Дополнительная общеразвивающая программа «Игранчики» базового и углубленного уровней (развитие детей средствами русского фольклора)»

Авторами представлены две программы (базового и углубленного уровней) из триединого комплекса дополнительных общеразвивающих программ, разработанных автором под общим брендом «Игранчики» для одноименного детско-юношеского фольклорного ансамбля:

  • «Игранчики-1» (развитие детей средствами русского фольклора: введение) – игровая программа ознакомительного уровня;
  • «Игранчики-2» (развитие детей средствами русского фольклора: основы) – программа базового уровня;
  • «Игранчики-3» (развитие детей средствами русского фольклора: специализация) – программа углубленного уровня.

Обе программы по своему содержанию соответствуют современной социокультурной ситуации, актуализировавшей задачу формирования у подрастающего поколения национальной идентичности, связанной с пониманием своей принадлежности к определённой нации, стране, культурному пространству. Они отражают общую современную тенденцию возрождения интереса к русской традиционной народной культуре во всех её проявлениях. Фольклор для изучающих его детей может стать тем связующим звеном, которое не позволяет рассыпаться социальным связям между разными поколениями. Систематические занятия фольклором способствуют закреплению и передаче тех ценностей, которые были актуальны у народа на протяжении веков и которые актуальны и сегодня.

Конкурсные программы базового и углубленного уровней тесно взаимосвязаны: «базовая» предшествует «углубленной» создавая исходную основу для последующего, более детального «погружения» детей в мир русского фольклора. Тандем этих программ создает возможность поэтапного движения учащихся от постижения его основ к приобретению устойчивых умений и навыков ансамблевого и сольного исполнения народных песен в сочетании с народно-сценической хореографией. Тем самым реализуется идея преемственности в изучении фольклора в рамках дополнительного образования, вплоть до возможности профессионального самоопределения учащихся и ориентации на поступление в музыкальный колледж. В то же время каждая из программ может реализоваться как самостоятельный педагогический продукт, ориентированный на вполне определенные образовательные результаты.

Данные программы отличает особый подход к основному предмету изучения: они позволяют представить детям русский фольклор как целостное явление, занимающее в настоящее время значимое место в отечественной культуре. В этой связи освоение программ проходит комплексно, по принципу «синтеза искусств», одновременно по следующим направлениям («дисциплинам»):

  • вокальное мастерство;
  • ансамблевое многоголосие;
  • элементы русского народного танца;
  • элементы актёрского мастерства;
  • обучение игре на народных инструментах;
  • изучение народного костюма различных областей России;
  • посещение концертов, выставок, музеев, связанных с русской культурой и фольклором;
  • знакомство с народными промыслами;
  • изучение народного календаря.

Программы ориентированы на личностное развитие учащихся — развитие их музыкальных, вокальных, творческих способностей; совершенствование коммуникативных умений, развитие навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности по изучению особенностей фольклора различных областей России; становление важнейших личностных качеств — товарищества, взаимопомощи, ответственности, трудолюбия.

Дополнительная общеразвивающая программа «Игранчики» базового уровня (развитие детей средствами русского фольклора)».

Дополнительная общеразвивающая программа «Игранчики» углубленного уровня (развитие детей средствами русского фольклора)».

Организация: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 199»

Экспертное заключение

на дополнительную общеразвивающую программу «Игранчики»
(развитие детей средствами русского фольклора),
автор-составитель Т.А. Гвайта

Представленная на конкурс программа отличается актуальностью: приобщение к русскому фольклору, безусловно, будет способствовать формированию у обучающихся российской гражданской идентичности, что является одной из самых важных задач современного общего и дополнительного образования. Программа соответствует основным тенденциям развития системы образования, современному социальному заказу.

В ней присутствуют все основные структурные компоненты, общая культура оформления высокая.

Цель, задачи и ожидаемые результаты освоения программы взаимосвязаны, четко согласованы.

Содержание программы отражает высокий профессионализм автора: безупречное владение специальной (характерной для художественной направленности и вокально-хоровой специфики) и педагогической терминологией, знание фольклорных жанров, обрядов, традиций исполнения в разных областях и регионах России.

Программа отличается системностью в построении. Она имеет уровневую структуру, четко выстроенную преемственность содержания, результатов, форм и методик работы базового и углубленного уровней.

Автор тщательно отбирает и описывает все формы работы с обучающимися, виды и формы контроля их образовательных результатов. Единственный недостаток, который нужно отметить, – это обращение автора к десятибалльной шкале, в которой детально прописаны только критерии выставления максимального и минимального баллов.

Экспертируемая программа может быть рекомендована к реализации и использована для трансляции опыта данного педагога, а также для размещения в региональном и федеральном банках лучших образцов образовательной практики.

Фото на превью: http://mith.ru/folk/folk03.htm

Добавить комментарий

Войти с помощью: