Опыт использования экологической инициативы «Меловая ботаника» для изучения учащимися 11—13 лет растительного мира населенных пунктов
В статье рассматриваются возможности использования экологической инициативы «меловая ботаника» в дополнительном образовании в объединениях по интересам эколого-биологического профиля.
Она хорошо зарекомендовала себя при использовании на занятиях объединения по интересам «Эврика» в ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», при проведении экологической акции «Крэйдавая батаніка» по изучению городской флоры, а также во время организации экологической работы с учащимися оздоровительных лагерей по изучению флоры пришкольной территории.
О.А. Данильченко,
заведующий отделом по основной деятельности,
ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»
Минская область, г. Слуцк
Растения — это основа всего живого на планете, ведь сама жизнь началась с них. Именно растения наполнили Землю кислородом, тем самым повлияв на эволюцию. К тому же они — богатейший запас органических веществ, очень ценный ресурс. Это если смотреть на растения глазами ботаника. Но ведь растения помогают нам и в быту. Одни мы употребляем в пищу, другие используем в промышленности, третьи и вовсе применяем в строительстве, а морфологические свойства некоторых растений с успехом переносятся на инженерные конструкции. [1]
В городе, особенно большом, с его многочисленными заводами и фабриками, воздух, вода и почва загрязнены промышленными отходами, выхлопными газами автомобилей, бытовым мусором. Растения же способствуют уменьшению пылевого, шумового и звукового загрязнения. [2] Особенно важны те растения, которые не только накапливают в себе вредные вещества, но и способны так их изменить (переработать), что те становятся безопасными для человека и животных. Многие знакомые нам растения представляют интерес как лекарственные и пищевые. А Эндрю Уайтхаус из природоохранного фонда Buglife утверждает, что растения на городских тропинках и у стен зданий также важны в качестве источников зимней пищи доступной для насекомых, таких как шмели. «Под бетоном корни создают крошечные микробытовые среды обитания, которые поддерживают мокриц, червей, уборщиков урожая, пауков, детенышей слизней и улиток, которые, в свою очередь, становятся пищей для птиц и ежей», — считает он. [15]
Человечество, как и раньше, не может существовать без растительного мира, несмотря на высокий уровень технических открытий. Только раньше знания о растениях передавались из поколения в поколение, от родителей к детям, а теперь это книги, интернет-ресурсы и средства массовой информации. Люди не перестали интересоваться всем новым, неизведанным, а ботаника — это тот раздел биологии, где осталось множество белых пятен. Ведь эволюция не закончилась, процессы видообразования продолжаются, поэтому ученые до сих пор открывают новые виды растений. Так что можно сказать, что изучать растения не только интересно, но и целесообразно.
Цель: способствовать развитию информационной грамотности в области видового разнообразия городской флоры с помощью экологической инициативы «меловая ботаника».
Задачи:
- расширить знания учащихся о видовом разнообразии городской флоры;
- рассмотреть возможности использования экологической инициативы «меловая ботаника» для привлечения учащихся к изучению ботаники;
- показать возможные пути использования «меловой ботаники» в педагогической практике и в экологическом просвещении населения.
Что нужно, чтобы начать знакомство с растительным миром?
Для начала необходимо просто выйти на улицу и посмотреть вокруг. Как правило, в любом населенном пункте можно увидеть деревья, кустарники и травы. Можно узнать о них с помощью интернета и книг, а можно поддержать экологическую инициативу «меловая ботаника», которую в 2019 году предложил французский ботаник Борис Прессек [15]. Суть её в подписывании растений мелом на тротуаре. Ученый говорил: «Я хотел, чтобы люди осознали присутствие дикой растительности на тротуарах, чтобы они уважали её. Сейчас те, кто раньше никогда не уделял этим растениям внимания, признаются, что их взгляды изменились. Со мной связываются школы, чтобы я провёл с их учениками занятия о природе в городе» [15]. В Англии к «меловой ботанике» присоединилась Софи Легуил, основательница движения «Больше, чем сорняк». «Меловая ботаника» стала модной во многих европейских городах [15].
Активисты этого увлекательного движения оставляют надписи во время ежедневных прогулок и считают, что «меловая ботаника» — это быстрый способ почувствовать связь с природой, привлечь внимание горожан к флоре, растущей в трещинах дорожек и стен в городах. Слова, написанные мелом на асфальте, привлекают внимание пешеходов к деревьям, кустарникам и травам.
В 2020 году волонтеры общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Республики Беларусь подхватили инициативу европейских ботаников и запустили акцию «Расліны горада». Благодаря ей на улицах г. Минска появились надписи с названиями растений, растущих на обочинах и между тротуарных плит. Оказалось, что в столице растет около 400 видов аборигенной флоры, включая около 19 растений из Красной книги. Чтобы присоединиться к этому необычному экологическому движению в Беларуси, необходимо подписать растение мелом на асфальте, и поместить фотографию его с надписью и хэштегом #расліныгорада в соцсетях. В нашей стране меловая ботаника нашла своих приверженцев в г. Гродно, г.п. Брагине.
В г. Слуцк инициативу поддержали ребята и педагоги Слуцкого эколого-биологического центра учащихся, которые летом 2020 года сделали надписи на асфальте к растениям.
В УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» в качестве эксперимента включили новый способ изучения окружающей среды («меловую ботанику») в программу практики студентов, которые подписывали растения на улицах г. Гродно и отправляли фотографии своей работы на образовательный портал, где те проверялись преподавателями. Педагоги университета отмечали положительный результат использования «меловой ботаники» в образовательном процессе студентов.
Возможно ли, использовать эту инициативу в дополнительном образовании детей и молодёжи?
В учреждениях эколого-биологического профиля существует много программ, содержащих темы по изучению видового разнообразия растительного мира. Одна из таких программ в ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» — это программа объединения по интересам «Эврика». Объединение по интересам «Эврика» работает уже более 10 лет.
Программой этого объединения предусмотрен раздел «Экологический проект», который включает в себя несколько занятий. В ходе реализации этого раздела учащиеся имеют возможность ежегодно реализовывать различные экологические проекты. Например: «Зависимость количества повреждённых хвоинок ели обыкновенной от загрязнения атмосферного воздуха в городе Слуцке», «Реклама в почтовом ящике», «Жизнь и поведение уличной кошки», проект «Зеленые агрессоры», по изучению инвазивных видов деревьев в г. Слуцк, и другие.
В 2020/2021 учебном году ребята объединения по интересам «Эврика» реализовали мини-проект «Растения в городе». Проект предусматривал изучение видового разнообразия дикорастущих растений и растений, используемых в озеленении г. Слуцка. В основу проекта была положена экологическая инициатива «меловая ботаника».
Использование надписей на асфальте для изучения видового разнообразия растений в городе показало, что такая форма работы на занятиях объединения по интересам является интерактивной и увлекательной. В современном мире компьютеризации очень важно увлечь ребят изучением природы, и с появлением «меловой ботаники» у педагога появился еще один рычаг оторвать учащихся от гаджетов и помочь им взглянуть по-новому на окружающий их мир.
Возможности использования инициативы «меловая ботаника» в работе с учащимися
Поскольку инициатива «меловая ботаника» нашла свое применение для обучения гродненских студентов, у меня возникла мысль опробовать её при реализации программы объединения по интересам эколого-биологического профиля «Эврика» для учащихся от 11 до 13 лет. Тема «Биоценоз населенных пунктов. Животные и растения населенных пунктов» предусматривает изучение городской флоры и её роли в биоценозе города и жизни человека. Занятие в объединении по интересам «Эврика» состоит из трех академических часов. При изучении темы «Биоценоз населенных пунктов. Животные и растения населенных пунктов» (программа объединения по интересам «Эврика») один час я выделила для изучения растений в городе и предложила ребятам подписать мелом на асфальте наибольшее количество растений. Предварительно я рассказала им об экологической инициативе «меловая ботаника» и предложила следующий алгоритм действий:
- Найти растение, произрастающее рядом с обочиной дороги или между тротуарной плиткой.
- Определить вид этого растения с помощью определителя, интернета и т.п.
- Сделать надпись на асфальте, плитке или заборе так, чтобы было понятно к какому растению она относится.
- Сделать фотографию растения вместе с надписью.
Для определения растений учащимся можно было пользоваться определителями, интернетом, звонить знакомым и друзьям. При выполнении задания они разделились на пары и в течение часа делали надписи. В течение этого времени к ним подходили прохожие, интересовались, чем занимаются ребята. Учащиеся с удовольствием рассказывали горожанам об инициативе «меловая ботаника» и называли растения, произрастающие в городе. В ходе подписывания растений пары детей стали соревноваться — они проверяли друг друга, старались сделать больше надписей, и даже искали необычные и редкие травы. Таким образом, в результате выполнения задания ребята сделали больше ста надписей, познакомились с 37 видами растений г. Слуцк, из них 10 деревьев, 15 дикорастущих и 12 декоративно-цветущих травянистых растений.
Как показала проверка знаний на следующем занятии, учащиеся гораздо лучше запомнили виды растений, по сравнению с тем, когда информация о разнообразии городской флоры доносилась на занятии в виде лекции с демонстрацией иллюстраций или виртуальной экскурсии. Данная форма работы объединила в себе работу с книгой (определители), экскурсию, работу с интернет-источниками, наблюдение, творчество и игру. Многие из ребят захотели узнать больше о городской флоре после вопросов прохожих.
Так как опыт использования инициативы «меловая ботаника» при работе с учащимися в рамках одного занятия дал хорошие результаты, я решила использовать его при реализации целого раздела «Экологический проект» (программа объединения по интересам «Эврика»). Этот раздел включает в себя несколько занятий и посвящается вовлечению учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Каждый год выбирается новая тема проекта. В 2020–2021 учебном году — это «Растения в городе».
На первом занятии учащиеся провели небольшой социологический опрос среди ребят Слуцкого эколого-биологического центра, чтобы понять актуальность исследования городской флоры для школьников. Оказалось, что тема «Растения в городе» интересна опрашиваемым, но в среднем они смогли назвать только 15 растений, произрастающих в городе, причем дикорастущих трав среди них не было.
На втором занятии в рамках экологического проекта «Растения в городе» учащиеся изучили литературу и интернет-источники о роли растений в населенных пунктах, а также закрепили навыки по использованию определителей растений. Для проведения исследования ими были разработаны 3 маршрута длиной до 1 км в черте г. Слуцка. На третьем занятии ребята разбились на группы по 4 человека. Каждая группа прошла по своему маршруту. С помощью определителей они узнавали названия растений и подписывали их на асфальте. Если на занятии «Биоценоз населенных пунктов. Животные и растения населенных пунктов» при использовании инициативы «меловая ботаника» допускались надписи нескольких растений одного и того же вида, то в рамках проекта необходимо было подписать разные виды и чем больше, тем лучше.
Надписи, сделанные учащимися, способствовали не только их знакомству с видовым разнообразием растений, но и привлекали внимание горожан к городской флоре, что привносило в работу социологический аспект. Выполнение исследования включало соревновательный момент, так как каждая группа стремилась подписать больше видов. Кроме этого, подписи растений на асфальте стимулировали более ответственно относиться к определению видов, так как слова на асфальте читали прохожие и интересовались, что это за дерево, куст или трава. Параллельно учащиеся составляли список подписанных растений, который включал, как дикорастущие, так и виды, используемые для озеленения в г. Слуцк.
На следующих занятиях был составлен мини-отчет о проделанной работе и создана презентация, с которой ребята выступили перед учащимися Слуцкого эколого-биологического центра учащихся. Презентация включала информацию о роли растений в населенных пунктах и о видовом разнообразии городской флоры, кроме этого, она содержала рекламу инициативы «меловая ботаника», как возможность хорошо и с пользой провести время.
В педагогике существует ряд методов и форм для изучения растений на школьных уроках или на занятиях в дополнительном образовании. Это устное изложение учебного материала в виде рассказа или беседы, объяснения или лекции с демонстрацией иллюстраций и фотографий. Часто педагог прибегает к работе с книгой для самостоятельного изучения темы. Среди практических методов в преподавании биологии используется наблюдение и эксперимент. Для активизации деятельности учащихся современный педагог может использовать экскурсию, игру, творчество и обучение с помощью компьютера.
С появлением инициативы «меловая ботаника» у преподавателя появился шанс соединить несколько методов в одном и заинтересовать учащихся изучением биоразнообразия растений. Использование этой экологической инициативы на занятиях объединения по интересам «Эврика» дало положительный результат. Учащиеся не только лучше усваивали тему, но и делились знаниями с другими людьми, что способствовало росту их самооценки и развитию интереса к растительному миру.
Таким образом, экологическая инициатива «меловая ботаника» очень хорошо зарекомендовала себя при изучении видового разнообразия растений с учащимися на занятиях объединения по интересам «Эврика» (приложение).
Именно поэтому мне захотелось попробовать использовать эту экологическую инициативу для проведения природоохранных мероприятий.
В Слуцком районе более 30 детских экологический клубов «Крылатый дозор», объединяющих как воспитанников дошкольных учреждений образования, так и учащихся школ и учреждений дополнительного образования, которые занимаются изучением родной природы и участвуют в различных природоохранных мероприятиях. Клубы работают под патронажем Слуцкого районного отделения общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», поэтому я обратилась в совет Слуцкого районного отделения общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» с предложением организовать и провести для ребят, состоящих в клубах «Крылатый дозор», экологическую акцию «Крэйдавая батаніка».
Такая акция была проведена в Слуцком районе среди детских клубов «Крылатый дозор» осенью 2020 года и весной 2021 года. Её целью стало привлечение внимания детей к изучению флоры населенных пунктов. Ребятам предложили подписывать знакомые им растения, которые растут рядом с обочиной дорог и между тротуарной плиткой, на асфальте или заборе. По условиям акции необходимо было делать фотографии растения с надписью и размещать её в альбом ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» в группе Вконтакте. Для определения растений можно было пользоваться справочной литературой, интернетом, привлекать взрослых и друзей. А тот клуб, члены которого разместят больше всего фотографий, ждал диплом и приз.
Как оказалась, делать подписи на асфальте к растениям очень увлекательное дело. А если к этому присоединить момент соревнования, то и подавно. Всего было сделано более 800 надписей, а три клуба «Крылатый дозор», которые подписали больше всего видов растений, получили дипломы и призы. В акции активно участвовали не только школьные клубы, но и ребята, посещающие дошкольные учреждения образования (приложение).
Еще одна возможность использования «меловой ботаники» появилась у меня в летнее время, когда в школах открылись оздоровительные лагеря дневного пребывания. Я вместе с педагогами нашего Центра решили использовать это время для знакомства ребят с удивительным растительным миром пришкольной территории. Со 2 по 4 июня 2021 года в оздоровительных лагерях восьми учреждений образования г. Слуцк были организованы экологические тренинги «Веселая ботаника», которые включали ботаническую викторину и мастер-класс «Меловая ботаника». Более 200 учащихся, делая надписи мелом на асфальте, не только открывали для себя удивительный мир растений на школьном дворе, но и учились определять травянистые и древесно-кустарниковые растения (приложение).
Использование экологической инициативы «меловая ботаника» не только на занятиях объединений по интересам эколого-биологического профиля, но и для проведения экологических акций, тренингов, мастер-классов, посвященных изучению разнообразия растений, хорошо себя зарекомендовало.
Заключение
Населенные пункты Республики Беларусь озеленены деревьями и кустарниками, газонной травой и цветами. Кроме этого, на улице можно встретить дикорастущие растения, которые никто не сажал. Они сами выросли и пытаются выжить в урбанизированной среде.
К сожалению, все больше детей увлечены компьютером, и все меньше интересуются миром природы, далеко не каждый школьник может назвать деревья, произрастающие на улице, где он живет.
Поэтому очень важно, чтобы экологическое образование, основанное на собственном жизненном опыте, начиналось в детстве. Дети, живущие в городе, часто изолированы от знаний об окружающей среде и природе. Очень трудно научиться любоваться природой, любить ее, заботиться о ней, если ты с ней почти не пересекаешься. Ребята, имеющие опыт общения с природой, с интересом относятся к растениям и животным. Даже собственный двор около дома может превратиться в место для формирования экологического сознания. И в этом может помочь «меловая ботаника». С её помощью можно привлечь внимание ребят к растениям в городе, чтобы они смогли понять, насколько разнообразна растительная городская среда. А заодно учащиеся узнают много новых названий как высаженных человеком, так и дикорастущих растений.
Горожане, как правило, не обращают внимание на отдельные растения, особенно дикорастущие. «Меловая ботаника» заставляет привлечь их внимание сначала на надпись, а затем и на само растение. Если таких надписей на улице будет много, то есть шанс, что горожане задумаются о том, что растительный мир их города разнообразен, и захотят узнать о нем как можно больше. Благодаря этому люди смогут понять самоценность природы и будут принимать важные решения, которые максимально сохранят экосистему населенного пункта. Например, будут правильно проводить обрезку деревьев или оставлять нескошенные островки травы, чтобы она успевала дать семена, которыми мелкие птицы кормятся осенью и зимой.
Выводы
«Меловая ботаника» оживляет практико-ориентированное обучение учащихся, повышает интерес к ботанике, а старшеклассникам может помочь сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Экологическая инициатива «меловая ботаника» хорошо зарекомендовала себя при использовании на занятиях объединения по интересам «Эврика» в ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», при проведении экологической акции «Крэйдавая батаніка» по изучению городской флоры и во время организации экологической работы с учащимися оздоровительных лагерей.
В перспективе мной планируется использовать этот опыт при реализации программы объединения по интересам «Занимательная биология» (учащиеся 6–8 лет) и продолжить его с учащимися объединения по интересам «Эврика» (учащиеся 11–13 лет).
Идею инициативы «меловая ботаника» можно рекомендовать к использованию на занятиях экологических клубов и объединений по интересам эколого-биологического профиля, на уроках в школе для расширения знаний учащихся по предметам «Человек и мир» и «Биология», а также для организации работы в рамках образовательного проекта «Зелёные школы» по направлению «Биоразнообразие».
Благодаря надписям на асфальте, люди обращают внимание на растения, и это может служить предпосылками для формирования общества с экологическим мировоззрением. В этом заключается социальная польза «меловой ботаники».
Свой опыт использования экологической инициативы «меловая ботаника» я презентовала на страницах журнала «Эколог и Я» и в авторском блоге Международного портала «Кладовая развлечений».
Природа без человека будет жить, и развиваться, а вот человек без природы — нет. Чем больше город, тем ценнее в нем каждый зеленый уголок, поэтому необходимо изучать и беречь окружающий мир.
Приложение
Фотоотчет «Использование инициативы „Меловая ботаника“ для изучения видового разнообразия растений»
«Меловая ботаника» на занятиях в объединении по интересам «Эврика» (осень 2020 г.)
Экологическая акция «Крэйдавая батаніка» (осень 2020 г., весна 2021 г.)
Экологические тренинги «Веселая ботаника» (лето 2021 г.)
Интернет-источники
- Электронный ресурс. — Режим доступа: http://interesnii-fakt.ru/udivitelnye-otkrytiya-i-izobreteniya/kak-rasteniya-pomogli-arxitektoram-izobresti-originalnye-stroitelnye-konstrukcii Дата доступа: 7.06.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://studwood.ru/1056928/agropromyshlennost/funktsiya_rasteniy_gorode Дата доступа: 7.06.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00888417_0.html Дата доступа: 7.06.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://ptushki.org/news/690573.html Дата доступа: 7.06.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://grodnonews.by/news/priroda_i_ekologiya/znaniya_vokrug_kak_studenty_grgu_izuchayut_botaniku_s_pomoshchyu_obychnykh_melkov.html Дата доступа: 7.06.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://kaktutzhit.by/news/botanika Дата доступа: 20.06.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://kurjer.info/2020/10/26/nazvaniya-rasteniy/ Дата доступа: 20.06.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://strelkamag.com/ru/article/zachem-botaniki-buntari-podpisyvayut-nazvaniya-dikikh-rastenii Дата доступа: 7.07.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://ptushki.org/news/693305.html Дата доступа: 7.07.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://vk.com/album-196008398_278410877 Дата доступа: 7.07.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://vk.com/album-196008398_272690147 Дата доступа: 7.07.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://ecolog.slutsk-vedy.gov.by/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%8B/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/document-149213.html Дата доступа: 7.07.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://ecolog.slutsk-vedy.gov.by/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%8B/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/document-144433.html Дата доступа: 7.07.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://kladraz.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/tvorcheskii-otchet-ispolzovanie-iniciativy-melovaja-botanika-dlja-izuchenija-vidovogo-raznobrazija-rastenii.html Дата доступа: 20.09.2021
- Электронный ресурс. — Режим доступа: https://strelkamag.com/ru/article/zachem-botaniki-buntari-podpisyvayut-nazvaniya-dikikh-rastenii Дата доступа: 20.09.2021