Не детская тема!

В статье автор рассказывает об особенностях музея истории ГУЛАГа, о формах работы с подростками и педагогами при помощи диалога со специалистами, подлинными документами, экспонатами (экскурсии, интересные проекты, исследования, встречи), об организации методических мероприятий по музейной педагогике и формам взаимодействия с музеем.

К.А. Андреев,
Лауреат конкурса «Педагог года Москвы -2013»,
победитель всероссийских педагогических конкурсов,
руководитель образовательного центра
Государственного музея истории ГУЛАГа


Краткая справка:

Государственный музей истории ГУЛАГа – один из успешных российских музеев, который считает школьников основными посетителями и участниками своих выставок, программ и проектов.

В 2018 году Музей стал лучшим Музеем страны, получив Гран-При Международного фестиваля «Интермузей», а кукольный спектакль Музея завоевал Национальную театральную премию «Золотая маска».

Осенью 2018 года Музей открывает новую экспозицию, которая должна стать основой для разговора на сложные исторические темы со старшеклассниками.


Каждый раз, когда школьники приходят в музей, невольно начинаешь думать, что они возьмут с собой из музея, с какими мыслями уйдут. Для того, чтобы общение с музеем обогащало ребят ценностями и смыслами; размышлениями и последействием, сотрудники музея стремятся наладить прямой и откровенный диалог. Где как ни в Музее истории ГУЛАГа говорить откровенно и свободно!?

И можно было бы написать, что всегда этот диалог получается, но это будет неправдой. Дело все в том, что в музей приходят абсолютно разные группы, школьники, педагоги, к которым один общий «алгоритм» примерить не получается. Но музей учится вместе со своими гостями.

Кто-то попадает в музей случайно, кто-то с серьезной подготовкой. Кого-то привел педагог-организатор в рамках плана воспитательной работы; а других учитель, который уже познакомил своих учащихся с темой массовых репрессий во время изучения литературных произведений XX века. Некоторые подростки планируют поступать на исторические факультеты, а другие прекрасно себя чувствуют, получая специальность автослесаря в колледже.

И к каждому из них нужно найти свой подход, который не должен изобиловать высокомерием, менторством, пренебрежением, сухостью и безразличием. Подход этот основан на взаимоуважении и понимании того, что Человек (и школьник в том числе) – не является средством для достижения высоких целей (пусть даже прописанных и идеологически обоснованных). И это, кстати, является одним из основных высказываний музея о своей деятельности.

Что школьник получает в музее?

Часто мы слышим от людей, что детям не место в таких музеях, ведь они рассказывают о боли, о несправедливости, о совершении преступлений против человечности. Многие считают важным защитить подростков от серьезной информации. Но как показывает практика, подростки как раз и хотят разобраться со всей сложностью нашего исторического пути. И важно, чтобы делали они это не только на основе советов видео блогеров, но и при помощи диалога со специалистами, подлинными документами, экспонатами.

Перед музеем стоит очень серьезная задача по отношению к школьникам. Она связана с тем, какими качествами должен обладать исторически компетентный человек. Если устроить мозговой штурм с подростками и задать им этот вопрос, то многие из них выделят следующее: исторически компетентный человек – это тот, кто умеет искать информацию в разных источниках, критически мыслит, уважает иное мнение, анализирует, спрашивает мнение экспертов, читает хорошие книги.

Музей – прекрасное место для отработки не только компетенций, но и для получения эмоций, которые не оставляют равнодушным как школьника, так и взрослого. Человек, умеющий прорабатывать сложный опыт, разбирать сложные темы, в жизни более подготовлен к различным ситуациям нежели те, кто такого опыта не имеет.

Что изменится в музее с открытием новой экспозиции?

Новая экспозиция будет более масштабной. Она будет отражать большее количество тем, рассказывать о большем количестве людей и событий. Личная история будет важным элементом в экспозиции. Маленькие истории людей, представленные экспонатом, мультимедийным контентом и голосами известных актеров будут дополнять исторический контекст и обилие архивных документов.

А когда экспозиция разрастается и содержательно, и пространственно, то возникает больше возможностей для работы с посетителями. Для школьников эти возможности также растут.

В этом году музей предполагает запуск тематических экскурсий по отдельным блокам экспозиции, с акцентом на литературные произведения, которые изучают в старших классах.

В музее появится больше вариантов самостоятельной работы в экспозиции. Это работа с рабочими тетрадями, специальными материалами, разработанными для подростков. Опробуем мы и возможность посещения организованными группами школьников по программе, разработанной самим учителем.

Образовательный центр музея в этом учебном году планирует запустить проект, связанный с проведением экскурсии для сверстников силами самих школьников. Опыт репрезентации знаний через подобный рассказ дает современному подростку очень многое. Педагоги должны оценить это. За прошедшие два года у нас сложились хорошие отношения с ведущими школами Москвы, с которыми мы практикуем подобные формы работы с учащимися. Наша задача, чтобы эти формы были доступны большинству образовательных организаций города и страны.

Разработка новой экспозиции дала возможность проанализировать опыт работы с учащимися за последние два года. Сотрудники музея учтут то, что удавалось и что не получалось в общении с подростками, педагогами, образовательными организациями.

Механизм бесплатного посещения московскими школьниками музеев Департамента культуры города Москвы в рамках программы «Музеи – детям» позволяет прийти и в Музей истории ГУЛАГа. Это хороший повод посещать музей как в составе организованной группы от школы, так и самостоятельно.

В новой экспозиции также остается возможность реализовать с конкретным учащимся, педагогом или образовательной организацией уникальный проект, экскурсию или исследование.

Что музей предлагает школьникам?

Кроме экскурсий и работы с учащимися в экспозиции Музей предлагает присоединяться и к проектам, которые призваны неформально работать с историческим наследием.

Музей продолжает практику проведения встреч по расшифровке дневниковых записей и документов личного происхождения. Если раньше такие встречи организовывались Музеем и электронным корпусом дневников «Прожито» для взрослых, то в этом году мы будем проводить такие встречи и для школьников. Ключевой особенностью будет то, что современные подростки будут работать с документами своих сверстников из 1930-50-х годов. Лаборатория «Прожито» для детей оказалась интересна не только старшеклассникам, а, в первую очередь, ребятам из 6-7 классов. Именно они требуют быстрого результата, именно они ищут ответы на самые сложные загадки старых писем и дневников.

В прошлом году в музее начали сотрудничать с детским философским клубом «Kafka and his kind». В этом учебном году мы вместе запускаем открытые философские встречи для подростков. В этом формате специально приглашенные ученые, философы, писатели, географы, историки, этнографы будут поднимать темы, до которых не всегда доходят в школе в таком масштабе, которого требуют сами подростки. А неформальный подход к организации таких встреч является важнейшим принципом взаимодействия с гостями музея.

Активность каждого музея можно охарактеризовать его выходом за пределы своих залов. Музей истории ГУЛАГа в новом учебном году будет выходить в школы. Причем войдет в школы с небольшими выставками. Около 40 школ подали заявки, чтобы на их базе музей показал свои выставки. Музей хочет, чтобы в школах была возможность учителю использовать предметы, документы, видеоматериалы в формате небольшой экспозиции. Это также прекрасная возможность для подготовки школьных экскурсоводов.

В Музее вынашивается идея о формировании Молодежного экспедиционного корпуса, основной задачей которого будет знакомство подростков с темой музея через освоение и изучение пространства Москвы и страны. Музею важно, чтобы для понимания масштаба ГУЛАГа соотечественники включали географическое мышление. В условиях, когда московские школьники много времени проводят в торговых центрах, экспедиционный корпус будет предлагать выезжать за пределы города, ходить, исследовать, фиксировать, создавать. Мы надеемся, что летом учащиеся отправятся в первую дальнюю экспедицию.

Музей успешно предпринял попытку адаптации кукольного спектакля «И дольше века длится день» (по роману Чингиза Айтматова) для школьной аудитории.  Этот спектакль был признан лучшим кукольным спектаклем в России в прошедшем театральном сезоне. Он получил Национальную премию «Золотая маска». Организуемые для подростков показы сопровождаются предварительной экскурсией, а также диалогом с актерами и режиссерами спектакля. А в скором времени в театральный багаж музея добавится и спектакль «Гадкие лебеди» по одноименной повести братьев Стругацких. Сейчас ведется активная работа над ним. Надо отметить, что создание спектакля стало возможным благодаря непосредственному участию в нем нескольких десятков школьников Москвы разных возрастов.

Дистанционные форматы взаимодействия с Музеем также появятся у школьников в этом году. Сейчас силами сотрудников разрабатывается «Урок памяти», материалы которого будут доступны для свободного использования в Московской электронной школе и на ресурсах Музея. Разработка этого Урока приурочена к Дню памяти жертв политических репрессий – 30 октября. Многие педагоги неоднократно высказывались, что этот важный памятный день никак не используется в учебно-воспитательном плане образовательных организаций. А потенциал рассказа о массовых репрессиях огромен. Через него можно донести до школьников то, что сложно рассказать через другие темы, произведения, диалоги.

В новом учебном году обновляется сайт музея, на котором будет представлен раздел для педагогов и учащихся. Там не только можно будет записаться на программы и события, но еще и скачать методические материалы, познакомиться с опытом других образовательных организаций в работе с темой репрессий и истории ГУЛАГа.

Взаимодействие с педагогами.

Основными партнерами музея в образовательных организациях являются педагоги. Взаимодействие с учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования является одним из приоритетов Образовательного центра музея. Музей продолжает практику организации специальных мероприятий: открытые экскурсии; экскурсии для советов молодых педагогов, экскурсии для будущих педагогов (студентов педагогических вузов).

Дистанционные формы участия в педагогической жизни города и страны – неотъемлемая часть деятельности музея. Музей регулярно использует такие формы выхода на педагогическую аудиторию. Дистанционные формы востребованы и к музею обращаются с просьбами организовать проведение вебинаров для образовательных организаций.

Музей уже давно стал площадкой для общения педагогов. В новом году продолжается практика проведения ежемесячных экскурсий для педагогов и мероприятий исключительно для тех, кто работает с детьми. Педагогические мастерские в 2018-2019 учебном году познакомят педагогов с опытом лучших учителей, преподавателей, ученых-практиков.

Рассказ о музейных технологиях и музейной педагогике интересен педагогической общественности. Все чаще педагоги обращаются к музеям, реализуют совместно с музеями проекты и социально-культурные инициативы. Для более глубокого понимания музейной специфики для педагогов будет организована серия методических мероприятий по музейной педагогике и формам взаимодействия с музеем. Все программы открытые и в них могут принимать участие все педагоги, работающие в учреждениях разных правовых форм и разного подчинения.

Педагогам также доступна библиотека музея, сотрудники которой могут скомплектовать библиотеку по теме ГУЛАГа и репрессий для использования в школе. Многие группы учащихся уходят из музея с книгами. Музей по-прежнему обращается к тексту как ключевому способу донести информацию, ценности, знания.

Рассказать о динамично развивающемся учреждении сложно. Всегда не хватает времени и места. Лучший способ узнать подробно – начать изучать самостоятельно. Поэтому музей будет рад совместным делам и проектам с образовательными организациями, которые разделяют принципы гуманной педагогики.

Добавить комментарий

Войти с помощью: