Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотейка» для детей 5-7 лет.
Развитие речи ребенка — эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению — не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной общеразвивающей программы «Грамотейка» для детей 5–7 лет в дошкольном учреждении является актуальным. Авторская программа разработана на основе трудов таких авторов как Е.В. Колесникова (Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»), К.В. Шевелёв («Графические диктанты»), Е.Ф. Бортникова (Читаем по слогам), М.П. Белова (Планы-конспекты занятий по обучению грамоте детей 6-7 лет).
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка» социально-педагогической направленности. Она способствует развитию интеллектуальных способностей дошкольников путём обучения чтению и письму. Занятия проводятся в группах 6 раз в месяц (чередуя 2-1 раз в неделю) с 1 сентября по 31 мая. Весь курс составляет 108 часов. Продолжительность занятий для детей первого года обучения (5-6 лет) составляет 25 минут, для детей второго года обучения (6-7 лет) — 30 минут. Предусмотрена совместная работа с родителями.
Работа проводится фронтально. Программой предусмотрен практический наглядно-обучающий материал с разнообразными увлекательными упражнениями и заданиями, направленный на развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, связной речи, графомоторных навыков, способствует развитию внимания, мышления и памяти. Развивает интерес и способности к чтению.
Основное назначение программы — развитие интеллектуальных способностей дошкольников путём обучения чтению и письму. Из них: 1 год обучения (1 модуль) — 54 часа, 2 год обучения (2 модуль) — 54 часа.
Актуальность и новизна
Сегодня подготовить ребёнка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи — совместная задача воспитателей, учителей и родителей. Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Новизна программы «Грамотейка» обусловлена тем, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории когнитивного развития и обучения психолога Н.И. Чуприковой мы полностью отказались от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое — познавательному развитию, третье — развитию речи и т.д. В данной программе каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие — это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое.
Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.
Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка».
Организация, представляющая проект: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка — детский сад № 34
Город: Кропоткин
ФИО участника, должность: Кориневская Раиса Георгиевна, учитель-логопед
ФИО руководителя организации: Кулешова Ольга Николаевна
Выбор номинации: Дополнительные общеобразовательные программы
Выбор этапа участия: Заочный
Ссылка на проект в сети Интернет.