Фестиваль-конкурс «Полигон» как средство патриотического воспитания детей и молодежи
Статья посвящена анализу педагогического значения фестивального движения патриотической направленности как приоритетного стратегического направления творческого развития и патриотического воспитания детей и молодежи. Представлен опыт проведения фестиваля-конкурса «Полигон» военно-патриотической направленности города Саяногорска. Статья будет интересна педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, организаторам и участникам творческих конкурсов.
О.Н. Попова,
старший методист,
В.А. Иванова,
педагог-организатор
Е.О. Ястребова,
педагог-организатор,
МБУ ДО Центр детского творчества,
г. Саяногорск
Гражданско-патриотическое воспитание играет важнейшую роль в формировании у молодого поколения патриотических убеждений и ценностей. В целях предотвращения фальсификации информации и изменения национального самосознания в условиях современной геополитической ситуации особую актуальность приобретает защита правильного понимания национальной истории [1]. Чтобы защитить молодое поколение от ложного понимания исторических событий, необходимо активно использовать образовательные программы, литературу, фильмы, культурные, воспитательные мероприятия и другие формы, направленные на поддержку позитивного национального самосознания [7].
Законодательное регулирование в области гражданско-патриотического воспитания осуществляется государственными документами и программами стратегического развития федерального и регионального уровней. Рассмотрим ключевые позиции некоторых из них.
В Постановлении Правительства «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Реализация государственной национальной политики”» основными задачами определены:
- укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации;
- гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества [2].
Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание» (до 2026 г.) – один из ключевых документов в сфере патриотического воспитания фиксирует базовые понятия:
- патриотическое воспитание – воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины;
- патриотизм как благоприобретенное качество, является предметом передачи – темой воспитания – и представляет собой важнейшую составную часть мировоззрения личности, что обусловливает необходимость встраивания патриотизма в сложную систему мировоззренческих установок. Патриотизм должен неконфликтно соотноситься с представлениями о мире и человеке, с моралью и нравственностью, с представлениями о языке, коммуникации, культуре, власти, обществе и индивидуальности [6].
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» актуализировал усиление роли воспитания в отечественной системе образования и расширил понятие воспитания, включив в него формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа» [8, ст. 2, п. 2].
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года выделяет патриотизм (воспитание патриотизма) как приоритетное направление в дополнительном образовании: «Организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности» [3].
Продвижение национальной идентичности и патриотизма среди молодежи – одна из ключевых задач, стоящих перед образовательными учреждениями, воспитателями и родителями [5], потому что сегодня как никогда важно создать условия для формирования гордости за свою страну, воспитания любви к Родине и осознания своей роли в развитии общества [8].
Педагоги МБУДО Центр детского творчества МО г. Саяногорска (далее – ЦДТ) большое внимание уделяют воспитанию молодого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Приняв априори позицию, что в процессе становления личности для воспитания патриотических чувств важно многостороннее формирующее влияние всего, что окружает растущего человека, мы используем широкий арсенал средств, форм и методов патриотического воспитания детей. Но главное для нас – создать соответствующую атмосферу, погрузить обучающихся в такую предметно-пространственную среду, где само окружение, сама обстановка, совокупность природного и социального, материального и духовного (художественная литература, музыка, изобразительное искусство, театр) оказывают на них воспитывающее воздействие и в школе, и в центре творчества, и в семье.
Подтверждение этому мы находим в словах академика Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [4].
В работе ЦДТ широко используется участие обучающихся в проектах, акциях, культурно-массовых мероприятиях, добрых делах и, конечно, в различных фестивалях и конкурсах, которые вызывают у них эмоциональный отклик и направлены на формирование патриотических чувств, духовно-нравственных ценностей и на развитие их творческих способностей.
Детские фестивали и конкурсы в системе дополнительного образования имеют неоспоримое педагогическое значение:
- способствуют развитию творческих способностей, получению необходимых знании и навыков;
- сопровождают процессы социальной адаптации и социализации личности;
- служат действенным средством формирования духовно-нравственных ценностей;
- являются действенным инструментом воспитания патриотизма через творческую деятельность.
Таким эффективным инструментом патриотического воспитания в работе ЦДТ является фестиваль-конкурс «Полигон» (https://vk.com/wall-107373763_994), который с 2003 года ежегодно традиционно проводится в День Победы 9 Мая на уличной сцене Центра детского творчества города Саяногорска как большой праздник (https://xn--19-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/activity/378/).
Актуальность проведения фестиваля-конкурса «Полигон». В настоящее время все более значимой становится необходимость того, чтобы каждый из нас, особенно молодое поколение, почувствовал самобытность и неповторимость своей республики, страны, народа, знал его историю. Песня – уникальный феномен культуры, а исполнение песен о Великой Отечественной войне, о Великой Победе, о Родине, о солдатах играет особую роль в патриотическом и нравственно-эстетическом воспитании молодежи.
Целью фестиваля-конкурса является формирование у детей и молодежи гордости за свою страну и малую Родину, за героическое прошлое своих земляков, продолжение традиций, преемственность поколений.
Основные задачи фестиваля-конкурса:
- популяризация в детско-молодежной среде военных, патриотических песен и литературных произведений военной тематики;
- стимулирование у детей и молодежи интереса к истории Отечества и роли России в мировом историческом процессе;
- выявление и поддержка талантливой молодежи и создание условий для творческой самореализации личности.
Участники фестиваля-конкурса – все желающие в возрасте от 7 до 35 лет.
Хочется поделиться эмоциональными впечатлениями о фестивале-конкурсе «Полигон-2024»: Искренне, пронзительно и до самой глубины души: в Абакане состоялся финал XXIX городского конкурса патриотической песни «Полигон-2024». Это – традиционный фестиваль, участники которого каждый год поют о вере, надежде, любви, верности и преданности. Но в этом году «Полигон» звучал особенно трогательно, может быть, от того, что в зале были наши абаканские Герои – участники военных конфликтов и спецоперации; может быть, потому что сценарный рисунок творческого события был написан не только мастерски и высокохудожественно, а словно тем человеком, который прочувствовал и пережил все эти страшные события, о которых пели большинство исполнителей; а может быть, и потому что на сцену вышли сразу несколько поколений: от совсем юных первоклашек с письмами бойцам до взрослых горожан, у которых жизнь свой белый рисунок судьбы уже вплела следами радостей и печалей – седыми нитями».
В 2024 году педагогами ЦДТ был проведен комплексный анализ материалов по организации и проведению фестиваля-конкурса за период с 2014 по 2024 год: изучены положения о мероприятии, сценарии гала-концертов, видеозаписи выступлений участников, а также проведены интервью с организаторами, членами жюри, участниками и победителями конкурса, зрителями.
Какие выводы мы сделали?
С каждым годом наблюдается тенденция увеличения количества заявок на участие в фестивале-конкурсе. Большинство участников составляют вокалисты, исполняющие патриотические песни. Кроме песен, большой интерес у детей и молодежи вызывает направление «Художественное творчество» – стихи, миниатюры, театрализация. В 2024 году добавлена новая номинация – «Танец».
За 10 лет в фестивале-конкурсе приняли участие более 5000 детей.
Хотим особо отметить, что в период пандемии (2020–2021 гг.) фестиваль-конкурс проводился в онлайн-режиме, но количество участников не уменьшилось по сравнению с предыдущими годами, а возросло: онлайн-режим дал возможность принять участие в конкурсе детям из отдаленных районов Муниципального образования г. Саяногорск, а также детям из соседних муниципалитетов. Мы сохранили этот опыт: теперь отборочный этап фестиваля-конкурса проводится в онлайн-режиме (видеозапись творческого номера загружается на открытый Google Диск, после чего члены жюри отбирают лучшие номера и приглашают победителей на очный гала-концерт).
Фестиваль-конкурс «Полигон» также зарекомендовал себя как действенная площадка для выявления и поддержки талантливой молодежи и для популяризации патриотической тематики в современном творчестве. Ежегодно мероприятие собирает сотни юных вокалистов, чтецов, актеров, танцоров, предоставляя им возможность продемонстрировать свои творческие способности. Анализ выступлений участников позволяет высоко оценить их личностные качества и сделать вывод о неоценимых возможностях фестиваля-конкурса в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи.
Хотим отметить образовательное значение фестиваля-конкурса «Полигон»:
- в процессе подготовки и участия происходит накопление опыта, приобретаемого участниками самостоятельно и наиболее эффективно;
- развиваются способности детей самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей, обращаясь за консультацией к авторитетным специалистам;
- изучая историю родной земли, нашего Отечества, боевых и трудовых подвигов нашего народа, его культурные традиции и нравственные устои, участники получают новые знания;
- эмоционально-содержательная среда фестиваля формирует естественные условия для патриотического воспитания школьников, воспитания в них чувства любви к малой и большой Родине, нашей великой Отчизне.
Участники не только исполняют известные песни военно-патриотической тематики, но и читают стихотворения, создают театрализованные представления и исполняют танцы, посвященные теме служения Отечеству, героическим страницам истории и роли молодежи в развитии страны.
Молодые чтецы демонстрируют глубокое понимание сущности патриотизма, выражают свое видение образа Родины и национальной идентичности через художественные образы. Особую значимость интеграция поэтического и музыкального компонентов приобретает в контексте эмоционального воздействия на участников и зрителей фестиваля-конкурса. Сочетание художественного слова, мелодии и танца рождает синергетический эффект, способствующий более глубокому переживанию и осмыслению ценностей гражданственности и патриотизма.
Сам факт публичного представления своей творческой работы на суд профессионалов и широкой аудитории вызывает у детей и молодых людей чувство сопричастности к великой истории и культуре родной страны.
Таким образом, фестиваль-конкурс «Полигон»:
- является ярким примером эффективной реализации государственной молодежной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания;
- создает воспитательную среду, адекватную общечеловеческим ценностям и содействующую вхождению школьников в социум;
- становится неотъемлемым компонентом формирования личности участников через активное взаимодействия со средой, освоение культуры, ценностей и традиций своей Родины;
- вносит значимый вклад в формирование у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма.
Подводя итоги многолетней работы, можно утверждать, что фестиваль-конкурс «Полигон» – событие патриотического характера и образец результативного функционирования модели патриотического воспитания. Успехи и достижения, демонстрируемые его участниками, – результат взаимодействия школы, семьи и учреждения дополнительного образования. Именно такой союз является естественной для школьников средой формирования у них чувства гордости за свою Родину, готовности отстаивать ее интересы и активно участвовать в общественно-политической жизни страны.
Список источников:
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
- Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики». Утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1532 (в актуальной редакции). – URL: https://base.garant.ru/71580894/ (дата обращения: 15.05.2024).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р). – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 15.05.2024).
- Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. – М., 1980. – № 2. – С.10–16.
- Луговинов В.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи / под общ. ред. С.В. Смульского. – М.: Изд-во РАГС, 2011. – 172 с.
- Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание» (до 2026 г.) Национального проекта «Образование». – URL: https://kurl.ru/qfhlG (дата обращения: 15.05.2024).
- Педагогика дополнительного образования: приоритеты духовности, здоровья и творчества: Учеб. пособие / под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 328 с.
- Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников. – 2011. – № 1. – С. 23–26.
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 15.05.2024).