Групповое наставничество в форме «Детско-взрослое сообщество (ДВС): педагог – родители – учащиеся»
В статье рассматривается опыт организации группового наставничества как инструмента, влияющего на развитие личностных качеств обучающихся в условиях детско-взрослого сообщества. Представлены результаты работы по внедрению группового наставничества на примере деятельности детско-взрослых сообществ в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение», раскрывается значение наставничества для личностного развития детей и подростков. В результате реализации практики доказано, что групповое наставничество в форме детско-взрослого сообщества повышает мотивацию к обучению, способствует развитию личностных компетенций обучающихся, развитию умения работать в команде. Статья будет интересна непосредственно педагогическим работникам учреждений дополнительного образования, ищущим новые формы организации воспитательной деятельности в коллективах.
А.С. Ваниватова,
методист, педагог-психолог
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский
центр “Восхождение”»,
г. Хабаровск
Ю.В. Мирвис,
методист
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский
центр “Восхождение”»,
г. Хабаровск
Н.В. Куклева,
педагог дополнительного образования
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский
центр “Восхождение”»,
г. Хабаровск
Н.М. Семенюк,
педагог дополнительного образования
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский
центр «Восхождение»,
г. Хабаровск
Решением Президента 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 г. необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества [5]. И сегодня мы видим, что во всей сфере образования идет внедрение целевой модели наставничества [4].
Наставничество можно считать перспективной образовательной технологией, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы») [1].
Одной из форм наставничества в МАУДО ДЮЦ «Восхождение» города Хабаровска стало «Детско-взрослое сообщество: педагог – родители – учащиеся» (далее – ДВС). Привлечение родителей к активному участию в учебном процессе вместе с детьми – это лучшее, что может сделать наставник, чтобы обеспечить успех в работе. Родители и наставники, работающие совместно, с большей вероятностью увидят положительные изменения в детской среде и повышение результативности реализации образовательной программы [2].
Анализ реальных потребностей и уровней взаимодействия различных субъектов нашего учреждения, осмысление их норм, идеалов и целей, позволил понять, что в зависимости от особенностей детских коллективов, интересов родителей, педагогов и социальных партнеров способы формирования детско-взрослых сообществ могут быть различны.
Основными задачами взаимодействия наставников с наставляемыми, по нашему мнению, являются:
1. Создание эмоционально комфортной, творческой среды для проявления обучающимися творческих способностей.
2. Обучение наставляемых приемам организации и проведения совместной творческой деятельности.
3. Помощь обучающимся в накоплении опыта творческой и успешной личностной самореализации, улучшение взаимопонимания и дружеского отношения между разными поколениями в условиях деятельности одной организованной группы.
Практика деятельности ДВС направлена на организацию содержательного досуга обучающихся и родителей, удовлетворение их потребностей в активных формах творческой и познавательной деятельности. Ведущую роль в групповом наставничестве в условиях ДВС играет продуктивная творческая деятельность, организуемая на основе принципа сочетания командного и индивидуального наставничества.
Основные методы и приемы, которые применяются при групповом наставничестве в ДВС: самоуправление, коллективная творческая деятельность (КТД), шефство (от старших к младшим, от сверстника к сверстнику), проектная деятельность, консультация.
Наставниками в ДВС могут стать:
- неравнодушные педагоги, профессионалы с большим педагогическим опытом, высокой квалификацией, авторским подходом к организации воспитательной деятельности в условиях детского объединения;
- неравнодушные родители, значимые взрослые, способные создать доверительные отношения, найти подход, оказать помощь и поддержку детям в решении их жизненно значимых проблем;
- выпускники, закончившие обучение, более опытные и старшие учащиеся.
В роли наставляемых в ДВС могут быть:
- обучающиеся школьного возраста (7–16 лет), которых можно условно разделить на две категории:
– социально активные, мотивированные к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков;
– социально пассивные, плохо мотивированные, не имеющие желания контактировать с друг с другом;
- родители, испытывающие проблемы в воспитании и общении с детьми, имеющие потребность в психолого-педагогической поддержке.
Организация наставничества в условиях ДВС включает следующие элементы:
– определение конкретных целей наставничества (например, поддержка в обучении, профессиональном росте, развитии личных навыков и т.д.);
– подбор наставника, обладающего опытом и знаниями в той области, в которой необходимо предоставить поддержку;
– создание индивидуализированного плана/программы, учитывающего уникальные потребности наставляемого и включающего конкретные шаги для достижения поставленных целей;
– выбор форм работы наставников (это могут быть консультации, обучающие сессии или даже онлайн-взаимодействие);
– мониторинг и оценка прогресса в достижении поставленных целей, что позволяет, если необходимо, скорректировать первоначально созданный план/программу и обеспечить эффективность наставничества.
Опыт организации наставничества в условиях ДВС показал различия в ее содержании и формах в зависимости от векторной направленности:
– наставничество по отношению к обучающимся: наставники стараются раскрыть потенциал каждого наставляемого, оказывают адресную помощь в решении его насущных проблем, во взаимоотношениях с родителями и одногруппниками, участвуют в проведении совместных мероприятий, помогают обучающимся с трудоустройством в летний период, организуют экскурсии и совместный отдых с детьми и родителями и т.д.;
– наставничество по отношению к родителям осуществляется через организацию родительских семинаров и встреч, где опытные родители могут давать советы и делиться опытом с молодыми родителями; коллективные мероприятия, детско-взрослые проекты (например, создание семейных книг, где родители и дети совместно разрабатывают истории или ведут семейный дневник); семейные театры (как возможность совместного участия родителей и детей в театральных постановках, где они могут раскрывать свой творческий потенциал и улучшать коммуникативные навыки) и т.д.
Групповое наставничество – более сложный процесс, чем другие виды наставничества, и включает в себя нескольких подвидов:
– ситуационное наставничество, подразумевающее предоставление наставниками необходимой помощи детям и родителям, когда они в ней нуждаются;
– групповое флэш-наставничество: кратковременные встречи наставников с небольшой группой подопечных для оперативного решения каких-либо значимых вопросов;
– виртуальное наставничество, которое помогает построению взаимоотношений между всеми участниками ДВС, обеспечивает постоянное и творческое общение, использование социальных сетей для получения разнообразной информации, для нахождения и привлечения социальных партнеров и многое другое.
В виртуальном наставничестве есть один очень важный нюанс. Сегодня подростки разбираются в новых технологиях и программах зачастую лучше, чем старшее поколение. И здесь может возникнуть еще одна разновидность – реверсивное наставничество. Подростки действуют в роли наставников по отношению к родителям, обучая их использованию современных технологий, приложений и программ. В дальнейшем родители и дети сотрудничают в создании образовательных проектов с использованием различных онлайн-ресурсов и инструментов, проводят семейные соревнования и игры, целью которых является совместное обучение технологическим навыкам и повышение цифровой грамотности.
Вариации ролевых моделей внутри группового наставничества в ДВС могут различаться в зависимости от потребностей самих наставляемых, ресурсов учреждения и ресурсов наставников:
- взаимодействие «более опытный – менее опытный учащийся» – классический вариант поддержки формирования навыков самоорганизации и самодисциплины;
- взаимодействие «лидер – равнодушный» – психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие и осознанное включение в сообщество;
- взаимодействие «равный – равному», в рамках которого происходит обмен навыками, взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;
- взаимодействие «куратор – автор проекта» – совместная работа над проектами, при которой наставник выполняет роль куратора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, прокачивая и совершенствуя навыки.
Основные этапы реализации плана/программы наставничества:
1-й этап – подготовительный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий, границы и ресурсы участников ДВС, а также выявляет уровень и тематику проблем.
Опыт работы по организации наставничества в условиях ДВС позволил выявить наиболее типичные проблемы наставляемых:
– недостаточность условий для творческой самореализации и формирования активной гражданской позиции в рамках образовательной программы;
– недостаточность условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;
– недостаточная сформированность ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
– неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
– проблемы адаптации в коллективе: психологические (связанные с возрастными кризисами и индивидуальными особенностями), организационные и социальные;
– разобщенность детей и родителей, отсутствие доверительных отношений и компромиссов в отношениях, отсутствие сотрудничества.
Мероприятия: вводная беседа, родительское собрание, экскурсии по образовательному учреждению, анкетирование, опросы.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу наставничества, ведет активную работу с наставляемыми, стимулирует их деятельность, осуществляет корректировку процесса освоения новых умений и навыков с учащимися и родителями.
Мероприятия:
- Составление плана работы с учащимися и родителями.
- Начало реализации программы группового наставничества – первое ключевое мероприятие, на котором представляется программа наставничества в форме «педагоги – детско-взрослое сообщество».
- Проведение для детей и родителей различных мероприятий, конкурсов, мастер-классов по плану деятельности ДВС.
- Посещение участниками ДВС мероприятий Центра «Восхождение».
- Взаимопосещение мероприятий разными ДВС.
- Осуществление взаимодействия с другими сообществами и учреждениями, действующими в аналогичных интересах.
- Освещение деятельности ДВС в СМИ, сети Интернет и на сайте учреждения.
- Создание и систематическое пополнение банка методических разработок мероприятий, мастер-классов и т.д.
- Мониторинг индивидуального роста участников программы группового наставничества.
3-й этап – итогово-аналитический. Наставник анализирует уровень компетентности наставляемых, определяет успешность реализации программы.
Мероприятия:
- Итоговое мероприятие ДВС, участие в конкурсе учреждения «Лучшая наставническая пара» (демонстрация результатов реализации плана/программы наставничества).
- Итоговое собрание ДВС по теме: «Итоги реализации планов/программ наставничества».
- Итоговое анкетирование участников группового наставничества на предмет успешности реализации плана/программы наставничества.
- Обобщение опыта наставнической деятельности, составление отчета, методическая выставка достижений группового наставничества.
Примерами реализации группового наставничества в МАУДО ДЮЦ «Восхождение» города Хабаровска могут стать два ДВС, сформированных на базе шахматного клуба «Гамбит» – «Клуб интеллектуальных игр – 64» и образцовой театр-студии «Диалог» – ДВС «Диалог +».
Каждое ДВС разработало свою программу, направленную на организацию системной работы педагогов-наставников, целью которой стало формирование социальной активности участников ДВС средствами совместной интеллектуально-творческой и социально-значимой деятельности.
За период деятельности ДВС «Клуб интеллектуальных игр – 64» были организованы и проведены разноплановые КТД, которые способствовали расширению кругозора, развитию внимания и логики, а главное, общению разных поколений: традиционное стартовое событие «Путешествие с “Гамбитом” по следам шахматных фигур», мастер-класс «Новогодняя игрушка», эрудит-шоу «Это мы не проходили», посвященное Дню космонавтики, шахматный турнир «Моя мама – шахматная королева», посвященный Дню матери и т.д. На креатив-бое «Русский солдат не только силой, но и умом богат», посвященном 23 февраля, папы-члены жюри активно включались в игру и объясняли детям ответы к задачам по истории военных действий. Традиционной стала праздничная программа с элементами конкурса «Традиции нашей семьи», где семьи демонстрируют внимательное отношение друг к другу, поддержку, умение работать сообща и вместе отдыхать.
Особенностью ДВС «Диалог+» является любовь детей и родителей к театрально-игровой и художественно-творческой деятельности, что и предопределило тематику мероприятий: «Живи, театр, восьмое чудо света!», «Конкурс чтецов», «Битва хоров», «Конкурс бардовской песни». Родители отмечают, что за время подготовки к этим мероприятиям значительно улучшились отношения в семье: они стали более доверительными, дети стали больше рассказывать о своих успехах и неудачах, появились общие дела и планы. В результате работы этого ДВС на основе общих интересов был организован «Родительский хор».
Лето – благоприятное время для решения воспитательных задач, поэтому участники ДВС стараются проводить его вместе. Так, например, они посетили города Хабаровского и Приморского краев, отправились на шахматный турнир «Остров Русский» и выезжают на совместный летний отдых на турбазу в бухте «Окуневая». В результате у детей и родителей не только формируется потребность в здоровом активном образе жизни и культуре совместного отдыха, но еще они учатся жить в бесконфликтной среде, у детей появляется больше доверия к взрослым, существенно повышается авторитет родителей.
Реализация группового наставничества в условиях ДВС позволила достичь следующих качественных результатов:
для обучающихся и родителей:
- повышение уровня активности в развитии и реализации своего творческого потенциала;
- развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде и сотрудничества;
- воспитание ценностей и культуры семейных отношений;
- развитие интереса в организации совместного семейного досуга и создании атмосферы общности интересов среди детей и родителей;
- повышение уровня удовлетворенности детей и родителей жизнедеятельностью коллектива;
для наставников:
- рост педагогического мастерства;
- эффективный способ профессиональной самореализации;
- снижение риска профессионального выгорания;
для учреждения:
- совершенствование воспитательной работы в детских коллективах;
- формирование конструктивных взаимоотношений с родителями обучающихся;
- развивающийся, высокопрофессиональный педагогический коллектив.
В качестве количественных результатов реализации группового наставничества в условиях ДВС могут рассматриваться:
- Повышение успешности в освоении дополнительных общеразвивающих программ и улучшение психоэмоционального фона в детском коллективе.
- Численный рост участников ДВС на 20%.
- Рост личностной активности наставляемых в проведении мероприятий детско-взрослого сообщества на 25%.
- Рост числа внеурочных мероприятий в формате ДВС на 15%.
- Увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к ДВС на 10%.
- Активизация запросов участников ДВС на продолжение работы.
- Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности.
По итогам организации группового наставничества была проведена психолого-педагогическая диагностика (с использованием различных методик) детей-участников ДВС, которая позволила выявить следующие результаты:
– по методике определения уровня становления и развития коллектива А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» 83% учащихся отметили «Горящий факел» (5 из 5) и только 17% – «Алый парус» (4 из 5);
– по методике М. Сишор уровень групповой сплоченности можно определить как высокий (18,4 балла);
– по методике Л.В. Байбородовой на определение мотивов участия в деятельности ДВС наиболее высокие показатели – по личностным мотивам (2,8 из 3); чуть менее выражены коллективистские мотивы (2,6); менее всего обучающихся интересуют мотивы престижа (2,2);
– по методике Н.П. Фетискина уровень коммуникативных (14,46 из 20) и организаторских (14,83 из 20) склонностей учащихся можно определить в среднем как высокий;
– по методике определения социализированности личности М.И. Рожкова обучающиеся показали высокую степень развития (по шкале от 0 до 4, где 4 – наивысший балл) всех социальных качеств: социальная адаптированность – 3,28, автономность – 3,04, социальная активность – 3,04, нравственная воспитанность – 3,8.
Дополнительно родители и педагоги отмечают, что коммуникативные и организаторские способности детей стали более выраженными, что проявляется в умении устанавливать и в стремлении расширять контакты с людьми разного возраста, участвовать в групповых мероприятиях, проявлять инициативу, смекалку и находчивость. Помимо этого, обучающиеся, которые проводили мероприятия, получили отличную организаторскую и лидерскую подготовку.
Суть группового наставничества заключается в создании и поддержке устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых ребенок чувствует, что к нему относятся как к личности, и что он имеет значение для общества. Ребенку, как показал наш опыт, нужно не руководство, а неформальное общение в формате дружбы-наставничества. Надо только уметь правильно такое общение построить. Тогда детско-взрослое сообщество становится естественной открытой (а не замкнутой как класс) со-бытийной общностью разных детей и разных взрослых. В таком сообществе дети будут также активны и инициативны, как и взрослые [3].
Список источников:
- Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
- Болотова М.И. Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества // Школа и российское общество. – 2008. – № 2. – С. 79–84.
- Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»). – URL: http://rgkript.ru/wp-content/uploads/2022/02/Pismo-Minprosveshheniya-23.01.2020-MR-42.pdf?ysclid=lqdmhnjcsx671697762 (дата обращения: 01.02.2023).
- Распоряжение Министерства просвещения РФ «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» от 25.12.2019 №Р-145. // [Сайт Министерства просвещения Российской Федерации]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/ (дата обращения: 01.02.2023).
- Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018 № 204 // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.02.2023).