Взаимодействие социальных институтов и школы как способ повышения эффективности системы профильного обучения

В статье рассказывается о проекте «Школа – вуз – предприятие», который помогает заложить основы лидерства, целеустремленности, мотивации.  

Школа – важнейший социальный институт, профессионально осуществляющий воспитание детей, организующий центр совместной деятельности разного рода образовательных учреждений, семьи, общественности и бизнес-сообщества.

В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года определено 6 приоритетов, один из которых – развитие социально-педагогического партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса.

В докладе Международной комиссии по образованию для 21 века поставлены задачи:

  • научить жить вместе;
  • научить приобретать знания;
  • научить работать;
  • научить жить.

Достижение этих целей предполагает объединение усилий с другими социальными институтами. Многие проекты на ступени профильного обучения осуществляются совместно с учреждениями дополнительного образования, детскими и молодежными объединениями, учреждениями культуры, досуга и спорта, учреждениями высшего и среднего профессионального образования. С 2006 года школа активно сотрудничает с ООО «РН–Пурнефтегаз» и, используя ресурсы предприятия (материальные, финансовые и кадровые), решает задачи развития личности подростка.

Подготовка к самостоятельной жизни подростков приобретает новые признаки: развитие индивидуальности, профориентация, самообразование, выявление и развитие способностей. Для реализации современных вызовов в школе создано открытое образовательное пространство, налажено взаимодействие с вузами, образовательными организациями. Школа–партнер Высшей школы экономики, сотрудничает со Всероссийской школой юных математиков «Пифагор», использует образовательный портал издательства «Академкнига», платформу «Я-класс», систему «Мобильная Электронная Школа».

Проект «Центр управления карьерами», созданный по инициативе ООО «РН–Пурнефтегаз», является образовательным брендом Ямала. Это институт, помогающий обучающимся определить свой дальнейший образовательный маршрут и профессиональную сферу. Здесь дети приобретают опыт, пробуют себя в разных профессиях, учатся коммуникации и рациональному использованию времени. Наиболее эффективны профессиональные пробы в ООО «РН-Пурнефтегаз». Благодаря совместной работе с Обществом более 65 процентов учащихся выбирают технические вузы.

Проекту «Школа – вуз – предприятие», который реализует НК «Роснефть» на базе школы № 4 г. Губкинский, 10 лет. За это время 22 выпускника школы трудоустроились на предприятия Компании после окончания профильных вузов, студенты обучаются на целевых местах, в будущем они планируют вернуться в Губкинский. По проценту поступивших выпускников в профильные вузы школа входит в первую десятку рейтинга НК «Роснефть». Организовано взаимодействие с Центром довузовской подготовки РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в Москве, Санкт-Петербургским горным университетом, Тюменским индустриальным и Уфимским нефтегазовым университетами. Это способствует созданию конкурентной среды, формирует у ребят мотивацию к хорошей учебе, при этом воспитание происходит на примерах успешных молодых специалистов и руководителей ООО «РН-Пурнефтегаз». Проект по организации довузовской подготовки учащихся в «Роснефть-классах» помогает заложить основы лидерства, целеустремленности, мотивации. Администрация ООО «РН-Пурнефтегаз» поставила задачу: увеличить процент поступивших в профильные вузы, снизить уровень опеки учащихся, так как «Самостояние – основа величия человека», как сказал великий А.С. Пушкин.

 Для решения задачи и ответа на вызовы современной жизни сотрудничество «Пурнефтегаза» и школы № 4 выходит на новые формы работы:

  • участие учащихся «Роснефть-классов» в научно-практических конференциях молодых специалистов Общества;
  • выездные сессии преподавателей РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина г. Москвы;
  • поездки учащихся в нефтегазовые вузы страны для участия в Днях открытых дверей, тема которых «Инновации в инженерном образовании», «Будущее нефтяной промышленности»;
  • участие в деловых и ролевых играх, тренингах на командообразование и формирование у школьников корпоративного духа;
  • участие в каникулярных школах для одаренных детей;
  • использование различных форм дистанционного обучения на разных образовательных порталах и платформах, обучение в заочной физико-математической школе при МФТИ;
  • совместная работа учащихся и молодых специалистов Общества в лаборатории робототехники;
  • участие в различных конкурсах и олимпиадах, соревнованиях по робототехнике (Всероссийский фестиваль при МГУ «Робофест», региональные соревнования по робототехнике и легоконструированию);
  • создание рабочей группы из учителей школы и преподавателей РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина с целью анализа вузовских программ за 1 курс по математике и физике и включения тем в школьные программы для углубленного изучения;
  • проведение деловой игры «Старт в будущее» с целью привлечения учащихся в «Роснефть-класс», по итогам которой выдаются буклеты о «Роснефть-классе»;
  • организация профориентационных мероприятий в школах города «Знакомство с профессией «Нефтяник», День открытых дверей в «Роснефть-классе» для родителей и учащихся 8 и 9 классов, в которых участвуют выпускники «Роснефть-класса», молодые специалисты ООО «РН-Пурнефтегаз»;
  • оценочные мероприятия для учащихся и собеседование.

Все мероприятия освещаются в СМИ. Опыт совместной работы в проекте транслировался на российском телевизионном канале «Россия 24», в Федеральном справочнике «Образование в России». Модель взаимодействия ООО «РН-Пурнефтегаз» и школы взята за основу при открытии других корпоративных классов на Ямале.

Результатом взаимодействия стало повышение процента выпускников, закончивших среднюю школу с медалью или на хорошие и отличные оценки, рост среднего и максимального балла по профильным предметам в итоговой аттестации в форме ЕГЭ, увеличение количества выпускников, поступивших в вузы в соответствии с профилем обучения.

Для получения результата важен позитивный психологический климат в коллективе и правильно выстроенная коммуникация школы и бизнес-сообщества. Чем больше креативных, квалифицированных учителей в школе, тем выше качество образования.

Объединяя усилия школы и бизнес-сообщества, расширяя образовательное пространство школы, используя все ресурсы для развития личности ребенка, можно воспитать мобильного и ответственного выпускника, который в будущем будет успешным! Слова благодарности ООО «РН-Пурнефтегаз» за сотрудничество, эффективную работу, финансирование проекта. Предоставление целевых мест для обучения в профильных вузах поможет решить проблему возвращения молодых специалистов на Ямал.

Полякова Тамара Юрьевна,
директор МАОУ «СОШ №4»
заслуженный учитель РФ,
заслуженный работник образования ЯНАО
г. Губкинский ЯНАО

Добавить комментарий

Войти с помощью: