Дополнительное образование детей – старт в профессию

В содержании статьи демонстрируется опыт реализации на базе учреждения дополнительного образования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Формула успеха» как необходимого условия старта в освоении будущей профессии. Автор делает вывод о том, что программа эффективна в реализации психолого-педагогической поддержки детей.

И.В. Кормишева,
педагог-психолог, руководитель РМО учителей
по профориентационной подготовке учащихся,
лауреат премии города Нижнего Новгорода,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр профориентационного развития»,
г. Нижний Новгород

Дополнительное образование детей – это уникальное педагогическое явление, которое, с одной стороны, имеет многолетнюю историю, а с другой – является постоянно обновляемой сферой российского образования. Различные формы внешкольного образования детей начали возникать в России еще в XVIII веке (литературный кружок А.П. Сумарокова, 1756 г.). В 1918 году внешкольная работа (дополнительное образование) обрела статус государственной, в 1992 году Законом РФ «Об образовании» впервые дополнительное образование было официально включено в образовательную систему Российской Федерации. Развитие личности ребенка, формирование у него ответственности, солидарности, товарищества – основная задача внешкольных учреждений начала ХХ века, у истоков которых стояли С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатов, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель [1].

Сегодня дополнительное образование, сохраняя исторически сложившиеся характеристики и приоритеты, создает условия для свободного выбора детьми программы и педагога; для достижения успеха каждым обучающимся, признавая при этом его право на пробы и ошибки; для организации коллективной и индивидуальной познавательной и творческой деятельности каждого ребенка.  Технология личностно-ориентированного обучения, составляющая методическую основу дополнительного образования, позволяет пролонгировать возможности добровольного выбора не только содержания изучаемого предмета, но и темпов его освоения.

Дополнительное образование, являясь важной частью процесса общего образования личности, сохраняет свою привлекательность за счет особого социально-педагогического потенциала  [2].  Миссия дополнительного образования – обеспечение позитивной социализации и самореализации детей в условиях современных социальных преобразований, организация их профессиональной ориентации.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр профориентационного развития» Нижнего Новгорода – многопрофильное учреждение. Образовательная программа «Центра профориентационного развития» (далее – Центр) включает разные направления деятельности, реализуемые соответствующими объединениями, из которых ребенок может выбрать наиболее ему интересные. 

Оптимизации процесса выбора детьми направления деятельности в нашем учреждении способствует система психолого-педагогической диагностики, ориентированная на определение специальных интересов детей и их способностей. Психолого-педагогическая диагностика представляет собой целый комплекс методик и процедур, включающий:

  • профориентационную диагностику;
  • определение области интересов вновь поступающего ребенка;
  • тестирование уровня развития его специальных способностей;
  • выявление возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих/препятствующих их включению в различные виды деятельности;
  • диагностику уровня внутригрупповой дифференциации обучающихся для разделения их по уровням познавательного интереса;
  • ежегодный опрос учащихся, педагогов, родителей.

Старшеклассники ежегодно проходят в Центре обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Формула успеха» (далее – Программа). Срок реализации программы: 2 года – 288 часов [3]. Программа адресована подросткам от 13 до 18 лет и формируется с учетом их психолого-педагогических особенностей.

Программа первого года обучения направлена на содействие личностному росту старшеклассников и включает в себя: обучение эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях; повышение эффективности подготовки к экзаменам; освоение техник саморегуляции; повышение навыков сопротивляемости стрессу; развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.

Программа второго года обучения направлена на развитие у учащихся мотивации к профессиональному самоопределению и формирование готовности к предварительному профессиональному выбору.  Особое место в программе отводится формированию у обучающихся потребности в накоплении профессионально-психологических компетенций и «надпрофессиональных» навыков как основы комплексного подхода к осуществлению процесса профессиональной самореализации. Программа нацелена не на окончательный выбор профессии, а на умение самостоятельно совершить профессиональный выбор, принять решение и спланировать образовательно-профессиональную траекторию. 

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она способствует социализации и профессиональному самоопределению обучающихся через формирование системы знаний, представлений о себе, о собственных ресурсах, возможностях и способностях, представлений о рынке образовательных услуг, а также активизации личностной позиции обучающихся в ситуации профессионального выбора. 

Кроме того, «Формула успеха» – это программа-навигатор в мир педагогики и психологии. Обучение по программе не только помогает старшеклассникам понять себя, свою уникальность, стать успешными во взаимодействии с людьми разного возраста, но и зачастую становится отправной точкой в выборе выпускниками психолого-педагогических профессий [4, с.5]. 

Индивидуальный подход в освоении Программы осуществляется не со стороны педагога, а со стороны самих обучающихся. Он позволяет им проявлять те качества и личностные характеристики, которые не раскрываются в контактах со взрослыми.

Программа вариативна при выборе площадок для реализации: 

  • на базе учреждений дополнительного образования; 
  • в общеобразовательных организациях в рамках внеклассной работы (система классных часов и внеклассных мероприятий) и факультатива;
  • в коррекционных школах, детских домах и интернатах.

В рамках реализации Программы возможно применение дистанционных технологий в разных формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий и практик.

Реализуется программа с 2019 года по настоящее время. За период  2019–2022 гг. обучение прошли 147 обучающихся 7–11 классов, 14 человек из которых совершили осознанный выбор в пользу психолого-педагогических профессий. Практическая деятельность в рамках психолого-педагогической пробы показала себя эффективным способом формирования социального партнерства в системе «Школа – дополнительное образование – профессиональное образовательное учреждение».  

Опыт реализации показал эффективность Программы в обеспечении обучающихся необходимыми условиями для личностного развития, профессионального самоопределения и в подготовке выпускников школ к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Очень важно, чтобы у любого ребенка была своя территория успеха. Такую территорию во многом обеспечивает система дополнительного образования детей.

Список источников:

  1. Пикина А.Л. Дополнительное образование детей: история и современность. – URL: https://studme.org/246928/pedagogika/
    zarozhdenie_sistemy_vneshkolnogo_vospitaniya_dorevolyutsionnyy_period_konets_xviii_nachalo
    (дата обращения: 26.07.2023).
  2. Мельникова Г.Т. Дополнительное образование детей: актуальные проблемы и пути решения.  Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина РФ, г. Нижний Новгород, 2016 г. – URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/dopolnitelnoe-obrazovanie-
    detej-aktualnye-problemy-i-puti-resheniya.html
    (дата обращения: 26.07.2023).
  3. Кормишева И.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Формула успеха». – URL:
    https://maudo-cpr.ru/doc/Формула%20успеха.pdf (дата обращения: 26.07.2023).
  4. Основы педагогики и психологии: 10–11-е классы: Учебное пособие. В 2 частях / Басюк В.С., Казакова Е.И., Брель Е.Ю. [и др.]. Москва: Просвещение, 2023. – Ч. 1. – 239 с. 

Добавить комментарий

Войти с помощью: