Как научить аргументировать свою точку зрения: открытое занятие в рамках конкурса «Мастерство и творчество»
10 декабря 2020 года в рамках конкурса «Мастерство и творчество» открытое занятие давала Наталья Константиновна Царская, педагог дополнительного образования Центра «Диалог наук».
Она работает по программе «Лаборатория интеллекта». Программа имеет базовый уровень и адресована подросткам в возрасте от 13-ти до 17-ти лет.
Среди задач данной программы можно выделить развитие когнитивных способностей обучающихся, интереса к науке, уверенности и настойчивости, самостоятельности в работе. Безусловно, все это предполагает анализ уже существующих образовательных результатов и планирование будущих, а также приобщение к закономерностям развития общества с древности до наших дней.
В качестве инструментов контроля освоения программы применяются тестирование, кейсовые задания, презентация творческих работ. Для достижения результата применяются такие методики, как «кино со смыслом», когда дети смотрят фильм и сопоставляют увиденное со своим опытом, исследование городских маршрутов с последующим обменом мнениями, исследование контекста цитаты для развития навыков критического мышления и работы с оценочными высказываниями.
Именно последний аспект деятельности в рамках освоения программы и стал основой для формулировки темы открытого занятия: «Оценочные суждения» (отметим, что тему ребята сформулировали сами, исходя из материла, представленного в начале занятия).
В самом начале речь шла о теории аргументации (повторение уже изученного материала). Подростки уверенно представили свои знания о том, как стоит вести аргументацию, ответили на вопрос о том, какова классификация аргументов: логические, иллюстративные, выражение авторитетного мнения.
Следующая часть занятия была посвящена изучению теоретических сведений об оценочных суждениях: что такое оценка, какие виды ее можно выделить (абсолютная и сравнительная). Оценочные суждения ребята должны были найти в двух рекламных роликах — Tele2 и Sony/ Затем были рассмотрены два текста из Интернета, задача — не вчитываясь, назвать, какая из представленных рецензий является положительной, а какая — отрицательной.
Следующее задание — коннотация слов. Для этого были выбраны некие образные выражения, например, «красная цена», «каменное лицо», «бешеные скидки», «стальные нервы». Необходимо было не только выявить дополнительные ассоциативные значения выражений, но и объективные свойства реально существующих предметов, на основе которых эти выражения сложились.
В качестве подведения итогов занятия обучающимся было предложено оценить по пятибалльной системе следующие позиции:
- что узнали;
- было ли интересно работать с примерами и анализировать материалы;
- комфортно ли я себя чувствовал и был готов уверенно высказаться.
Затем было предложено задание: к следующему занятию описать сегодняшнее в 3-х слайдах. Во всем, что окружает, «вылавливать» оценочные суждения и присылать педагогу на Telegram.
Участники жюри отметили хорошее владение различными инструментами дистанционного обучения и поинтересовались, сколько групп обучает Наталья Константиновна. Это четыре группы: от 6-ти до 8-ми лет, от 8-ми до 10-ти, от 11-ти до 13-ти и тот возраст, который и присутствовал на занятии, — от 13-ти до 17-ти. Программы разные, в том числе и разработанные по запросу детей.