Групповое наставничество в форме «Детско-взрослое сообщество (ДВС): педагог – родители – учащиеся»

В статье рассматривается опыт организации группового наставничества как инструмента, влияющего на развитие личностных качеств обучающихся в условиях детско-взрослого сообщества. Представлены результаты работы по внедрению группового наставничества на примере деятельности детско-взрослых сообществ в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение», раскрывается значение наставничества для личностного развития детей и подростков. В результате реализации практики доказано, что групповое наставничество в форме детско-взрослого сообщества повышает мотивацию к обучению, способствует развитию личностных компетенций обучающихся, развитию умения работать в команде. Статья будет интересна непосредственно педагогическим работникам учреждений дополнительного образования, ищущим новые формы организации воспитательной деятельности в коллективах.

А.С. Ваниватова,
методист, педагог-психолог
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский
центр “Восхождение”»,
г. Хабаровск

Ю.В. Мирвис,
методист
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский
центр “Восхождение”»,
г. Хабаровск

Н.В. Куклева,
педагог дополнительного образования
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский
центр “Восхождение”»,
г. Хабаровск

Н.М. Семенюк,
педагог дополнительного образования
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский
центр «Восхождение»,
г. Хабаровск

Решением Президента 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 г. необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества [5]. И сегодня мы видим, что во всей сфере образования идет внедрение целевой модели наставничества [4].

Наставничество можно считать перспективной образовательной технологией, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы») [1].

Одной из форм наставничества в МАУДО ДЮЦ «Восхождение» города Хабаровска стало «Детско-взрослое сообщество: педагог – родители – учащиеся» (далее – ДВС). Привлечение родителей к активному участию в учебном процессе вместе с детьми – это лучшее, что может сделать наставник, чтобы обеспечить успех в работе. Родители и наставники, работающие совместно, с большей вероятностью увидят положительные изменения в детской среде и повышение результативности реализации образовательной программы [2].

Анализ реальных потребностей и уровней взаимодействия различных субъектов нашего учреждения, осмысление их норм, идеалов и целей, позволил понять, что в зависимости от особенностей детских коллективов, интересов родителей, педагогов и социальных партнеров способы формирования детско-взрослых сообществ могут быть различны.

Основными задачами взаимодействия наставников с наставляемыми, по нашему мнению, являются:

1. Создание эмоционально комфортной, творческой среды для проявления обучающимися творческих способностей.

2. Обучение наставляемых приемам организации и проведения совместной творческой деятельности.

3. Помощь обучающимся в накоплении опыта творческой и успешной личностной самореализации, улучшение взаимопонимания и дружеского отношения между разными поколениями в условиях деятельности одной организованной группы.

Практика деятельности ДВС направлена на организацию содержательного досуга обучающихся и родителей, удовлетворение их потребностей в активных формах творческой и познавательной деятельности. Ведущую роль в групповом наставничестве в условиях ДВС играет продуктивная творческая деятельность, организуемая на основе принципа сочетания командного и индивидуального наставничества. 

Основные методы и приемы, которые применяются при групповом наставничестве в ДВС: самоуправление, коллективная творческая деятельность (КТД), шефство (от старших к младшим, от сверстника к сверстнику), проектная деятельность, консультация.

Наставниками в ДВС могут стать:

  • неравнодушные педагоги, профессионалы с большим педагогическим опытом, высокой квалификацией, авторским подходом к организации воспитательной деятельности в условиях детского объединения;
  • неравнодушные родители, значимые взрослые, способные создать доверительные отношения, найти подход, оказать помощь и поддержку детям в решении их жизненно значимых проблем;
  • выпускники, закончившие обучение, более опытные и старшие учащиеся.

В роли наставляемых в ДВС могут быть:

  • обучающиеся школьного возраста (7–16 лет), которых можно условно разделить на две категории:

– социально активные, мотивированные к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков;

– социально пассивные, плохо мотивированные, не имеющие желания контактировать с друг с другом;

  • родители, испытывающие проблемы в воспитании и общении с детьми, имеющие потребность в психолого-педагогической поддержке.

Организация наставничества в условиях ДВС включает следующие элементы:

– определение конкретных целей наставничества (например,  поддержка в обучении, профессиональном росте, развитии личных навыков и т.д.);

– подбор наставника, обладающего опытом и знаниями в той области, в которой необходимо предоставить поддержку;

– создание индивидуализированного плана/программы, учитывающего уникальные потребности наставляемого и включающего конкретные шаги для достижения поставленных целей;

– выбор форм работы наставников (это могут быть консультации, обучающие сессии или даже онлайн-взаимодействие);

– мониторинг и оценка прогресса в достижении поставленных целей, что позволяет,  если необходимо, скорректировать первоначально созданный план/программу и обеспечить эффективность наставничества.

        Опыт организации наставничества в условиях ДВС показал различия в ее содержании и формах в зависимости от векторной направленности: 

– наставничество по отношению к обучающимся: наставники стараются раскрыть потенциал каждого наставляемого, оказывают адресную помощь в решении его насущных проблем, во взаимоотношениях с родителями и одногруппниками, участвуют в проведении совместных мероприятий, помогают обучающимся с трудоустройством в летний период, организуют экскурсии и совместный отдых с детьми и родителями и т.д.;

– наставничество по отношению к родителям осуществляется через организацию родительских семинаров и встреч, где опытные родители могут давать советы и делиться опытом с молодыми родителями; коллективные мероприятия, детско-взрослые проекты (например, создание семейных книг, где родители и дети совместно разрабатывают истории или ведут семейный дневник); семейные театры (как возможность совместного участия родителей и детей в театральных постановках, где они могут раскрывать свой творческий потенциал и улучшать коммуникативные навыки) и т.д.

Групповое наставничество – более сложный процесс, чем другие виды наставничества, и включает в себя нескольких подвидов: 

ситуационное наставничество, подразумевающее предоставление наставниками необходимой помощи детям и родителям, когда они в ней нуждаются;

групповое флэш-наставничество: кратковременные встречи наставников с небольшой группой подопечных для оперативного решения каких-либо значимых вопросов;

виртуальное наставничество, которое помогает построению взаимоотношений между всеми участниками ДВС, обеспечивает постоянное и творческое общение, использование социальных сетей для получения разнообразной информации, для нахождения и привлечения социальных партнеров и многое другое.

В виртуальном наставничестве есть один очень важный нюанс. Сегодня подростки разбираются в новых технологиях и программах зачастую лучше, чем старшее поколение. И здесь может возникнуть еще одна разновидность – реверсивное наставничество. Подростки действуют в роли наставников по отношению к родителям, обучая их использованию современных технологий, приложений и программ. В дальнейшем родители и дети сотрудничают в создании образовательных проектов с использованием различных онлайн-ресурсов и инструментов, проводят семейные соревнования и игры, целью которых является совместное обучение технологическим навыкам и повышение цифровой грамотности.

Вариации ролевых моделей внутри группового наставничества в ДВС могут различаться в зависимости от потребностей самих наставляемых, ресурсов учреждения и ресурсов наставников:

  • взаимодействие «более опытный – менее опытный учащийся» – классический вариант поддержки формирования навыков самоорганизации и самодисциплины; 
  • взаимодействие «лидер – равнодушный» – психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие и осознанное включение в сообщество;
  • взаимодействие «равный – равному», в рамках которого происходит обмен навыками, взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;
  • взаимодействие «куратор – автор проекта» – совместная работа над проектами, при которой наставник выполняет роль куратора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, прокачивая и совершенствуя навыки.

Основные этапы реализации плана/программы наставничества:

1-й этап подготовительный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий, границы и ресурсы участников ДВС, а также выявляет уровень и тематику проблем. 

Опыт работы по организации наставничества в условиях ДВС позволил выявить наиболее типичные проблемы наставляемых:

– недостаточность условий для творческой самореализации и формирования активной гражданской позиции в рамках образовательной программы;

– недостаточность условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;

– недостаточная сформированность ценностных и жизненных позиций и ориентиров;

– неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;

– проблемы адаптации в коллективе: психологические (связанные с возрастными кризисами и индивидуальными особенностями), организационные и социальные;

– разобщенность детей и родителей, отсутствие доверительных отношений и компромиссов в отношениях, отсутствие сотрудничества.

Мероприятия: вводная беседа, родительское собрание, экскурсии по образовательному учреждению, анкетирование, опросы.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу наставничества, ведет активную работу с наставляемыми, стимулирует их деятельность, осуществляет корректировку процесса освоения новых умений и навыков с учащимися и родителями. 

Мероприятия: 

  1. Составление плана работы с учащимися и родителями.
  2. Начало реализации программы группового наставничества – первое ключевое мероприятие, на котором представляется программа наставничества в форме «педагоги – детско-взрослое сообщество».
  3. Проведение для детей и родителей различных мероприятий, конкурсов, мастер-классов по плану деятельности ДВС.
  4. Посещение участниками ДВС мероприятий Центра «Восхождение».
  5. Взаимопосещение мероприятий разными ДВС.
  6. Осуществление взаимодействия с другими сообществами и учреждениями, действующими в аналогичных интересах.
  7. Освещение деятельности ДВС в СМИ, сети Интернет и на сайте учреждения.
  8. Создание и систематическое пополнение банка методических разработок мероприятий, мастер-классов и т.д.
  9. Мониторинг индивидуального роста участников программы группового наставничества.

3-й этап – итогово-аналитический. Наставник анализирует уровень компетентности наставляемых, определяет успешность реализации программы.

Мероприятия:

  1. Итоговое мероприятие ДВС, участие в конкурсе учреждения «Лучшая наставническая пара» (демонстрация результатов реализации плана/программы наставничества).
  2. Итоговое собрание ДВС по теме: «Итоги реализации планов/программ наставничества».
  3. Итоговое анкетирование участников группового наставничества на предмет успешности реализации плана/программы наставничества.
  4. Обобщение опыта наставнической деятельности, составление отчета, методическая выставка достижений группового наставничества.

Примерами реализации группового наставничества в МАУДО ДЮЦ «Восхождение» города Хабаровска могут стать два ДВС, сформированных на базе шахматного клуба «Гамбит» – «Клуб интеллектуальных игр – 64» и образцовой театр-студии «Диалог» – ДВС «Диалог +».

Каждое ДВС разработало свою программу, направленную на организацию системной работы педагогов-наставников, целью которой стало формирование социальной активности участников ДВС средствами совместной интеллектуально-творческой и социально-значимой деятельности.

За период деятельности ДВС «Клуб интеллектуальных игр – 64» были организованы и проведены разноплановые КТД, которые способствовали расширению кругозора, развитию внимания и логики, а главное, общению разных поколений: традиционное стартовое событие «Путешествие с “Гамбитом” по следам шахматных фигур», мастер-класс «Новогодняя игрушка», эрудит-шоу «Это мы не проходили», посвященное Дню космонавтики, шахматный турнир «Моя мама – шахматная королева», посвященный Дню матери и т.д. На креатив-бое «Русский солдат не только силой, но и умом богат», посвященном 23 февраля, папы-члены жюри активно включались в игру и объясняли детям ответы к задачам по истории военных действий. Традиционной стала праздничная программа с элементами конкурса «Традиции нашей семьи», где семьи демонстрируют внимательное отношение друг к другу, поддержку, умение работать сообща и вместе отдыхать.

Особенностью ДВС «Диалог+» является любовь детей и родителей к театрально-игровой и художественно-творческой деятельности, что и предопределило тематику мероприятий: «Живи, театр, восьмое чудо света!», «Конкурс чтецов», «Битва хоров», «Конкурс бардовской песни». Родители отмечают, что за время подготовки к этим мероприятиям значительно улучшились отношения в семье: они стали более доверительными, дети стали больше рассказывать о своих успехах и неудачах, появились общие дела и планы. В результате работы этого ДВС на основе общих интересов был организован «Родительский хор».

Лето – благоприятное время для решения воспитательных задач, поэтому участники ДВС стараются проводить его вместе. Так, например, они посетили города Хабаровского и Приморского краев, отправились на шахматный турнир «Остров Русский» и выезжают на совместный летний отдых на турбазу в бухте «Окуневая». В результате у детей и родителей не только формируется потребность в здоровом активном образе жизни и  культуре совместного отдыха, но еще они учатся жить в бесконфликтной среде, у детей появляется больше доверия к взрослым, существенно повышается авторитет родителей.

Реализация группового наставничества в условиях ДВС позволила достичь следующих качественных результатов:

для обучающихся и родителей:

  • повышение уровня активности в развитии и реализации своего творческого потенциала;
  • развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде и сотрудничества;
  • воспитание ценностей и культуры семейных отношений;
  • развитие интереса в организации совместного семейного досуга и создании атмосферы общности интересов среди детей и родителей;
  • повышение уровня удовлетворенности детей и родителей жизнедеятельностью коллектива;

для наставников:

  • рост педагогического мастерства;
  • эффективный способ профессиональной самореализации; 
  • снижение риска профессионального выгорания;

для учреждения:

  • совершенствование воспитательной работы в детских коллективах;
  • формирование конструктивных взаимоотношений с родителями обучающихся;
  • развивающийся, высокопрофессиональный педагогический коллектив.

В качестве количественных результатов реализации группового наставничества в условиях ДВС могут рассматриваться:

  1. Повышение успешности в освоении дополнительных общеразвивающих программ и улучшение психоэмоционального фона в детском коллективе.
  2. Численный рост участников ДВС на 20%.
  3. Рост личностной активности наставляемых в проведении мероприятий детско-взрослого сообщества на 25%.
  4. Рост числа внеурочных мероприятий в формате ДВС на 15%.
  5. Увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к ДВС на 10%.
  6. Активизация запросов участников ДВС на продолжение работы.
  7. Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности.

По итогам организации группового наставничества была проведена психолого-педагогическая диагностика (с использованием  различных методик) детей-участников ДВС, которая позволила выявить следующие результаты:

– по методике определения уровня становления и развития коллектива А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» 83% учащихся отметили «Горящий факел» (5 из 5) и только 17% – «Алый парус» (4 из 5);

– по методике М. Сишор уровень групповой сплоченности можно определить как высокий (18,4 балла);

– по методике Л.В. Байбородовой на определение мотивов участия в деятельности ДВС наиболее высокие показатели – по личностным мотивам (2,8 из 3); чуть менее выражены коллективистские мотивы (2,6); менее всего обучающихся интересуют мотивы престижа (2,2);

– по методике Н.П. Фетискина уровень коммуникативных (14,46 из 20) и организаторских (14,83 из 20) склонностей учащихся можно определить в среднем как высокий;

– по методике определения социализированности личности М.И. Рожкова обучающиеся показали высокую степень развития (по шкале от 0 до 4, где 4 – наивысший балл) всех социальных качеств: социальная адаптированность – 3,28, автономность – 3,04, социальная активность – 3,04, нравственная воспитанность – 3,8.

Дополнительно родители и педагоги отмечают, что коммуникативные и организаторские способности детей стали более выраженными, что проявляется в умении устанавливать и в стремлении расширять контакты с людьми разного возраста, участвовать в групповых мероприятиях, проявлять инициативу, смекалку и находчивость. Помимо этого, обучающиеся, которые проводили мероприятия, получили отличную организаторскую и лидерскую подготовку.

Суть группового наставничества заключается в создании и поддержке устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых ребенок чувствует, что к нему относятся как к личности, и что он имеет значение для общества. Ребенку, как показал наш опыт, нужно не руководство, а неформальное общение в формате дружбы-наставничества. Надо только уметь правильно такое общение построить. Тогда детско-взрослое сообщество становится естественной открытой (а не замкнутой как класс) со-бытийной общностью разных детей и разных взрослых. В таком сообществе дети будут также активны и инициативны, как и взрослые [3].

Список источников:

  1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
  2. Болотова М.И. Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества // Школа и российское общество. – 2008. – № 2. – С. 79–84.
  3. Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»). – URL: http://rgkript.ru/wp-content/uploads/2022/02/Pismo-Minprosveshheniya-23.01.2020-MR-42.pdf?ysclid=lqdmhnjcsx671697762 (дата обращения: 01.02.2023).
  4. Распоряжение Министерства просвещения РФ «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» от 25.12.2019 №Р-145. //  [Сайт Министерства просвещения Российской Федерации]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/ (дата обращения: 01.02.2023).
  5. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018 № 204 // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.02.2023).

Добавить комментарий

Войти с помощью: