Актуальные проблемы изучения памятников истории и культуры (по материалам конкурса «Культура и дети»)
Девятый год в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы» проводится конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся «Культура и дети»[1], с 2010/2011 учебного года – со статусом «открытый межрегиональный». Конкурс представляет собой систему мероприятий, направленных на активизацию и координацию учебно-исследовательской деятельности учащихся в области общегуманитарных дисциплин.
Паромова Е.Я.,
методист программно-методического отдела РНМЦ НО
ГБПОУ “Воробьевы горы”
В рамках мероприятий конкурса традиционно работают секции «Краеведение», «Культурология», «История», с 2011 г. секция «Искусствоведение». В положении очерчена тематика работ, допускающихся к участию в конкурсе, а именно: культурно-историческое наследие, знаменитые и интересные люди, родословие, традиционная народная культура, отечественная история, всемирная история, краеведение и региональная история, история искусств, искусствоведение, история и теория культуры, история спорта, образования, науки и техники, религиоведение, музееведение и прочие гуманитарные дисциплины[2].
Любая работа, соответствующая обозначенной тематике, подразумевает обращение к тем или иным памятникам истории и культуры, которые могут выступать как в роли предмета изучения, так и в роли источника исследования.
Федеральный закон[3] отождествляет понятие «памятник истории и культуры» с понятием «объекты культурного наследия» и определяет его следующим образом: «К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».
В этой формулировке принципиальным признаком памятника истории и культуры называется его недвижимость, что представляется не верным, хотя и вполне объяснимым. Признанные памятниками истории и культуры объекты находятся под защитой государства, а сужение их круга автоматически уменьшает затраты на изучение памятников, реставрацию и консервацию.
Несомненную историческую ценность и значение для исследования прошлого, а значит и для развития общества, культуры в настоящем и будущем, имеют предметы, не отвечающие признаку недвижимости.
Памятники истории и культуры очень многообразны. По форме отражения действительности можно выделить три большие категории: вещественные, изобразительные и письменные памятники.
К вещественным, помимо памятников архитектуры и зодчества, относятся: ремесленные и промышленные изделия, орудия труда, предметы быта, декоративно-прикладного искусства, гражданской и военной техники, оружие, одежда, украшения, монеты, ордена, медали и т.д.
Изобразительные памятники – это графика, живопись, фотография, картографические материалы.
Письменные памятники включают в себя законодательные и делопроизводственные документы, летописи, периодическую печать, мемуары, дневники, письма, книги, рукописи и проч.
Все это многообразие памятников истории и культуры может быть предметным полем учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Анализ учебно-исследовательских работ[4], представленных на конкурсе «Культура и дети», позволяет выявить, насколько круг тем учебных исследований соответствует предметному полю исторической науки и культурологии.
С 2008 г. неизменным остается интерес обучающихся к памятникам архитектуры – им посвящено 35 % – 55 % от общего числа работ. Тематика этих работ чрезвычайно разнообразна. Внимание учащихся обращено к памятникам культовой архитектуры (церкви, храмы, монастыри), гражданской архитектуры (жилые дома, усадьбы), промышленной архитектуры (фабрики, заводы), военной архитектуры (крепости), народного зодчества.
Предметом изучения являются как отдельные постройки, так и архитектурные ансамбли и комплексы, целые города и деревни, отдельные кварталы, улицы, площади, а также природные ландшафты.
Среди движимых вещественных памятников учащиеся изучают: традиционную игрушку (в первую очередь, куклу), костюм, предметы быта, украшения, значки, монеты, предметы военной техники (танки, самолеты).
Письменные памятники, вызывающие интерес учащихся, также разнообразны. Это журналы, газеты, воспоминания, домашние архивы, историческая литература, произведения художественной литературы (стихи, проза). Отдельно хотелось бы назвать работы: «Историческая, религиозно-нравственная основа памятника древнерусской литературы «Поучения» Владимира Мономаха», «Цветник[5] священноинока Дорофея» – реликвия в моей семье», «Какова религиозная принадлежность автора «Слова о полку Игореве» и «Коль книги живут, не прерывается связь поколений» (о лицевой рукописи XVII в. «Сказания о Мамаевом побоище» и Псалтыре 1-ой четв. XVIII в.). Получается, что за девять лет было получено только четыре работы, посвященные памятникам русской средневековой литературы, хотя многое публикуется.
Изобразительные памятники, являющиеся предметом изучения учащихся, – это росписи храмов, граффити, фотографии, картины. Работы, посвященные им, разноплановы, они носят искусствоведческий, источниковедческий и сугубо исторический характер.
Нельзя сказать, что за девять лет в тематике работ, представленных на конкурсе «Культура и дети», произошли существенные изменения. Огорчает небольшое количество работ о памятниках письменности, хотя они наиболее доступны для изучения.
Определенная ограниченность тематики характерна в первую очередь для учебных исследований, заявляемых на секцию «История». Как правило, эти работы так или иначе связанны с темой Великой Отечественной войны, будь то «Люблино в годы Великой Отечественной войны» или же «Воспоминания моей бабушки как исторический источник о поселке Внуково в 1930-1950-е гг.». Современной идеологической конъюнктуре вообще присуща некоторая гиперболизация Великой Отечественной войны не просто как величайшего события в истории России ХХ в., но и как величайшего события в истории России в целом. Ни в коем случае не принижая роль Великой Отечественной войны в истории нашей страны, не умеряя величие подвига нашего народа в те годы, замечу, что наша история не только богата другими значительными событиями, но и представляет собой единый и неразрывный процесс, где одно всегда является предпосылкой и следствием другого.
Проблема тематики учебно-исследовательских работ в области истории, культурологии, краеведения, а именно, ограниченность этой тематики, связана, прежде всего, с отсутствием глубокого интереса к отечественному историко-культурному наследию. Научить основам технологии исследовательской деятельности не так сложно (при условии, что сам педагог владеет данной технологией), значительно сложнее увлечь предметом.
Недостаток интереса к изучаемому предмету лежит в основе целого ряда проблем, связанных с использованием источников и литературы в учебно-исследовательских работах. Обращение к литературе, поиск и изучение источников естественны, когда есть интерес к проблеме. Это существенная часть исследования, это то, что зачастую и привлекает людей в профессии историка.
К сожалению, приходится констатировать, что историографический и источниковедческий обзоры являются самыми слабыми разделами в учебных исследованиях исторической и культурологической тематики. Историография вопроса зачастую представлена в виде перечисления отдельных монографий и статей, не связанных исторический логикой изучения темы; выбор источников не аргументирован и не обоснован.
При работе с источниками юные исследователи также допускают типичные ошибки, в основе которых лежит непонимание места и роли исторического источника в исследовании. К примеру, в нескольких учебно-исследовательских работах, посвященных анализу исторической живописи, авторы по самим полотнам воссоздавали историческую реальность. Картины прошлого и картины о прошлом – вещи совместимые, но заключающие в себе совершенно разную информацию. Можно искать отражение реальных событий в художественных произведениях, но никак не реконструировать эти события по произведениям живописи, литературы и проч.
Серьезные затруднения при работе с источниками, которыми являются изучаемые памятники истории и культуры, вызывает их атрибутирование. В данном случае под атрибутированием понимается установление времени создания источника, авторства, причин, приведших к его возникновению. Чаще всего авторы учебных исследований вообще игнорируют эту часть работы, принимая за объективную реальность информацию, заключенную в историческом источнике, в то время как эта информация одновременно и объективна и субъективна.
Чтобы разобраться в этом вопросе, следует обратиться к современному представлению об исторических источниках, которое базируется на учении об информации. Американский математик и инженер Клод Элвуд Шеннон (1916 – 2001) в 1948 г. разработал и опубликовал схему передачи сообщений по линиям дальней связи, которая включала в себя пять элементов: источник информации, передатчик, канал связи, приемник и адресат. Применительно к передаче социальной информации схема Шеннона выглядит следующим образом: создатель источника является источником информации и передатчиком одновременно, сам исторический источник – каналом связи, по которому информация передается во времени, а исследователь выполняет функцию приемника, не являясь непосредственным адресатом. Таким образом, информация об объективной реальности проходит через два «кривых зеркала»: создателя источника и исследователя, т.е. является дважды «субъектированной»[6].
Для автора исследовательской работы крайне важно вычленить объективную информацию о прошлом, которую заключают в себе исторические источники, составляющие источниковую базу исследования.
Очевидно, что школьник не может в полной мере справиться с этой задачей, у него хотя бы недостаточно общих знаний об исследуемой эпохе. Но попробовать установить дату создания фронтовой фотографии дедушки, узнать имя архитектора церкви, выяснить назначение височного кольца – вполне под силу каждому юному исследователю. Задача педагога – направить интеллектуальный поиск учащегося в правильное русло, очертить границы исследования, указать аспекты проблемы.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие актуальные проблемы изучения памятников истории и культуры обучающимися:
- отсутствие у обучающихся глубокого интереса к отечественной истории и культуре. Это, пожалуй, самая серьезная проблема, решение которой требует совместных усилий многих социальных институтов, помимо института образования;
- ограниченность тематики учебно-исследовательских работ по истории;
- проблема определения историографической и источниковой базы учебно-исследовательской работы;
- проблема атрибутирования памятников истории и культуры – исторических источников учебного исследования.
В заключение хотелось бы отметить, что формат проведения конкурса «Культура и дети» изначально предполагал индивидуальный подход к участникам. Каждая работа еще до очной защиты внимательно изучалась экспертами, на секциях обязательно проходило обсуждение докладов, все участники получали рекомендации членов жюри для дальнейшей работы над выбранными темами. Организаторы конкурса всегда поддерживали интересующихся, увлеченных ребят, а также педагогов – руководителей исследовательских работ обучающихся. С этой целью было создано и успешно проводилось в течение ряда лет городское методическое объединение по исследовательской деятельности учащихся в области общегуманитарных дисциплин. И именно в системном подходе к организации и содержанию изучения памятников истории и культуры видится путь преодоления проблем, обозначенных в данной статье.
Список источников
1) «Культура и дети»: II Открытый городской конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся. Сентябрь 2008 – май 2009 г. Информационные материалы. М., 2009.
2) «Культура и дети»: III Открытый конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся. Сентябрь 2009 – апрель 2010 г. Информационные материалы. М., 2011.
3) «Культура и дети»: IV Открытый межрегиональный конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся. Сентябрь 2010 – апрель 2011 г. Информационные материалы. М., 2011.
4) «Культура и дети»: VIII открытый межрегиональный конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся. Сентябрь 2014 г. – май 2015 г. Положение. М., 2014.
5) Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 № 73-ФЗ.
Список литературы
1) Ковальченко. И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.
Ключевые слова: памятники истории и культуры, учебно-исследовательская деятельность обучающихся, исторический источник, конкурс «Культура и дети».
[1] В 2015 – 2016 учебном году конкурс был переименован в «Культура и история Отечества глазами детей».
[2] «Культура и дети»: VIII открытый межрегиональный конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся. Сентябрь 2014 г. – май 2015 г. Положение. М., 2014. С. 7, 8.
[3] Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 № 73-ФЗ.
[4] О тематике работ, представленных на конкурсе «Культура и дети», см.: «Культура и дети»: II Открытый городской конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся. Сентябрь 2008 – май 2009 г. Информационные материалы. М., 2009; «Культура и дети»: III Открытый конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся. Сентябрь 2009 – апрель 2010 г. Информационные материалы. М., 2011; «Культура и дети»: IV Открытый межрегиональный конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся. Сентябрь 2010 – апрель 2011 г. Информационные материалы. М., 2011.
[5] «Цветник» – собрание святоотеческих изречений с пояснениями и небольшими дополнениями составителя.
[6] Подробнее об историческом источнике в свете учения об информации см.: Ковальченко. И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. С. 119-140.