Как остаться художником в формате онлайн?

В статье обобщен материал практического опыта онлайн-обучения в творческом объединении художественной направленности (изобразительная деятельность), показаны как возможности и преимущества данного формата обучения, так и его недостатки.

Н.А. Сагандыкова,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Н.А. Ван Ренсберген,
кандидат педагогических наук,
методист высшей квалификационной категории

МАУДО Центр «Романтик»,
Россия, Московская область, г. Щелково

В конце 2019-2020 учебного года каждый педагог системы дополнительного образования столкнулся с необходимостью использования дистанционных форм обучения. Несмотря на имеющийся личный опыт участия в вебинарах, формах дистанционного повышении квалификации, онлайн-конкурсах, это стало профессиональным вызовом.

Творческое объединение «Юный художник» — это 5 групп, 53 ребенка. Возраст обучающихся 7-14 лет. Отличительная особенность программы «Юный художник» состоит в том, что на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаш, акварель, гуашь), но и новейшие современные материалы для детского творчества (гелевые ручки, различные виды цветной бумаги, картона, пленки). Также программа предлагает детям пробовать воплотить свои творческие возможности в нестандартных, отличных от академических уроков художественных школ техниках. Это дает возможность ребенку преодолеть страх «чистого листа», поверить в свои художественные способности, не имея навыков рисования. Все это доступно в группе, в специально оборудованном кабинете. А что делать в формате онлайн?

Онлайн-обучение — это одна из форм дистанционного образования, при которой педагог и обучающиеся взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Его главное отличие — режим здесь и сейчас, а преимущество — эффективная обратная связь участников с педагогом.

Практика второго полугодия 2019-2020 учебного года и необходимость перехода в формат онлайн открыла педагогу новые возможности. Основное общение с группами перешло в WhatsApp, а образовательной платформой преподавания дополнительной общеразвивающей программы «Юный художник» стал Instagram. Его плюс — большой охват людей. Но остро встал вопрос: как донести задание до ребенка, как пошагово представить занятие? Ответом стали тематические видео- и фотоуроки. Они понятны взрослому и ребенку. Раз в неделю проводились часовые прямые эфиры в Instagram, к эфиру мог подключиться любой человек и рисовать вместе с педагогом. За период самоизоляции было выполнено 46 фото- и видеоуроков.

Если рассматривать систему подготовки занятий и учитывать, что для педагога ИЗО проще, то это фотоурок — его не надо монтировать. В среднем на отрисовку и монтаж урока уходит 4-6 часов. Материалы остались теми же: гуашь и акварель, графические материалы. Только формат листа был уменьшен, вместо привычного А3 взят А4.

Вместе с тем, задача усложнилась. Нельзя было просто предоставить занятие, самым главным стало не растерять детей в период дистанционного обучения, т.к. основная школа забирала максимальное количество времени и сил. Дети уставали. Как удержать интерес детей? Домашние задания должными были стать яркими, не слишком сложными в исполнении, материалы доступными. На первый план вышла работа с родителями. Воодушевить и вдохновить в первую очередь нужно было именно родителей. Если они заинтересованы, принимают важность для ребенка дополнительного художественного занятия, то и результат будет отличный (Рис. 1, 2, 3).

Следующий важный вопрос связан с усвоением изученного материала. Как подготовить занятие так, чтобы ребенок не просто узнал новые факты или определения, но и понял предоставленные объяснения, смог применить их на практике? И сделать это интересно, полезно, увлекательно? Здесь на помощь педагогу пришла программа LearningApps. Это бесплатный сервис для поддержки процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Пользователи могут применять имеющиеся модули, модифицировать их и создавать новые, задействуя возможности предлагаемого конструктора и шаблонов. Интерактивные задания скомпонованы по предметным категориям. Эта программа — чудесный помощник для педагога художественной направленности.

Самым популярным интерактивным модулем дистанционного периода занятий творческого объединения «Юный художник» стала викторина. Она помогала закрепить знания, полученные обучающимися на занятиях, используя занимательный материл и игровую форму его представления. К заданиям в форме викторины предъявлялись следующие требования: они должны быть интересны участникам, содержание вопросов должно соответствовать возрасту и уровню полученных обучающимися знаний, формулировки вопросов должны быть четкими и понятными.

Рассмотрим пример викторины по изобразительному искусству для младшей группы (дети 7-8 лет). Тема «Рождение картины». Игра начинается с вопроса: «А Вы знаете, сколько этапов проходит картина перед тем, как попадет к Вам в дом? Выставите картинки по порядку». Ребенку предоставляется возможность расположить девять картинок в хронологическом порядке. Пример карточек: вдохновение, зарисовки, эскизы, перенос эскиза на холст, работа над картиной, покрытие лаком картины, выставка, покупка картины, картина в интерьере дома. Ребенку в этом задании дается возможность проанализировать труд художника (Рис. 4).

Рисунок 4

Большой интерес у ребят вызвала игра «Баттл», в которой ребенку было предложено разделить на две группы (картины и фото) набор карточек. Игра развивает внимательность и наблюдательность (Рис. 5).

Рисунок 5

Обучающиеся старших групп (10-11 лет) с удовольствием разгадывали тематический кроссворд (Рис. 6). Задания включают круг вопросов на следующую тему: «Вы хотели бы стать художником? Все ли Вы знаете об изобразительном искусстве?».

Рисунок 6

Еще один интересный вариант интерактивного модуля — найти пару (необходимо соединить картину и автора). В этой игре ребенку предоставляется хорошая возможность повторить и изучить шедевры мирового искусства. Более сложный вариант игры рассчитан на детей, которые знакомы с русской живописью и художниками XIX века. Задание: «Найдите произведения художников». Вниманию ребенка представлены пять русских художников и 15 их картин, нужно раскрыть все картины, тогда откроется зашифрованная картина (Рис. 7, 8).

Рисунок 7

Практика работы в онлайн позволила увидеть эффективность этого формата обучения: удобство, открытость, новые творческие достижения и педагогические находки. Обучающиеся получили возможность выполнения заданий в любое удобное для них время; желающие могли присоединяться к творческому объединению «Юный художник» и стать его активными участниками; обеспечивался личностный подход к каждому обучающемуся; получен опыт совместного творчества с родителями. Многие активно участвовали в процессе рисования вместе с детьми. Педагогом была освоена программа LearningApps и подготовлены интересные интерактивные викторины по изобразительному искусству.

Рисунок 8

Основными минусами онлайн-формата стали следующие моменты.

  1. Неполный охват детей из группы «Юный художник». Одни дети уехали на период самоизоляции, другие (единицы) не владели Интернетом.
  2. Увеличение нагрузки, так как необходимо было поддержать каждого участника и формат общения с детьми и родителями вышел на 24/7; расход времени на подготовку занятий стал намного больше положенных часов. Кроме отрисовки уроков, оформления детских работ на конкурсы, осуществлялась работа с документами, методическая работа.
  3. С большим сожалением приходится признать, что большая занятость детей школьной общеобразовательной программой не всегда оставляла им силы выполнять дополнительные задания. Все ребята с нетерпением ждут возвращения в привычный режим, ждут личной встречи с друзьями, с педагогом.

Подводя итоги, хочется отметить, что творческие работы ребят, созданные на дистанционном этапе и пополнившие личную папку достижений этого учебного года, имеют свой характер. Они яркие, радостные, легкие. Хочется надеется, что онлайн-формат обучения займет свое место в реализации программы «Юный художник», станет его эффективным дополнением.

Литература

  1. Дистанционные дополнительные общеобразовательные программы: проектирование и реализация: Учеб.-метод. пособие / В.А. Безуевская, Е.Н. Глубокова, Н.В. Смирнова. — Сургут. гос. ун-т. — Сургут: ИЦ СурГУ, 2017. — 60 с.
  2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты —Бином, 2014. — 400 с.
  3. https://learningapps.org/

Добавить комментарий

Войти с помощью: