Массовое музыкально-эстетическое воспитание в пространстве российского образования: сфера досуга или вектор государственной политики?
В статье предлагается общий обзор истории становления системы массового музыкально-эстетического воспитания детей в XX веке, дается обоснование эффективности обращения к музыке и художественной педагогике в решении актуальных задач российского образования: гражданского, художественного и нравственного воспитания, формирования культурной идентичности молодежи. Выявляются ключевые педагогические принципы и технологии массового музыкально-эстетического воспитания, возможность их практической реализации в современных социокультурных условиях – на примере опыта работы Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость».
(из опыта работы ГБОУ ДО «Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»)
Т.А. Жданова,
исполнительный директор
Московской городской комплексной целевой программы
воспитания молодежи «Поют дети Москвы»
Департамента образования г. Москвы,
директор ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость»,
лауреат премий Президента РФ,
Правительства РФ, Мэрии Москвы,
заслуженная артистка России
100-летний юбилей системы дополнительного образования детей в России рождает естественное желание выявить и проанализировать наиболее ценный опыт, накопленный этой системой за прошедшее столетие.
Развитие массового музыкально-эстетического воспитания школьников
К такому значимому опыту, безусловно, относится и практика массового музыкально-эстетического воспитания школьников. Речь здесь пойдет не о профильной музыкально-исполнительской подготовке, принципы которой были достаточно хорошо разработаны еще в XIX столетии, а об использовании ресурсов музыкального образования в общепедагогических целях – в воспитании, социализации и творческом развитии подрастающего поколения.
Большой теоретический и практический, экспериментальный вклад в становление системы массовой школы музыкально-эстетического воспитания внесли яркие отечественные педагоги XX века: С.Т. и В.Н. Шацкие, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, композитор Д.Б. Кабалевский и многие другие. Все они видели в музыкальном искусстве обширные, богатые возможности не только качественного позитивного преобразования личности ребенка, но и его социализации. Эти идеи были унаследованы педагогами еще от наблюдений далекой древности. В IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон писал: «…Не в мусическом ли искусстве заключено самое значительное воспитательное средство, так как ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее, доставляя благообразие и делая ее благообразной, если воспитание поставлено правильно; если же нет, получается противоположное» [7; 156-157]. Его ученик Аристотель в VIII книге «Политики» схожую мысль выразил так: «Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение (это чувство испытывается всеми, так как действительно музыка дает физическое наслаждение, почему ее слушание и любо людям всякого возраста и всяких ступеней развития), служить еще более высокой цели, а именно производить свое действие на человеческую этику и психику? Это стало бы очевидным, если бы было доказано, что музыка оказывает известного рода влияние на наши моральные качества. Что так бывает на самом деле, доказывают, помимо многого иного, в особенности песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют наши души энтузиазмом, а энтузиазм есть эффект этического порядка в нашей психике… Из вышеуказанного следует, что музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души» [1; 194].
В Новое время, с развитием профессионального, цехового музыкального образования, идеи использовать музыкальное искусство в целях развития у детей нравственных, волевых, социальных качеств не только не утратили своего значения, но даже приобрели бóльшую актуальность. Французский педагог Марсель Брауншвиг в очерке «Искусство и дитя», опубликованном в начале ХХ века, отмечал, что музыкально-эстетическое воспитание нельзя рассматривать как подготовку к «технике искусств», оно должно пробуждать в детской душе эмоции эстетического свойства, приобщать к пониманию и созерцанию красоты [3; 206].
Созвучные идеи и представления, в XIX веке разделявшиеся многими отечественными и европейскими педагогами, нашли питательную почву в завоеваниях советской школы, которая стала активно использовать возможности коллективной художественно-творческой деятельности в системе массового воспитания. Стараниями педагогов-энтузиастов музыкальное творчество (и, прежде всего, хоровое пение) заняло значимую нишу в общем и внешкольном образовании. Знаменитая фраза В.А. Сухомлинского «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» [8; 52-53] легла в основу целого ряда педагогических систем и образовательных программ. Сотни тысяч школьников в советские годы прошли через хоровые студии, кружки и подобные им детские музыкальные объединения, приобретя там опыт совместной творческой деятельности и эстетического преобразования окружающей действительности.
Рубеж 1990-х годов принес системе дополнительного, в том числе музыкально-эстетического образования нелегкие испытания, но, к счастью, не сломил ее. Сегодня по инициативе Президента РФ Владимира Путина приняты важные государственные решения, сохраняющие систему дополнительного образования как «социокультурную практику развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту» [5]. В соответствии с новой концепцией, «дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» [5].
Наше глубокое убеждение состоит в том, что система массового музыкально-эстетического воспитания, использующая наработки дореволюционного и советского периодов, является неотъемлемой частью процесса саморазвития и самосовершенствования человека и может быть еще более востребована в контексте новых социальных и экономических тенденций.
Сегодня, в период стремительного развития технологий, формирования цифровой экономики, естественно, возникает вопрос: почему музыкально-эстетическое образование претендует на значимую роль в модернизированном пространстве дополнительного образования. В какой ситуации его следует предпочесть техническому или общегуманитарному – например, техническому моделированию, программированию или изучению иностранных языков? Зачем ребенку музыка? Зачем на нее тратить свободное время, тем более что музыкальное образование – достаточно трудоемкое, требует значительных временных затрат. А если это музыкальное образование еще и комплексное!
В разговоре об актуальности музыкально-эстетического образования, его значимости для системы массового воспитания ключевым понятием, пожалуй, будет представление о гармонии. Потому что основная цель любой системы воспитания – формирование мировоззрения, а мировоззрение человека любой профессии и любой социальной среды должно иметь качество, которое можно определить как способность к гармонизации внешнего и внутреннего мира.
Люди, обладающие гармоничным внутренним строем, способные примирять окружающие противоречия ценились в обществе во все времена. В традиции христианского воспитания эта гармония мировосприятия называлась целомудрием; в системе советского воспитания было принято говорить о цельности натуры. Многовековой опыт и история показывают, что потеря человеком или обществом, которое представляет собой по выражению Л.Н. Толстого «сумму человеческих воль», способности к гармонизации жизненного пространства (даже в самых трудных обстоятельствах) приводит к деградации и гибели. Напротив, внутреннее волевое устремление к установлению гармонии, облагораживанию окружающего мира служит мотивацией любой творческой, созидательной деятельности. По сути это и есть качество жизни – мотив, взрастивший человеческую культуру.
В начале XXI века, в условиях стремительного развития информационных, коммуникационных технологий, в период смешения традиций и культур, глобального столкновения экономических и геополитических интересов способность к гармонизации социокультурного пространства становится определяющей с точки зрения выживания народа и государства.
Кстати, отечественный философ и культуролог М. Каган отмечал, что в будущем «музыка будет играть все большую роль как в художественной культуре, так и за ее пределами, ибо дальнейшее возрастание роли в человеческой жизни науки, абстрактного мышления, познания законов бытия будет порождать все более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития активизацией его эмоциональной сферы, его духовных чувств, его способности не только мыслить, но и переживать…» [4].
Ключевую роль музыкально-эстетическое образование может и должно играть на этапе раннего становления личности: в дошкольный и школьный период, когда формируются основы мировосприятия и базовые ценностные установки. «Главная цель всеобщего художественного развития, – пишут А.А. Мелик-Пашаев и З.Н. Новлянская, – вовсе не в том, чтобы каждый ребенок развил до высокого уровня какие-то сугубо специальные способности или связал с искусством свою профессиональную судьбу. Главная цель – в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему настоящий большой художник» [6; 8].
Для того чтобы в новых социально-экономических условиях получить импульс к дальнейшему развитию, система массового музыкально-эстетического воспитания, конечно, должна использовать все эффективные наработки и технологии прошлого. Вкратце их можно представить в следующих нескольких положениях.
- Свой воспитательный и социализирующий потенциал музыкально-эстетическое воспитание раскрывает в достаточной мере, когда имеет возможность реализовывать программы пролонгированно – на протяжении нескольких лет, начиная с дошкольного периода, а лучше всего – с первых лет жизни. Это подтверждают педагогические эксперименты, показавшие, что младшие дошкольники точнее и глубже воспринимают музыкальные образы, чем впервые обращающиеся к такой деятельности учащиеся начальной школы.
- Массовое музыкально-эстетическое воспитание должно быть комплексным, то есть предполагает единство разных теоретических и практических видов деятельности, в том числе, ориентированных на межпредметность, раскрывающих связь музыки с другими видами искусства. В XX столетии предпринимались попытки отказаться от теоретических компонентов в массовом музыкальном образовании (от изучения музыкальной грамоты, истории музыкальной культуры) в пользу расширения практических видов музыкально-творческой деятельности, но они показали свою несостоятельность. Напротив, положительные результаты комплексного музыкального образования легли в основу представления о музыкально-эстетической образовательной среде, открывающей возможности успешного творческого развития даже тех ребят, кто изначально не обнаруживал достаточных музыкальных способностей.
- В системе массового музыкально-эстетического образования должен поддерживаться баланс между собственно музыкально-исполнительской подготовкой и общеэстетическим развитием у учащихся способностей к музыкальному восприятию – эмоциональной отзывчивости на музыку, преимущественно в пользу последней.
- Востребованность музыкально-эстетического образования в детской и молодежной среде зависит от предоставляемых этой средой возможностей творческого самовыражения, свободы, импровизационной вариативности в освоении разных видов деятельности. Жесткость, заорганизованность в образовании подавляет ребенка, на эмоциональном уровне рождает неприятие даже самых интересных и перспективных инициатив и проектов. Напротив, поощрение инициатив, связанных с желанием поделиться пережитым эстетическим, художественным опытом – то, что можно назвать просветительским интересом – служит залогом интенсивного личностного развития.
- Массовое музыкально-эстетическое воспитание не должно утрачивать связь с окружающими ребенка социокультурными реалиями. Нравственные, социальные проблемы времени – и есть тот «жизненный материал», который способно гармонизовывать музыкальное образование, не дистанцируясь от него, не разделяя мир на достойные и уродливые проявления, а предлагая возможность решения самых острых эмоциональных, психологических проблем. Здесь можно вспомнить негативный опыт вальфдорской педагогики, предлагавшей предельно идеализированный, оторванный от реальной жизни вариант эстетического воспитания молодежи.
В целом массовое музыкальное воспитание имеет целый ряд ярко выраженных педагогических преимуществ. Оно обращено к эмоциональной сфере человека, развивая его образное мышление и душевную отзывчивость. Психологами давно установлено, что лучше запоминается тот материал, который эмоционально окрашен, и не случайно музыкальную терапию эффективно используют в целях укрепления памяти людей всех возрастов. При этом музыкальный язык – это система с необычайно точной, гармоничной и одновременно многосложной структурой, которая отражает многие закономерности физического мира не менее детально, чем математические формулы и уравнения: вспомним, что музыкальные способности, как правило, соседствуют с математическими, и многие выдающиеся ученые обращались к музыке, как мощному эмоциональному стимулу в интеллектуальной работе.
Исходя из такого понимания задач системы массового музыкального воспитания, на протяжении почти сорока лет своей истории творческий коллектив Центра «Радость» стремился возможно больше приблизить учебный процесс к культурно-просветительской деятельности, качество музыкального образования претворить в широте охвата детской и юношеской аудитории. Центр использовал все доступные социокультурные и материально-технические ресурсы для развития образовательной среды, которая дарила бы художественные впечатления не только самим воспитанникам «Радости», но также их сверстникам из других образовательных учреждений округа и города, родителям, всем заинтересованным слушателям.
Взгляд в прошлое
Центр «Радость» был основан в 1980 году как хоровая студия, и, хотя хоровой жанр всегда оставался ведущим направлением его образовательной и просветительской деятельности, последовательное открытие новых творческих объединений создавало для учащихся возможность выбора предпочтительного «образовательного маршрута». Главным принципом деятельности учреждения был и остается принцип обучения всех детей без исключения – независимо от уровня их общих и специальных музыкальных способностей.
«Радость», как уже отмечалось, в своей деятельности никогда не ограничивалась только учебной работой. В 1980-х годах студия стала организатором Детской филармонии, Клуба любителей музыки, Народного университета культуры, Педагогического кинолектория, тематических абонементов. Обширная просветительская работа студийных коллективов лучше абстрактных педагогических технологий формировала эффективную воспитательную среду.
В начале 1990-х Детская хоровая студия «Радость» из системы профсоюзов перешла в систему дополнительного образования Московского департамента образования, сохранив контингент воспитанников. В этот же период учреждение стало реализовывать общегородские и даже международные проекты. В ноябре 1990 года впервые прошел Международный детско-юношеский хоровой фестиваль «Звучит Москва», организатором которого выступила «Радость». В качестве учреждения, курирующего по линии Департамента образования Москвы мероприятия вокально-хорового жанра, студия стала организатором целого ряда смотров: Московского детско-юношеского хорового фестиваля-конкурса на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь», Московского открытого детско-юношеского фестиваля-конкурса академического сольного пения «Посвящается Ф.И. Шаляпину» и других. Это позволило не только воспитанникам «Радости», но и тысячам поющих в хорах школьников из других образовательных учреждений регулярно выступать в лучших академических залах столицы: Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Светлановском зале Московского международного Дома музыки и многих других.
В это время в «Радости» открылись новые крупные учебные отделения: Народно-оркестровое, затем – Фольклорное. Хоровая студия стала школой. И оркестр русских народных инструментов, и детские фольклорные ансамбли быстро достигли высокого исполнительского уровня, стали активно концертирующими коллективами, самостоятельно реализующими десятки творческих проектов.
С 2008 года «Радость» переехала в район Коптево – началась новая глава в истории образовательной организации, последовательно развивавшей все проекты, инициатором которых она однажды становилось. В связи со значительным расширением спектра предоставляемых образовательных услуг в 2013 году музыкально-хоровая школа была переименована в Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость».
С 2012 года Центр выступает оператором крупнейшей Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы», учрежденной Департаментом образования города Москвы по инициативе вице-премьера Правительства РФ Ольги Юрьевны Голодец. Тематические проекты и творческие смотры этой программы ежегодно охватывают более 100 тысяч школьников Москвы.
Центр “Радость” сегодня
Сегодня в Центре обучаются 7,5 тысяч детей и подростков. Принимая детей с «невыявленными музыкальными способностями», «Радость» всегда стремилась создавать максимально благоприятные условия для творческого развития ребят, многих из которых не взяли бы в музыкальную школу в силу отсутствия базовых музыкальных навыков.
Задача создания благоприятной образовательной среды решалась по двум направлениям.
С одной стороны, опыт показал, что музыкальное развитие детей проходит успешно, если осуществляется комплексно – в сочетании практических и теоретических занятий, а также в процессе приобщения к общеэстетическим, художественным ценностям отечественной и мировой культуры. Именно поэтому Центр последовательно отстаивал и до настоящего момента сохранил принцип обучения детей на отделениях, где приоритетными являются коллективные, групповые занятия в выбранной музыкально-исполнительской или художественно-творческой сфере деятельности, но достаточное внимание уделяется также специальной подготовке: например, изучению музыкальной грамоты, истории музыкальной культуры, слушанию музыки, сольфеджио, интонационно-слуховому развитию в мини-группах, индивидуальному музыкально-исполнительскому развитию и т.д. С точки зрения организации образовательного процесса комплексное образование осуществляется в ходе параллельной реализации взаимосвязанных бюджетных и внебюджетных образовательных программ.
Такими системообразующими учебными отделениями в Центре на сегодняшний день являются:
- Школа раннего развития «Малышок» (для дошкольников);
- Хоровое отделение;
- Народно-оркестровое отделение;
- Фольклорное отделение;
- Оркестрово-духовое отделение;
- Хореографическое отделение;
- Театральная школа;
- Художественная студия «Я – художник»;
- Студия мультипликации «Сказка с «Радостью»;
- Школа журналистики.
С другой стороны, образовательная среда учреждения дополнительного образования должна предоставлять каждому учащемуся возможность выбора наиболее предпочтительной, близкой его интересам и мировосприятию творческой деятельности. Поэтому Центр пошел по пути открытия дополнительных объединений, в которых школьники могут знакомиться с секретами мастерства в самых разных сферах искусства, гуманитарных и художественных областях.
На сегодняшний день ряд подразделений Центра обеспечивают разностороннее и вариативное музыкально-эстетическое и художественное образование школьников:
- Отдел клавишных инструментов (классы фортепиано, органа, синтезатора);
- Скрипичный отдел (класс скрипки);
- Отдел народных инструментов (классы балалайки, домры, гуслей звончатых, гуслей клавишных, баяна, аккордеона, гитары, народных духовых: владимирского рожка, жалейки, свирели, окарин);
- Отдел духовых и ударных инструментов (классы флейты, кларнета, трубы, саксофона, валторны, тенора, тубы, ксилофона и других ударных);
- Теоретический отдел;
- Класс сочинения и импровизации;
- Вокальный отдел;
- Студия танца;
- Театральная студия.
Важную роль в процессе инкультурации учащихся играет культурно-досуговая деятельность, даже получившая воплощение в специальной образовательной программе – «Познавательные возможности досуговой деятельности», а также летние лагеря, гастрольные поездки, совместные творческие проекты детей.
Комплексное, многоплановое, разностороннее воздействие на личность учащегося помогает педагогам «Радости» обеспечивать интенсивное музыкально-исполнительское развитие даже детей, изначально не обнаруживавших музыкальных способностей: история Центра знает примеры, когда «дети-гудошники» дорастали до уровня солистов концертирующего Старшего хора и лауреатов международных конкурсов.
Стремление к обеспечению непрерывности и преемственности в музыкальном образовании привело коллектив Центра также к открытию Школы искусств для взрослых, куда принимаются подростки от 14 лет.
Нужно учесть, что интегрированные в образовательные программы углубленного уровня профориентационные компоненты, технологии раннего выявления творческих интересов создают условия для успешной начальной профессиональной подготовки старшеклассников по специальностям, связанным с музыкально-исполнительской, музыкально-педагогической и социокультурной деятельностью.
Еще одно ведущее направление в образовательной деятельности Центра – сотрудничество с общеобразовательными организациями в целях восполнения нехватки часов на эстетическое и музыкально-творческое развитие в школьных программах.
Сотрудничество организаций дополнительного и общего образования – естественная, отвечающая интересам обеих сторон практика. Дополнительное образование обладает уникальными кадровыми, методическими и материально-техническими ресурсами, которых нет у общеобразовательных организаций. Эти ресурсы Центр всегда ставил на службу просветительской деятельности, которую вел не только среди своих учащихся, но и среди школьников всей Москвы.
Педагогическим коллективом Центра «Радость» был найден универсальный формат музыкально-просветительских программ для школьников – дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы вводного уровня. Формат программ вводного уровня, срок освоения которых, согласно Приказу Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014, составляет от 10 часов, как нельзя лучше отвечает задачам развития массовой музыкально-просветительской работы в школе. Если реализовывать программу в течение учебного года, 10 занятий (с режимом встреч раз в три недели или раз в месяц) образуют цикл, достаточный для того, чтобы познакомить учащихся с наиболее яркими страницами мировой музыкальной культуры, заинтересовать их сферой музыкального творчества. Такой цикл, по сути, приближается к формату филармонического абонемента.
Работа в этом направлении была структурирована и систематизирована Центром в специальной целевой программе, получившей название Московской городской программы музыкального и художественного образования школьников «Час искусств». Работа по проекту «Час искусств» сегодня включает реализацию 11 программ в 10 общеобразовательных организациях столицы по 20 адресам и охватывает свыше 5,5 тысяч школьников. Среди реализуемых программ: «Музыкальный авиабилет: по странам и континентам», «Звуки сказки», «Музыка родного края», «Музыкальные занятия с Карлсоном», «Театральная шкатулка» и многие другие.
Программы вводного уровня Центра «Радость» дополняют содержание основных общеобразовательных программ, расширяют кругозор школьников, формируют межпредметные связи, представления детей и подростков о творческой деятельности, развивают интерес к разным сферам искусства.
Работа Центра в образовательном пространстве города не ограничивается реализацией целевой программы «Час искусств». Со школьниками Москвы работают и другие культурно-просветительские и методические подразделения:
– Отдел культурно-массовой работы (в составе которого действует Оргкомитет Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы»), осуществляющий организацию и координацию музыкальных фестивалей, конкурсов, тематических проектов, проводящий концерты классической, народной и современной популярной музыки;
– Отделение музейной педагогики, объединяющее три музея: Музей музыкальной культуры и истории Центра «Радость», Музыкально-литературно-художественный исторический музей Великой Отечественной войны «А музы не молчат!», Музей русского народного творчества, традиций и быта;
– Детский интерактивный театр «На Михалковской», представляющий увлекательные музыкальные спектакли и праздничные программы;
– Студия семейного творчества «Дружный дом», привлекающая родителей к совместной с детьми творческой деятельности в разных сферах искусства;
– Издательство «Радость», выпускающее периодические детско-юношеские издания художественной, социальной, культурологической тематики (музыкально-литературно-художественную юношескую газету «Радость», информационное издание программы «Поют дети Москвы»), нотные репертуарные сборники, методическую литературу;
– Ресурсный инновационный центр, решающий задачи обобщения передового педагогического опыта в сфере музыкально-эстетического воспитания, проводящий методические ассамблеи, конференции, семинары, мастер-классы.
Как оператор Городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы» Центр проводит международные, всероссийские и городские конкурсы, смотры, тематические концерты, в которых участвуют сотни образовательных организаций России, курирует деятельность Большого сводного хора московских школьников, общая численность которого сегодня превышает 4 тысячи ребят.
В 2018 года Центр включился в реализацию программы «Московское долголетие», но фактически более 3 лет здесь уже действует хор родителей «Лад», ставший обладателем престижных наград на музыкальных смотрах. Еженедельно по средам и пятницам для тех, кому за 55, работают клубы рукоделия, хоровой класс, кинолекторий, музейные объединения.
Центру удалось эстетически преобразовать и модернизировать образовательные площадки в основном здании на Михалковской улице, сделав их привлекательными не только для детей всех возрастов, но и для взрослых. В Органном и Белом залах Центра регулярно проходят концерты классической, народной и эстрадной музыки. Детский театр «На Михалковской» еженедельно представляет музыкальные спектакли для дошкольников и младших школьников. Есть здесь Интерактивная комната игровых технологий «Лукоморье», Класс изобразительного искусства.
Воспитанники «Радости» с малых лет погружены в атмосферу творчества: приобретаемый ими художественный и социальный опыт формирует эстетический вкус, чуткость к восприятию произведений отечественного и мирового искусства.
Так Центр открывает перед современными школьниками возможности узнавать и переживать чувства, которые еще французский философ XIX века Г. Тард называл «социальной радостью» [9; 64] и связывал с опытом установления дружеских творческих контактов, с коллективной деятельностью в области искусства – одной из высших и наиболее совершенных «социальных целей» [9; 64].
Повторим: музыкальное искусство может и должно раскрывать свой созидательный, творческий потенциал, не обязательно становясь самоцелью. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, – говорил К. Орф, – задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности» [2; 21.].
Огромную роль музыкальное искусство играет в гражданско-патриотическом воспитании молодежи – ведь музыкальная интонация содержит национальные культурные коды, пробуждающие коллективную, социальную память, без которой распадается преемственность поколений, деградирует общество и государство. Об этом сегодня все чаще говорят не только ученые, но и политики. Принятая в 2000 году «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» прямо указывает на культурные и цивилизационные задачи образования, которое призвано обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, развитие культуры межэтнических отношений».
Массовое музыкально-эстетическое воспитание сегодня, безусловно, нельзя свести к практике организации досуговой деятельности. Через досуг, через наполнение свободного от школьных уроков времени музыкальными и художественными впечатлениями эта образовательная среда решает важнейшие задачи государственной образовательной и культурной политики. Она учит молодое поколение отличать истинные художественные ценности от ложных, правду от лжи, учит любви, состраданию и внутренней работе души. Ведь эстетическое чувство красоты пронизывает собой все мировоззрение человека – и только в этом случае оно будет способно, по словам Ф.М. Достоевского, «спасти мир».
Список литературы:
- Античная музыкальная эстетика. – М.: «Музгиз», 1960
- Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. – М. – Л., 1970
- Брауншвиг М. Искусство и дитя: очерк эстетического воспитания. Пер. с фр. Е.М. Чарнолуской; под ред. В.И. Чарнолуского. – СПб.: Т-во «Знание», 1908
- Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Интернет-ресурс: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995
- Платон. Государство. Собр. соч. Т. 4. – М. 1994
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: «Радянська школа», 1969
- Тард Г. Сущность искусства. – М.: АКИ, 2007