Веселое, яркое, шумное, полезное ЛетовГайдаре#
Лето – любимая пора мальчишек и девчонок всех возрастов, потому что на целых три месяца они могут отложить учебники, обязательные школьные занятия и наслаждаться летом, теплом, солнцем и общением с друзьями. Чтобы дети Москвы смогли активно отдохнуть в летний период, во Дворце творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара радушно распахнул свои объятия образовательный проект ЛетовГайдаре#, об особенностях которого пойдет речь в статье.
Е.М. Молчанова,
заместитель директора,
ГБОУДО “Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара”,
Москва
Вот и наступило долгожданное лето, а двери Дворца творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара открыты круглый год: и зимой, и летом… Каникулярные летние программы – это заключительный аккорд, своеобразный мостик между завершившимся и предстоящим учебным годом. В этом году все летние программы объединены в масштабный образовательный проект ЛетовГайдаре#, цель которого – организовать позитивную занятость детей в свободное время, предоставить возможность каждому ребенку поучаствовать веселых, интересных, познавательных и полезных образовательных краткосрочных программах, найти новых друзей, получить яркие, положительные эмоции и просто интересно провести лето. Этого времени года дети ждут весь учебный год, потому что летняя программа всегда продумана и насыщена творческими делами, которые способствуют гармоничному развитию детей, дают основу для социального здоровья, адаптации в обществе и формируют активную позицию.
Своеобразным девизом проекта ЛетовГайдаре# стали слова одной популярной песни: «Лето – это маленькая жизнь!». Ведь наши воспитанники проживают за лето «маленькую» жизнь, наполненную разнообразными развлекательно-познавательными интересными программами, событиями, проектами, практиками, играми, конкурсами.
Интерес детей и родителей очень высокий, ЛетовГайдаре# ждали. И сотрудники Дворца Гайдара в течение всего учебного года готовились к этому событию: формировали запросы семьи на летние программы; думали, как сделать, чтобы и родители, и сами дети выбирали занятия по интересам и могли выстраивать индивидуальные образовательные маршруты летнего отдыха и содержательного досуга.
Чем особенным ЛетовГайдаре# (2022) отличается от прошлого года?
ЛетовГайдаре# богато на разнообразные программы: Дворец Гайдара подготовил и представил более 700 двухнедельных программ. Из такого количества каждый сможет найти дело по своим интересам и возможностям. Впервые подготовлены летние занятия для самых маленьких – детей от 1-года: мамы вместе с малышами полезно и доступно проводят время. Для них организованы музыкально-игровые и развивающие занятия: «Малыш и мама», «Я познаю мир», «Маленький музыкант», «Умный малыш». Мамы и малыши вместе знакомятся с физкультзарядкой, развивающими песенками, пальчиковыми играми. Всё это поможет малышам развивать активную речь, эмоциональность, творчество. А мамы учатся быть родителями – мамы рады, когда малыш активен, понимают малыша и доверяют друг другу.
Какие программы пользуются популярностью эти летом среди московских школьников?
Это новые программы представлены серией творческих мастер-классов по шитью, рукоделию и ковроткачеству для детей младшего школьного возраста. Что выбрать и чем заняться? Моделирование и конструирование знакомит детей с шитьем небольших аксессуаров для одежды. Основные техники создания предметов декора помогут ребятам применить знания в оформлении подарков и неповторимого предмета интерьера. Новая интересная программа на лето «Волшебная изонить», вышивка по картону, также необычная программа “Кофейная живопись”, рисование кофейным раствором. Дети в восторге! Всё, что сделано своим руками, приобретает особый смысл – увлечение превращается в хобби. Приобретенные знания, умения и навыки помогут развить эстетический вкус, расширят художественный фокус, а также пригодятся ребятам в будущем.
Настоящим открытием ЛетовГайдаре# стало создание в эстрадно-джазовом направлении рок-коллектива. В процессе занятий подростки знакомятся с инструментами вокально-инструментального ансамбля: ударные, гитара, бас-гитара, клавиши, а концу курса ребята записывают видеоролик.
И конечно, неослабевающий интерес московских семей к летним программам инженерного направления и IT-технологиям: Программирование, Соревновательная робототехника Lego, Робототехника DlY-проект, Основы 3D моделирования, Программирование Scratch, Гейм-дизайна, Мир роботов Lego.
Спорт ЛетовГайдаре# переживает настоящий бум – футбол и волейбол, художественная гимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика, подвижные спортивные игры, бадминтон, каратэ, фитнес, шахматы и всё это многообразие и в зале, и на улице. Возросший интерес к спортивным активностям, это отклик на здоровый образ жизни самих детей и их родителей!
Какие новые инициативы на основе ценностей, целей и содержания дополнительного образования взял Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара для проведения каникулярных программ?
Обычные летние программы, как выбор ребенком интересных дел и знаний, может быть своеобразным переходом от краткосрочных увлечений к устойчивым интересам, а дальше и профессиональному самоопределению. Наши педагоги взяли на себя инициативу по созданию программ строящихся в проектной логике, ориентированных на результат ребенка и на создание продукта деятельности. На летних программах педагоги осваивают для себя новые роли в образовательном процессе: они становятся менторами, консультантами, тьюторами, экспертами, аниматорами.
Чтобы ЛетовГайдаре# стало по настоящему созидательным для ребенка, большое значение приобретают не только знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы. Дети становятся творцами того, что они делают и создают. На летних программах ребенок пытается ставить собственные цели: для чего «я» пришёл, что «я» хочу узнать и т.д. Исходя из этого, происходит получение и оценивание собственного приобретенного опыта в рамках выбранной общеразвивающей программы: что «я» сделал, какие у меня результаты, что мне делать с этими результатами, что изменилось? В программы включены воспитательные практики, такие как игра-приключение на заданную тему, конкретные ситуации и задачи, требующие решения, интеллектуальный марафон, социальная или тематическая акция, коллективная творческая деятельность и т.д.. Летние общеразвивающие программы определяют процесс воспитания, как личностные действия, проявляющиеся в результатах, в зависимости от выбранной программы. Обучение становится неотделимым от воспитания.
Как проявляются отдельные личностные результаты детей в результатах общеразвивающих летних программ?
На летних образовательных программах предметная деятельность вплетена в воспитательные практики, в которую включены ребята. Это та среда, где претерпевают изменения личные качества каждого. Действительно, в процессе занятий дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе, своих возможностях. При изготовлении декора, освоении различных элементов хореографии, спортивных упражнений, моделировании и сборке квадрокоптеров, когда общий результат зависит напрямую от результата каждого, воспитываются такие качества человека, как ответственность, трудолюбие. Умение договариваться, работать в команде, спокойно реагировать на неудачи поможет в жизни быть уверенным в себе и улучшит навыки общения. Достигать поставленную цель – это и повышение личной самооценки и тренировка силы воли. Чтобы перенести вне студий на лист бумаги все оттенки цвета, создать полностью готовую картину на природе, пленэрные занятия помогут стать внимательным и наблюдательным.
Лето – самое веселое и благодатное время, которое дети проводят с пользой, так как созданное образовательное пространство ЛетовГайдаре# позволяет погрузиться в атмосферу познания и творчества – неотъемлемую составляющую мира детей. Как показывает наша практика, правильно организованная летняя работа с обучающимися и их родителями даёт им возможность не только хорошо отдохнуть, но и окунуться в мир интересных, занимательных, познавательных и веселых событий. Дети от 1 года до 18 лет проводят свободное время с максимальной пользой. Такие впечатления, полученные в детстве, ребята пронесут через всю свою жизнь.
Каждый ребенок имеет право быть веселым, счастливым и всегда чувствовать поддержку старших. Самое главное в нашей работе – хорошее настроение детей, погружение их в полезные дела, позитивная занятость. Дети – смысл нашей работы. Их искренность и жизнелюбие заряжают нас счастьем, легкостью и надеждой. Личностный рост детей происходит беспрерывно, а, значит, вместе с ними развиваемся и мы, педагоги, стараясь сделать каждый день во Дворце ярким, насыщенным и активным.
Литература
- А всё-таки на свете придумано не зря, что открывают двери ребятам лагеря! Информационный ресурс. URL: http://t849381.sch.obrazovanie33.ru/news/36008-a-vsye-taki-na-svete-pridumano-ne-zrya-chto-otkryvayut-dveri-rebyatam-lagerya-letniy-prishkolnyy-lag/ (Дата обращения: 30.06.2022)
- Да здравствуют лето, каникулы и отдых! Информационный ресурс. URL: https://znamenka.info/arhiv/2017-god/vypusk-21-22-iyunya/da-zravstvuyut-leto-kanikuly-i-otdykh?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (Дата обращения: 29.06.2022)
- Лето в Гайдаре. Информационный ресурс. URL: https://dpgaidar.mskobr.ru/distantsionnoe-obuchenie-1605705053/leto-v-gaydare-1651660987 (Дата обращения: 30.06.2022)