Как остаться художником в формате онлайн?
В статье обобщен материал практического опыта онлайн-обучения в творческом объединении художественной направленности (изобразительная деятельность), показаны как возможности и преимущества данного формата обучения, так и его недостатки.
Н.А. Сагандыкова,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Н.А. Ван Ренсберген,
кандидат педагогических наук,
методист высшей квалификационной категории
МАУДО Центр «Романтик»,
Россия, Московская область, г. Щелково
В конце 2019-2020 учебного года каждый педагог системы дополнительного образования столкнулся с необходимостью использования дистанционных форм обучения. Несмотря на имеющийся личный опыт участия в вебинарах, формах дистанционного повышении квалификации, онлайн-конкурсах, это стало профессиональным вызовом.
Творческое объединение «Юный художник» — это 5 групп, 53 ребенка. Возраст обучающихся 7-14 лет. Отличительная особенность программы «Юный художник» состоит в том, что на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаш, акварель, гуашь), но и новейшие современные материалы для детского творчества (гелевые ручки, различные виды цветной бумаги, картона, пленки). Также программа предлагает детям пробовать воплотить свои творческие возможности в нестандартных, отличных от академических уроков художественных школ техниках. Это дает возможность ребенку преодолеть страх «чистого листа», поверить в свои художественные способности, не имея навыков рисования. Все это доступно в группе, в специально оборудованном кабинете. А что делать в формате онлайн?
Онлайн-обучение — это одна из форм дистанционного образования, при которой педагог и обучающиеся взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Его главное отличие — режим здесь и сейчас, а преимущество — эффективная обратная связь участников с педагогом.
Практика второго полугодия 2019-2020 учебного года и необходимость перехода в формат онлайн открыла педагогу новые возможности. Основное общение с группами перешло в WhatsApp, а образовательной платформой преподавания дополнительной общеразвивающей программы «Юный художник» стал Instagram. Его плюс — большой охват людей. Но остро встал вопрос: как донести задание до ребенка, как пошагово представить занятие? Ответом стали тематические видео- и фотоуроки. Они понятны взрослому и ребенку. Раз в неделю проводились часовые прямые эфиры в Instagram, к эфиру мог подключиться любой человек и рисовать вместе с педагогом. За период самоизоляции было выполнено 46 фото- и видеоуроков.
Если рассматривать систему подготовки занятий и учитывать, что для педагога ИЗО проще, то это фотоурок — его не надо монтировать. В среднем на отрисовку и монтаж урока уходит 4-6 часов. Материалы остались теми же: гуашь и акварель, графические материалы. Только формат листа был уменьшен, вместо привычного А3 взят А4.
Вместе с тем, задача усложнилась. Нельзя было просто предоставить занятие, самым главным стало не растерять детей в период дистанционного обучения, т.к. основная школа забирала максимальное количество времени и сил. Дети уставали. Как удержать интерес детей? Домашние задания должными были стать яркими, не слишком сложными в исполнении, материалы доступными. На первый план вышла работа с родителями. Воодушевить и вдохновить в первую очередь нужно было именно родителей. Если они заинтересованы, принимают важность для ребенка дополнительного художественного занятия, то и результат будет отличный (Рис. 1, 2, 3).
Следующий важный вопрос связан с усвоением изученного материала. Как подготовить занятие так, чтобы ребенок не просто узнал новые факты или определения, но и понял предоставленные объяснения, смог применить их на практике? И сделать это интересно, полезно, увлекательно? Здесь на помощь педагогу пришла программа LearningApps. Это бесплатный сервис для поддержки процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Пользователи могут применять имеющиеся модули, модифицировать их и создавать новые, задействуя возможности предлагаемого конструктора и шаблонов. Интерактивные задания скомпонованы по предметным категориям. Эта программа — чудесный помощник для педагога художественной направленности.
Самым популярным интерактивным модулем дистанционного периода занятий творческого объединения «Юный художник» стала викторина. Она помогала закрепить знания, полученные обучающимися на занятиях, используя занимательный материл и игровую форму его представления. К заданиям в форме викторины предъявлялись следующие требования: они должны быть интересны участникам, содержание вопросов должно соответствовать возрасту и уровню полученных обучающимися знаний, формулировки вопросов должны быть четкими и понятными.
Рассмотрим пример викторины по изобразительному искусству для младшей группы (дети 7-8 лет). Тема «Рождение картины». Игра начинается с вопроса: «А Вы знаете, сколько этапов проходит картина перед тем, как попадет к Вам в дом? Выставите картинки по порядку». Ребенку предоставляется возможность расположить девять картинок в хронологическом порядке. Пример карточек: вдохновение, зарисовки, эскизы, перенос эскиза на холст, работа над картиной, покрытие лаком картины, выставка, покупка картины, картина в интерьере дома. Ребенку в этом задании дается возможность проанализировать труд художника (Рис. 4).
Рисунок 4
Большой интерес у ребят вызвала игра «Баттл», в которой ребенку было предложено разделить на две группы (картины и фото) набор карточек. Игра развивает внимательность и наблюдательность (Рис. 5).
Рисунок 5
Обучающиеся старших групп (10-11 лет) с удовольствием разгадывали тематический кроссворд (Рис. 6). Задания включают круг вопросов на следующую тему: «Вы хотели бы стать художником? Все ли Вы знаете об изобразительном искусстве?».
Рисунок 6
Еще один интересный вариант интерактивного модуля — найти пару (необходимо соединить картину и автора). В этой игре ребенку предоставляется хорошая возможность повторить и изучить шедевры мирового искусства. Более сложный вариант игры рассчитан на детей, которые знакомы с русской живописью и художниками XIX века. Задание: «Найдите произведения художников». Вниманию ребенка представлены пять русских художников и 15 их картин, нужно раскрыть все картины, тогда откроется зашифрованная картина (Рис. 7, 8).
Рисунок 7
Практика работы в онлайн позволила увидеть эффективность этого формата обучения: удобство, открытость, новые творческие достижения и педагогические находки. Обучающиеся получили возможность выполнения заданий в любое удобное для них время; желающие могли присоединяться к творческому объединению «Юный художник» и стать его активными участниками; обеспечивался личностный подход к каждому обучающемуся; получен опыт совместного творчества с родителями. Многие активно участвовали в процессе рисования вместе с детьми. Педагогом была освоена программа LearningApps и подготовлены интересные интерактивные викторины по изобразительному искусству.
Рисунок 8
Основными минусами онлайн-формата стали следующие моменты.
- Неполный охват детей из группы «Юный художник». Одни дети уехали на период самоизоляции, другие (единицы) не владели Интернетом.
- Увеличение нагрузки, так как необходимо было поддержать каждого участника и формат общения с детьми и родителями вышел на 24/7; расход времени на подготовку занятий стал намного больше положенных часов. Кроме отрисовки уроков, оформления детских работ на конкурсы, осуществлялась работа с документами, методическая работа.
- С большим сожалением приходится признать, что большая занятость детей школьной общеобразовательной программой не всегда оставляла им силы выполнять дополнительные задания. Все ребята с нетерпением ждут возвращения в привычный режим, ждут личной встречи с друзьями, с педагогом.
Подводя итоги, хочется отметить, что творческие работы ребят, созданные на дистанционном этапе и пополнившие личную папку достижений этого учебного года, имеют свой характер. Они яркие, радостные, легкие. Хочется надеется, что онлайн-формат обучения займет свое место в реализации программы «Юный художник», станет его эффективным дополнением.
Литература
- Дистанционные дополнительные общеобразовательные программы: проектирование и реализация: Учеб.-метод. пособие / В.А. Безуевская, Е.Н. Глубокова, Н.В. Смирнова. — Сургут. гос. ун-т. — Сургут: ИЦ СурГУ, 2017. — 60 с.
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты —Бином, 2014. — 400 с.
- https://learningapps.org/