Константин Юрьевич Афонин: теперь у каждого школьника есть возможность получить профессиональные навыки и даже профессию!

С 8 по 12 августа в Южно-Сахалинске состоялся финал VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), по итогам которого сборная Москвы заняла первое место. Участники команды завоевали 34 золотых, 18 серебряных и 12 бронзовых медалей. По горячим следам мы решили поговорить с одним из экспертов и директором колледжа – участника Чемпионата – Константином Юрьевичем Афониным.


Краткая справка:

Константин Юрьевич Афонин, директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы “Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26” – 26 КАДР. Один из разработчиков Стратегии развития московского образования до 2025 года.


Материал подготовила:
А.Ю. Свинцицкая,
редактор Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва

– Константин Юрьевич, Вы недавно вернулись из Южно-Сахалинска, где проходил финал VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Расскажите, пожалуйста, с какими результатами, помимо медалей, и с какими эмоциями победители возвращаются домой? Что хотите особо отметить?

– Прежде всего, хочу отметить КТО возвращается. Это ребята-участники. Это эксперты, которые вместе с ребятами были на площадках и участвовали в оценивании по своим компетенциям. В большинстве своем – это мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин. Это тренеры и руководители тех команд, которые готовили ребят к тренировкам, и которые присутствовали в качестве зрителей.

Тот уровень профессионализма, которого достигли ребята, тот уровень вовлеченности в стандарты и технологии оценки WorldSkills, которого достигли мастера и преподаватели, те принципы, которым вынуждены соответствовать образовательные учреждения Москвы для побед на Национальном финале – теперь должны стать нормой для образовательного процесса в части профессиональных навыков в колледжах и школах Москвы.

Эмоции… Они зашкаливают! Конечно, есть ребята, которые хотели золото, а получили серебро, но! Это же победа! Даже простое участие в Национальном финале – это уже большая победа! Поэтому уже в Москву все летели на огромной позитивной волне своего успеха.

– Какие успехи у Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26?

– Обучающиеся колледжа завоевали 5 серебряных медалей и 2 золотых.

– Как у Вас проходит подготовка к Чемпионату? Ребята сами могут выразить желание принять участие или Вы отбираете лучших? Если так, по какому принципу?

– Мы всеми доступными информационными каналами рассказываем студентам и школьникам о смыслах движения и участия в нем. На каких-то профессиях уже есть регулярные внутренние соревнования, на каких-то это происходит через диагностику и отбор желающих. Самый главный критерий – желание быстрого профессионального развития, подкрепленное результатами дела. Тренировки – это же, по сути, программы дополнительного образования, направленные на рост предметных и общих компетенций.

– После того, как колледж стал принимать участие в WorldSkills, образовательные программы как-то изменились? Есть ли какой-то упор в обучении на подготовку к Чемпионату?

– Да! И это главная цель всего движения. В описании образовательных результатов в рабочих программах появились навыки в соответствии с технической документацией мировых соревнований WorldSkills – теперь образовательные программы совершенно точно соответствуют лучшим мировым практикам. Мастера и преподаватели вынуждены соответствовать этому уровню – и они «подтянулись». Материалы, инструменты, оборудование, которые покупает колледж для реализации образовательного процесса, – соответствуют.

– Какие преимущества для ребят дает участие в Чемпионате?

– Я считаю, что главное преимущество – это «прокачка» через ажиотаж соревновательного режима своих навыков и способностей. Ну и благодаря тому, что система оценки единая для всех уровней, у ребят есть возможность сравнить свой уровень с мировым.

Стоит отметить, что у каждого студента есть возможность оценить себя относительно мировых стандартов на выпуске. Студенты московского образования сдают «Демонстрационные экзамены по стандартам WS». По тем же самым правилам.

– В рамках Чемпионата проходила деловая программа, в частности сессия «Future skills и НТИ». Future skills – относительно новое направление и одна из приоритетных инициатив движения «Молодые профессионалы». Вы были в числе спикеров, расскажите, пожалуйста, что такое Future skills и в чем его суть?

Справка:
Основные треки FutureSkills нацелены на проектирование новых компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики; выявление трансформирующихся компетенций и проектирование путей их трансформации; работу с уходящими компетенциями: поиск «гавани» для «лишних» людей, которые рискуют в будущем быть вытесненными из профессии.

Сейчас сильно меняются технологии и состав профессий. В Future Skills присутствуют те профессии, которые будут переживать бум потребности в кадрах будущего. Future Skills нацелен на предотвращение этого дефицита, на то, чтобы ребята смогли заниматься интересным и современным делом.

– С 2017 года в колледже проходит обучение технологиям BIM-проектирования, это один из блоков профессий будущего. Что это за направление? Чему обучаете детей? Какой профессией они будут владеть в будущем? Это единственная программа из блока профессий будущего, который реализует колледж?

Это единственная программа, которую мы сейчас обозначили как ожидающую лавинообразный рост. А вообще в колледже нет ни одной профессии, где выпускники могли бы оказаться невостребованными в ближайшее время.

Про BIM – Building information model – информационные модели зданий. Представляется профессиями: BIM-проектировщик, BIM-менеджер, BIM-администратор. Это не новые профессии, BIM – это новая форма реализации профессий сектора строительства и эксплуатации недвижимости и городской инфраструктуры. Но изменения нужны в профессии и способы обучения надо вводить кардинальные. И мы это сейчас делаем.

– Поделитесь, пожалуйста, планами на будущее. Какие проекты запускаются с нового учебного года в колледже? Чем будете удивлять и что реализовывать?

– Будем реализовывать те изменения, которые намечены в Стратегии развития московского образования до 2025 года. Обратите внимание на изменения всего профтеха Москвы! Теперь у каждого школьника есть возможность получить профессиональные навыки и даже профессию!

Так, например, отвечая на вопросы профориентационного тестирования на сайте profsreda.ru, можно составить свой контур профессиональных интересов. Приняв участие в проекте «Профессиональная среда» и «Субботы московского школьника» – можно сопоставить свой интерес со способностями, попробовав интересный вид деятельности. На уроках технологии в колледжах и на коротких программах дополнительного образования можно освоить навыки, а на проекте «Профессиональное обучение без границ» можно даже получить свидетельство о профессии. Каждому!

Да! И еще! WS теперь доступен и школьникам с 14 лет! Все те же компетенции, что и для взрослых – теперь на Национальном финале!

– Константин Юрьевич, спасибо за интервью! Желаем Вам успехов в новом учебном году, новых достижений и побед!

Добавить комментарий

Войти с помощью: