Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами музейной педагогики

Статья знакомит с практическим опытом работы по приобщению детей и подростков к изучению истории нашей страны и Тульского края через экспозиции музеев Дома детского творчества. Авторы представляют формы, методы и технологии, используемые в рамках комплексной музейно-педагогической программы «Музеи детям». Данный материал может быть полезен организациям, имеющим интерактивные музеи, в которых обучение и развитие детей строится на основе подлинных музейных экспонатов.

М.К. Корнева,
методист
И.Э. Соломахина,
методист
Муниципальное бюджетное учреждение
«Дом детского творчества»,
г. Тула

Одним из приоритетов обновления содержания и технологий дополнительного образования детей, указанных в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, является: «содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации…» [6, с.14].

Именно на выполнение приоритетных целей и задач развития дополнительного образования направлена работа по реализации комплексной музейно-педагогической программы «Музеи детям» МБУДО «Дома детского творчества» г. Тулы. Программа опирается на принципы музейной педагогики и объединяет содержание деятельности музея истории Пролетарского района и музея народных промыслов. 

Современная музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования [3,с.71]. Музейная педагогика учитывает возрастные и личностные особенности музейной аудитории, практически реализует диалоговый стиль общения, ориентируется на развитие творческих способностей личности, взаимодействие с семьей и школой [4,с.29]. Задачи музейной педагогики решаются через специфический контент, представляющий собой подлинные предметы культурного наследия, бережно сохраняемые приметы ушедших эпох и жизни поколений [2, с. 9].

Музей народных промыслов Дома творчества был создан в 1994 году силами руководителей объединений, воспитанников, родителей, мастеров города Тулы. Программа музея «Возвращение к истокам» направлена на то, чтобы помочь детям, проявляющим интерес к народному искусству, к профессиям, связанным с декоративно-прикладным творчеством, освоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа. 

Музей народных промыслов

Так как музей создавался для детей, то большую часть экспозиции составляют игрушки. Детей привлекают яркие забавные изделия, созданные руками мастеров. Они радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Одной из самых необычных форм работы музея народных промыслов являются занятия с элементами народного театра, где главные роли играют музейные экспонаты (домовой Кузьма Кузьмич, мастер Филимон, расписные матрешки, богородские игрушки и др.). Для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста разработан целый цикл занятий по знакомству с русскими народными традициями и промыслами в игровой форме. Эти занятия способствуют развитию интеллектуальных, моторных, эмоциональных качеств ребенка, а также играют огромную роль в его личностном развитии [1, с.16].  

Музей народных промыслов раскрывает свои двери для детей различного возраста, педагогов, родителей. В форме экскурсий и мастер-классов посетители музея знакомятся не только с народными промыслами, но и с первыми куклами на Руси, ритуальными, тряпичными куклами в русских народных костюмах; с разновидностями русского народного костюма, с особенностями тульских традиций шитья и украшения костюма; с основами ручного узорного ткачества на настольном станке. 

Занятия с детьми по знакомству
с русскими народными традициями и промыслами в игровой форме

В экспозицию музея включена обширная коллекция макетов из спичек «Русское деревянное зодчество», которая позволяет познать красоту и национальное своеобразие  древнерусской архитектуры.

Музей истории Пролетарского района города Тулы был открыт 29 октября 1988 года по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, труда, комсомола, пионерского движения. В музее представлен уникальный фонд материалов по истории Пролетарского района: от возникновения Чулковской слободы до современного Пролетарского округа. На базе музея реализуется музейно-педагогическая программа «Тула историческая», которая дает возможность глубоко изучить не только историю Пролетарского района, но и познакомиться с вопросами градостроительства и архитектуры города Тулы, пополнить свои знания об исторических именах, прославивших нашу страну. 

В музее представлен обширный документальный материал по героической обороне Тулы. Традиционно каждый год для обучающихся центров образования проводится цикл экскурсий на тему: «Оборона Тулы в октябре–декабре 1941 года». Неподдельный интерес у присутствующих вызывает макет «Передний край обороны города Тулы». Посетители музея словно оказываются на месте событий, благодаря увлекательному рассказу педагога. 

Музей истории Пролетарского района города Тулы
Музей истории Пролетарского района города Тулы

Из информации на  стендах обучающиеся узнают о командующих нашими войсками; воинских частях, которые принимали участие в боях на территории области с обеих сторон, а также о мероприятиях по строительству оборонительных сооружений в городе и вокруг него.

Музей истории Пролетарского района города Тулы

В деятельности музея истории Пролетарского района города Тулы используются интерактивные методы обучения, построенные на активном взаимодействии педагогов и посетителей музея. Большой популярностью пользуются экскурсии-фотосессии, во время которых участники не только получают интересную информацию о головных уборах, предметах быта военных, но и имеют возможность сделать фото на память с музейными предметами.

Экскурсия для детей по музею истории Пролетарского района города Тулы

Каждый музей Дома детского творчества имеет свой стиль, свои традиции, свои педагогический и детский коллективы, деятельность которых строится на принципах музейной педагогики. Здесь проводятся теоретические и практические занятия, интегрированные занятия, мастер-классы, праздники по народному календарю, во время каникул дети могут поучаствовать в познавательных программах, играх по станциям. Экспонаты музеев не просто стоят на полках, скрыты в витринах: посетители имеют возможность прикоснуться к таким вещественным памятникам истории, как предметы крестьянской утвари и коллекции народной игрушки, военное снаряжение и головные уборы советской и российской армии и др. Непосредственное обращение к памятникам истории и культуры, понимание, восприятие и интерпретация прошлых исторических эпох через музейный предмет, эмоциональное воздействие дает возможность лучше понимать исторические события, людей, которые жили, творили, создавали, ошибались, жертвовали собой во имя великих целей [5, с. 762]. 

В последнее время в связи с развитием информационных технологий, улучшением электронного ресурсного обеспечения музеев   развиваются новые формы экспонирования, экскурсии на электронной основе [7, с. 243]. С целью расширения возможностей краеведческой работы с обучающимися, педагогический коллектив Дома детского творчества внедряет в учебно-воспитательный процесс такую форму музейной работы, как виртуальные мероприятия на сайте и в группе ВКонтакте, в том числе в рамках регионального проекта «Каникулы онлайн». В течение нескольких лет педагогами Дома детского творчества был получен опыт разработки и проведения видеоэкскурсий, видеозанятий с элементами анимации, видео мастер-классов, видеоконцертов ансамбля народных инструментов, виртуальных выставок детских работ по народному творчеству и др.   Накопленный материал был представлен на «XX Всероссийском конкурсе учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками». По решению жюри ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» авторский коллектив МБУДО «ДДТ» стал лауреатом Всероссийского этапа в рамках номинации «Материалы цифрового образовательного контента учебно-воспитательного процесса».

Музей народных промыслов

В деятельности музеев Дома детского творчества активно используются проектные методы обучения. Актив музеев разрабатывает проекты по истории и народным промыслам родного края и успешно защищает их на уровне учреждения и города. Например, на фестивале  «Тульская земля от древности до современности», был представлен проект «История Тульского народного костюма», который соединил в себе историю экспоната музея народных промыслов и рисунок по его мотивам. А на областной выставке-конкурсе «Наследники тульских мастеров» призовое место занял проект о бронепоезде № 16, информацию о котором участник узнал на экскурсии в музее истории Пролетарского района.

Внедрение принципов музейной педагогики способствует повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в Доме детского творчества. Эмоции, любопытство, интерес, вызываемые при рассмотрении экспозиции, участии в интерактивных мероприятиях, являются стимулом для развития познавательных интересов, творческого потенциала обучающихся разных возрастных категорий. Музейная педагогика помогает приобщать детей к народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам; воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам народа.

Список литературы

  1. Ботякова О.А., Зябева Л.К., Прокофьева С.А. Российский Этнографический музей-детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПБ.: Детство-Пресс, 2001. – 192 с.
  2. Иванова С.В. Дидактические особенности музейной педагогики // Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики. – М.,: ФГБНУ ИСТО РАО, 2014. – С. 9-14.
  3. Корепанова М.Г. Роль музейной педагогики в процессе повышения социальной активности подростков // JSRP. 2015. №5 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzeynoy-pedagogiki-v-protsesse-povysheniya-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov 
  4. Милованов К.Ю. Музейная педагогика как научная дисциплина // Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики. – М.,: ФГБНУ ИСТО РАО, 2014. – С. 27-54.
  5. Парахонская Г.А. краеведческий музей в социокультурном пространстве провинциального города // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. №15-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedcheskiy-muzey-v-sotsiokulturnom-prostranstve-provintsialnogo-goroda/viewer
  6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 n 678-р “Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу распоряжения правительства РФ от 04.09.2014 n 1726-р” (Вместе с “Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года”, “Планом мероприятий по реализации концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, 1 этап (2022 – 2024 годы)”)” от 31.03.2022 № n 678-р.
  7. Иванова С.В. Электронные ресурсы как средство развития музейной педагоги // Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики. – М.,: ФГБНУ ИСТО РАО, 2014. – С. 243-248.

Добавить комментарий

Войти с помощью: