Традиционные ценности – ориентиры духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное развитие дошкольников занимает важное место в системе современного образования. В статье представлены основные ориентиры государственной политики, традиционные ценности и определена их роль в становлении и развитии личности ребенка. Автор представляет опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях детского объединения туристско-краеведческой направленности. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, руководителям учреждений дополнительного образования детей.

О.Л. Полесская,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников»,
г. Воронеж

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1; 2]. Возрастает необходимость в воспитании Гражданина страны: освоение, реализация ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству.

И в этом процессе наиболее важным этапом является духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относятся патриотизм, ответственность перед обществом, глубокая духовная привязанность к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием своей страны и населяющих ее людей, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего Человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Уже более десяти лет в Доме пионеров и школьников города Воронежа в объединении туристско-краеведческой направленности «Историки-краеведы» реализуется программа духовно-нравственного воспитания «Дорога добра» для обучающихся в возрасте 5–7 лет (далее – Программа).

Согласно К.Д. Ушинскому, «сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке» имеет «воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил». При этом педагог подчеркивает, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще…» [5, c. 196]

Поэтому цель Программы состоит в приобщении детей к культурным и духовно-нравственным традициям Отечества на образцах классической литературы; в развитии у них лучших человеческих качеств – доброты, сострадания, уважения к родителям, заботы о младших, любви к родной природе и истории родного края, уважения к памяти прежних поколений.

Базовыми в Программе являются такие вечные ценности, как человек, семья, Отечество, культура, мир, добро, здоровье.

Содержание Программы организовано по концентрическому принципу и включает следующие тематические направления:

– славные события исторического прошлого нашей Родины;

– государственные и православные праздники;

– жизненный подвиг граждан России.

В структуру каждого занятия включены беседы и обсуждение близких детям-дошкольникам жизненных ситуаций; чтение и обсуждение нравоучительных текстов; чтение и обсуждение отрывков из классических литературных произведений нравственного характера; знакомство детей с народными пословицами и поговорками назидательного характера; знакомство с произведениями искусства.

Назовем несколько тем для чтения и бесед с дошкольниками:

– «Человек и окружающий мир» (произведения о красоте и совершенстве природы, об отношении человека к окружающему миру);

– «Праздники и обычаи моего народа» (рассказы и стихи о православных праздниках, о связанных с ними народных традициях и обычаях);

– «Храни душу свою» (рассказы, стихи, сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии, о красоте внутренней и внешней, о путях исправления плохих поступков);

– «Кто родителей почитает, тот во век не погибает» (рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в семье, об уважении к родителям, к матери).

Темы для бесед с дошкольниками дают и сюжеты сказок. Например, прославление лучших человеческих качеств в сказке «Царевна-лягушка»; душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»; обличение коварства и предательства, осуждение жадности и зависти в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; и других.

Важным в духовно-нравственном воспитании обучающихся является их знакомство с полотнами великих русских художников – В.И. Сурикова, М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, Б.М. Кустодиева, К.Ф. Юона и других. Дети учатся видеть сюжет картины, понимать чувства художника. И не беда, если они запомнят не все и не всегда поймут глубинный смысл того или иного живописного сюжета. Главное, что у каждого ребенка останется чувство соприкосновения с прекрасным!

Это относится и к поэзии. Стихотворения русских классиков часто иллюстрируют содержательную часть учебных занятий, каждое из которых призвано выполнить главную задачу – расширить знания детей о культуре своего народа, о его нравственных ценностях, о духовных традициях Отечества.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство Родины. Поэтому важно приучать детей думать, размышлять над услышанным, давать нравственную оценку действиям окружающих, а главное, своим собственным поступкам.

Необходимо приобщать детей к традициям государства, народа, православия, которые в истории нашего Отечества переплелись столь тесно, что иногда их невозможно отделить друг от друга. Так, знакомство с Государственным гербом России, с изображением святого Георгия сопровождается рассказом о подвиге этого святого, о том, что лента советского ордена Славы и лента медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», которыми награждались ее участники, повторяют ленту Георгиевского креста – самой популярной военной награды дореволюционной России.

Помимо бесед о нравственности, в работе с дошкольниками используются: посещение музеев с последующим обсуждением; прогулки к Святым местам и источникам; просмотры видеофильмов и мультфильмов; чтение сказок и преданий; художественный труд, декоративно-прикладное искусство, знакомство с народными ремеслами; рассматривание репродукций картин художников; конкурсы, выставки рисунков и поделок.

Мощным источником духовно-нравственного воспитания дошкольников является общение с прекрасным – природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Дети по натуре своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за окружающим миром, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют детей, учат их сопереживать, обогащают их эмоциональный опыт. Очень важно научить ребенка чувствовать себя довольным и счастливым в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

Духовно-нравственное развитие дошкольника определяется степенью его социального развития и вовлечением в культурные традиции, а также образом жизни его семьи [4]. Только все вместе – образовательное учреждение и семья – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заронить в детские души семена любви и добра, заложить основы понимания того, что в жизни надо спешить делать добрые дела, не только получать, но и отдавать.

Необходимо, чтобы взаимодействие педагога с родителями носило характер воспитательного союза, в котором обе стороны осознают свою роль и уважают друг друга. С уверенностью можно сказать, что и родители, и педагог хотят, чтобы дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Хочется отметить, что родители обучающихся по Программе всегда с большим желанием принимают активное участие в подготовке к конкурсам, праздникам, сопровождают детей на экскурсии. В перспективе с целью установления тесных контактов с семьей и обеспечения единства в воспитании нравственной культуры обучающихся планируются: общие и групповые родительские собрания; консультации; проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, праздников); анкетирование и тестирование родителей с целью оказания им консультативной помощи по вопросам семейного воспитания; различные формы наглядности – информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ.

Особое значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников имеет направленность личности педагога, в том числе такие его качества, как доброжелательность, принятие, умение правильно выстроить диалог с детьми с учетом их особенностей и возможностей, способность создать необходимые для их развития и социализации условия. Личность педагога непосредственно влияет на формирование личностных качеств ребенка, являясь духовно-нравственным ориентиром дошкольника [3]. Для того, чтобы быть для своих воспитанников идеалом человечности, созидателем важнейших жизненных ценностей – Истины, Добра и Красоты – педагог должен постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир.

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой ответственной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное, постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.

В заключение хочется сказать: то, каким мы хотим видеть будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознании детей. Главным результатом духовно-нравственного воспитания дошкольников является усвоение ими вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. И если, владея этими ценностями, они будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет государство.

Список источников:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
  3. Илюхина Т.Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе // Молодой ученый. 2020. № 38. С. 105–107.
  4. Меньшиков В.М., Ильина О.С. Духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовательном учреждении: задачи, принципы, содержание, технологии // Ученые записки: Научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. – URL: file:///C:/Users/z.kargina/Downloads/pdf_052-014.pdf (дата обращения: 31.01.2025).
  5. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности. М.: Изд-во АСТ, 2018. 572 с.
  6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 тт. Т. 1 / Под ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. 584 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: