необходимо отметить, что значительная часть участников курса испытывает значительные трудности в обучении. Большая часть детей класса учатся по адаптированным основным образовательным программам (АООП). Это в том числе программы для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Данным нозологиям свойственно снижение интеллектуальных возможностей, что значительно ограничивает возможности ребят по проведению научно-исследовательских работ. Поэтому, было принято решение сконцентрироваться на работах творческого характера.
Участникам курса было предложено подготовить проект для участия в номинации «Социальный мультимедийный проект» темы «Водосбережение» конкурса «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2021». Данное мероприятие организовано в рамках Городского фестиваля научно-технического творчества молодёжи «Образование. Наука. Производство» и Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче Министерства энергетики России.
Команда должна была разработать видеоролик на выбранную тему «Водосбережение». Предполагалось его дальнейшее практическое использование на уроках, классных часах и во внеклассной работе. В видеоролике участники должны рассказать зрителям об экономии воды в понятной и интересной форме. Каждый ребёнок должен дать стихотворную рекомендацию по экономии воды, сопровождая выступление юмористическим коллажем на соответствующую тему.
Этапы работы команды проекта:
1. Составление списка рекомендаций;
2. Создание коллажей;
3. Написание рекомендаций в стихотворной форме;
4. Запись выступлений участников команды;
5. Создание и представление итогового видеопроекта.
В работе над проектом учитывались рекомендации психологов, логопедов и дефектологов. Тьютор класса адаптировала материал нуждающимся в этом обучающимся, участвовала в процессе организации учебного процесса, помогала преодолевать затруднения у детей и т. п.
Перечень советов по водосбережению был составлен обучающимися на основе личного опыта и с использованием поиска в интернете. Всего было отобрано 12 советов, по количеству выступающих.
При разработке коллажей, обучающиеся, при участии учителя и тьютора, придумывали юмористические ситуации, по теме экономии воды. Стихосложение было поручено руководителю проекта. Содержание рифмованного совета соответствовало по смыслу коллажу. Детям распечатали и доставили листы с коллажами. На видеозаписи дети демонстрировали их и рассказывали стихотворение про экономию воды. Каждый родитель записывал выступление своего ребёнка на камеру. Этот этап пришелся на период дистанционного обучения, поэтому выполнялся дома.
Итоговый видеопроект был сформирован руководителем из 13 видеофрагментов, которые тьютор переслал от учеников. Одна участница озвучила заставку, неговорящий ребёнок стал лицом проекта и был размещён на обложке. Один ребёнок отказался от участия в проекте изначально. Проекту дали название «Берегите воду».
В выбранном конкурсе проект «Берегите воду» стал призёром. Этот результат можно оценить как достойный, учитывая особенности большей части обучающихся нашей команды, и то, что это было их первое участие в конкурсе такого уровня.
В результате реализации основного проекта курса:
– дети узнали и вспомнили, где мы используем воду, как её экономить, зачем это нужно, как загрязнение воды влияет на природу;
– ребята познакомились с техническими устройствами, бытовыми приборами, новыми профессиями, основами финансовой грамотности, поработали с образами, словами, искали информацию в сети интернет;
– школьники выступили на публике, достигли высокого результата, получили призы и награды, с удовольствием включились в новый экологический проект;
– ребята зарегистрированы в Государственном информационном ресурсе детей и молодёжи, проявивших выдающиеся способности.
В 2021-2022 учебном году эта же команда продолжила развивать тему сбережения ресурсов, видеороликом «Берегите электроэнергию». Данный проект стал победителем конкурса «Ресурсосбережение: инновации и таланты – 2022», а его участники внесены в Государственный информационный ресурс одарённых детей и молодёжи.
Задачу по организации проектной деятельности в инклюзивной школе можно считать достигнутой. Об этом свидетельствуют призовые места участников курса в 2020-2021 уч. г., статус победителей в 2021-2022 уч. г. и включение участников проекта в число детей, проявивших выдающиеся способности. Данный опыт может быть адаптирован для использования любыми образовательными учреждениями реализующих инклюзивное обучение.
Можно сделать вывод, что, для достижения высоких образовательных результатов обучающихся инклюзивного учебного заведения, необходимо учитывать потенциал и особенности каждого конкретного ребёнка, и обеспечить организацию продуктивного взаимодействия коррекционных специалистов, учителей и родителей в рамках инклюзивного педагогического процесса.
Список литературы
1. В России выросло число детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, 30 апреля – РИА Новости // Сайт РИА Новости. – URL: https://ria.ru/20210430/deti-1730713092.html (дата обращения: 20.05.2022)
2. Ершова Л.О. Метод проектов в работе с детьми с ОВЗ // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016026065 (дата обращения: 09.05.2022).
3. Курмышова О.А. Особенности развития познавательной сферы обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной школы // Символ науки. 2016. №9-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-sfery-obuchayuschihsya-s-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnoy-shkoly (дата обращения: 25.05.2022).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.05.2022).
5. ЮНЕСКО. Инклюзивное образование. – URL: https://ru.unesco.org/themes/inklyuzivnoe-obrazovanie (дата обращения: 19.05.2022).